logo
курс лекций

Анализ условий поведения

Модель поведенческого анализа была разработана Кэнфером с учетом основных положений теорий регуляции поведения и на основе ранее представленных нами принципов поведенческой диагностики.

Главная зависимая переменная – поведение ( R ) понимается Кэнфером как функция ряда независимых переменных ( S , O , K , C ). Эти независимые переменные изучаются в процессе диагностики, и служат целям составления плана терапии. В процессе терапии, изменяя независимые переменные, терапевт добивается осуществления определенной ранее терапевтической цели.

В соответствии с моделью поведенческого анализа, проблемное поведение ( R ) является следствием ситуативных ( S ) или биологических ( O ) детерминант, и само вызывает определенные последствия ( K , C). Эти последствия, в свою очередь, также могут изменять как поведение, так и предшествовавшие ему ситуативные и биологические детерминанты.

В последнее время эти пять переменных все чаще дополняют шестой переменной – (Е), под которой понимаются определенные ожидания и установки в отношении своего поведения и его последствий.

Отдельные компоненты этой схемы принято понимать следующим образом:

 

Символ

Диагностическая информация

 

С

Детальное и релевантное поведению описание стимулов, которые запускают или тормозят соответствующее поведение человека. Различают физические, социальные и поведенческие стимулы.

Под физическими стимулами понимают объекты предметного мира, под социальными – действия, присутствие или отсутствие других людей. Сами действия клиента также могут быть стимулами, если они запускают или тормозят иные его собственные действия.

О

Биологические качества организма, которые важны для поведения, придают ему те или иные особенности.

R

Моторное (вербальное и невербальное), эмоциональное и когнитивное (мысли, образы, представления, мечты) и физиологические поведенческие черты. Неверным будет давать обобщенные наименования (например, страх, агорафобия, депрессия). Требуется описание конкретных качественных и количественных признаков, имеющих отношение к S , E , а также – O , K , C .

K

Обычные, привычные и стабильные последствия поведения.

C

Актуальные последствия поведения, которые различаются по времени появления (кратковременные и долговременные); по качеству (позитивное или негативное подкрепление и наказание) и по месту возникновения (внутренние или внешние)

E

Планы, нормы, установки, ожидания и атрибутивные процессы, имеющие отношение к планированию и осуществлению поведенческих намерений. Эти внутренние когнитивные процессы должны касаться ситуации, собственного поведения, его возможных последствий, поведения других людей и т.д.

Таблица 1. Элементы модели поведенческого анализа Кэнфера (по Hautzinger , 1996)

Способы и место сбора релевантной схеме информации зависят от множества факторов, в первую очередь – от характера поведенческой проблемы и готовности людей из близкого окружения клиента принимать участие в терапии.

Информация может быть получена в процессе беседы с клиентом, но чаще она перепроверяется с использованием включенного или скрытого наблюдения в реальной обстановке – в семье, на рабочем месте, на улице, в квартире клиента. Если это невозможно, используют различного рода модельные ситуации (тесты ролевой игры) или специальные бланки самонаблюдения, вопросники и пр.

Результатом анализа условий поведения становятся уточненные терапевтические цели, предположения о последствиях их достижения для непосредственного окружения клиента и для него самого. Эти предположения обсуждаются с клиентом и людьми из его непосредственного окружения и служат основой для планирования и контроля процесса поведенческой психотерапии.