Вопрос 4. Опросник самоотношения
Опросник самоотношеиия (Столин В. В., 1985) представляет собой многомерный психодиагностический инструмент, основанный на принципе стандартизованного самоотчета.
Опросник содержит 62 пункта в виде утверждений типа: «Вряд ли меня можно любить по-настоящему», «Мои достоинства вполне перевешивают мои недостатки», «Иногда я сам себя плохо понимаю», «Когда у меня возникает какое-либо желание, я прежде всего спрашиваю себя, разумно ли это», «Случайному знакомому я скорее всего покажусь человеком приятным», «Посторонний человек на первый взгляд найдет во мне много отталкивающего»,
Утверждения опросника формировались автором, исходя из представлений о строении самоотношения, описанных в § 9.1. Большинство формулировок оригинальны, хотя некоторые имеют сходство с утверждениями из других опросников самоотношения; два утверждения были взяты из опросника локуса контроля Роттера (Rotter J., 1967). Утверждения формулировались от первого лица; использовались два варианта ответа «согласен» и «не согласен».
Факторная структура опросника выявлялась на выборке из 175 студентов гуманитарных вузов Москвы (115 женщин и 60 мужчин). Средний возраст испытуемых — 20 лет.
В инструкции испытуемым указывалось, что им будет предъявлен личностный опросник, который не предполагает правильных и неправильных ответов и направлен на анализ личного мнения отвечающих. Кроме того, испытуемым сообщалось, что основная цель эксперимента — это создание надежного психологического теста, и их ответы, как ответы людей с гуманитарными наклонностями и образованием, особенно ценны для этой работы. Испытуемым также указывалось, что результаты будут закодированы и затем обработаны с помощью ЭВМ; им разрешалось подписывать свои ответы псевдонимом. После окончания опыта испытуемых просили не сдавать свои протоколы в том случае, если они затруднялись давать искренние ответы. Инструкция и процедура опроса, таким образом, были направлены на снижение влияния социальной желательности и стратегии самоподачи на ответы.
Результаты подвергались факторному анализу по методу главных факторов с последующим варимакс-вращением по методу Кайзера (Харман Г., 1972) по программе, подготовленной Г. П. Бутенко на ЭВМ ЕС-1022.
В результате факторизации массива данных по методу главных факторов было выделено 10 факторов, исчерпывающих 99,78% суммарной общности. Эти 10 факторов были подвергнуты варимакс-вра-щению, 8 из них были оправданы по критерию Левандовского (Леван-довский Н. Г., 1980).
На основании результатов были составлены словесные портреты по одному на каждый полюс всех восьми факторов; эти словесные портреты предъявлялись для интерпретации экспертам — психологам-консультантам. С помощью этой процедуры и дополнительного содержательного анализа 7 факторов были интерпретированы и отобраны в качестве шкал.
-
Самоуверенность («У меня достаточно способностей и энергии воплотить в жизнь задуманное»).
-
Ожидаемое отношение (позитивное или негативное) от других («Вряд ли я вызываю симпатию у большинства моих знакомых»).
-
Самоприятие («Мое отношение к самому себе можно назвать дружеским», «В целом меня устраивает то, какой я есть»).
-
Саморуководство, внутренняя последовательность («К сожалению, если я и сказал что-то, это не значит, что именно так я и буду поступать»).
-
Самообвинение («Если я и отношусь к кому-либо с укоризной, то, прежде всего к самому себе»).
-
Самоинтерес («Если бы мое второе «Я» существовало, то для меня это был бы самый скучный партнер по общению»).
7. Самопонимание («Иногда я сам себя плохо понимаю»).
Выделившиеся факторы были интерпретированы как наиболее
конкретный уровень самоотношения — уровень внутренних действий в адрес самого себя или готовностей к таким действиям. Соответствующие шкалы содержат по 6—7 пунктов.
Последовательное вращение 3, 4 и 5 факторов позволило остановиться на трехфакторном решении, как наиболее содержательно интерпретируемом. Эти факторы образовали более обобщенный уровень самоотношения, описываемый четырьмя измерениями.
Самоуважение — шкала из 14 пунктов, объединивших утверждения, касающиеся «внутренней последовательности», «самопонимания», «самоуверенности». Речь идет о том аспекте самоотношения, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, понимание самого себя.
Аутосимпатия — шкала из 16 пунктов, объединяющая пункты, в которых отражается дружественность-враждебность к собственному «Я». В шкалу вошли пункты, касающиеся «самоприятия», «самообвинения». В содержательном плане шкала на позитивном полюсе объединяет одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку, на негативном полюсе — видение в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению. Пункты свидетельствуют о таких эмоциональных реакциях на себя, как раздражение, презрение, издевка, вынесение еамоприговоров («и поделом тебе»).
Самоинтерес — шкала из 8 пунктов, отражает меру близости к-самому себе, в частности интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой «на равных», уверенность в своей инте-ресности для других.
Ожидаемое отношение от других — шкала из 13 пунктов, отражающих ожидание позитивного или негативного отношения к себе окружающих. Человек, ожидающий антипатичного отношения к себе, ждет его как от большинства, от посторонних или мало с ним связанных людей, так и от немногих, любовь которых ему важна. От других людей такой человек ждет отрицания его внутренних достоинств (совести), антипатии к своей внешности. При этом он как бы принимает (постулируемую им) антипатию других, что проявляется в том, что и себе он не желает добра по-настоящему. Себя он считает уникальным,, непохожим на других, не ставит перед собой задачу на увеличение самоуважения.
Содержательный анализ результатов позволил также интерпретировать главный фактор до вращения (29,82% суммарной общности) как отражение глобального самоотношения, т, е. внутренне недифференцированного чувства «за» и «против» самого себя. Балл по глобальному самоотношению подсчитывает! на основе учета ответов 30 (из 62) пунктов опросника.
Таким образом, данная версия опросника позволяет выявить три - уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности: 1) глобальное самоотношение, 2) самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутосимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе; 3) уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я».
Опросник обладает удовлетворительной ретестовой надежностью (30 испытуемых; интервал между двумя тестированиями 7—10 дней): глобальное самоотношение — 0,88, самоуважение — 0,74, аутосимпа-тия — 0,83, самоинтерес — 0,75, ожидаемое отношение других — 0,62, самоуверенность — 0,90, ожидаемое отношение других — 0,663, самоприятие — 0,76, саморуководство — 0,57, самообвинение — 0,69, самоинтерес — 0,80, самопонимание — 0,63.
Опросник стандартизирован на 260 испытуемых обоих полов.
Исследования по валидности опросника проводятся в настоящее время. Получены некоторые данные в пользу конструктной валидности. Так, с помощью факторного анализа большого массива пунктов были выделены два стиля защиты самоотношения. Один из них был назван «Защитой самоотношения с помощью фальсификации «Я». В соответствующем факторе наряду с утверждениями, взятыми из шкал лжи различных опросников, объединились утверждения типа: «Я считаю, что моим большим достоинством является внутренняя честность — я могу признаться перед другими и самим собой в своих ошибках и недостатках». Другой стиль защиты был назван «агрессивная защита». Пункты, вошедшие в соответствующий фактор, свидетельствуют о взрывной, экстренной мобилизации защиты против угрозы «Я», агрессии по отношению к критику или обидчику, при этом без позднейшей дискредитации его, честном признании своей вспыльчивости и раздражительности, признании ситуаций, в которых субъект действует как прагматик, высокой оценке своей внешности.
Исходя из психологического смысла описанных защитных стилей, можно было ожидать, что защита путем фальсификации «Я* будет отрицательно связана с самоинтересом (близостью к себе), а «агрессивная защита» — положительно. Такие корреляции были получены: защита путем фальсификации с самоинтересом — —0,4, «агрессивная защита» с самоинтересом — 0,184. Можно было также ожидать, что лаже если защита путем фальсификации «Я» и будет эффективна с точки зрения недопущения прямого негативного отношения к себе (т. е. глобального негативного самоотношения, антипатии к себе, неуважения к себе), то вряд ли она окажется эффективной в предохранении от ожиданий негативного отношения других. Субъект с такой защитой должен проецировать неосознанное негативное самоотношение, недопускаемое в сознание с помощью этого типа защиты, в виде ожидания негативной оценки окружающих. «Агрессивная защита» не должна ассоциироваться с ожиданием негативных оценок окружающих, и если она действительно эффективна, показывать положительную связь с какими-то аспектами самоотношения. Такие данные и бы--ли получены. Защита путем фальсификации отрицательно коррелирует с ожиданием позитивного отношения окружающих (—0,21) и не коррелирует с глобальным самоотношением, самоуважением, аутосим-патией. «Агрессивная защита» положительно коррелирует с аутосим-патией (0,28), что свидетельствует о ее эффективности.
Глобальное самоотношение, выявляемое по опроснику, значимо положительно связано с мерой самоотношения, подсчитанной как корреляция между ранжировкой цветов из восьмицветного набора Люше-ра по степени, в которой цвет характеризует испытуемого, и ранжировкой тех же цветов по мере привлекательности, составленной на основе их оценки в баллах.
Настоящая версия опросника может быть использована в «ситуации клиента» для выработки целей психотерапевтического воздействия, т. е. в условиях добровольного обращения за психологической помощью, а также для научных целей. Прямая форма большинства вопросов и отсутствие корректировочных шкал пока не позволяют использовать опросник в экспертных ситуациях.
- Вопрос 1. Понятие о психодиагностике.
- Вопрос 2. Психодиагностический метод и психодиагностическое обследование
- Вопрос 3. Психодиагностические задачи
- Вопрос 4. Классификации психодиагностических процедур и их основания
- Тема: Требования к построению и проверке психодиагностических методик
- Вопрос 1. Требования к психодиагностической литературе и методическим материалам.
- Вопрос 2. Валидность и способы ее оценки
- Вопрос 3. Надежность психодиагностических методик.
- Вопрос 4. Требования к организации психодиагностических процедур.
- Требования к пользователям
- Использование методик специалистами-смежниками
- Вопрос 1.
- Вопрос 2. Психодиагностика личностных черт (тест-опросники и субъективное шкалирование)
- Вопрос 3.
- Вопрос 4. Психодиагностика мотивации
- Вопрос 5. Измерение мотивации достижения
- Вопрос 1. Понятие поведенческой диагностики
- Функциональный анализ поведения по Кэнферу
- Определение целевого поведения
- Анализ условий поведения
- Вопрос 2. Схема basic id а. Лазаруса и ее использование в поведенческой диагностике
- Планирование и контроль терапевтических вмешательств
- Методы поведенческой диагностики
- Модель а-в-а
- Вопрос 3. Методы психодиагностики самосознания
- Вопрос 4. Опросник самоотношения
- Вопрос 5. Методы измерения локуса контроля
- Вопрос 1. Общая характеристика диагностики межличностных отношений.
- Вопрос 2. Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений.
- Вопрос 3. Методики косвенной оценки межличностных отношений
- Вопрос 4. Диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения.
- Вопрос 5. Методики исследования субъективного отражения межличностных отношений.