logo
курс лекций

Вопрос 5. Измерение мотивации достижения

В результате почти 30-летних исследований в области мотивации достижения, проведенных большой группой исследователей, построена не только одна из наиболее тщательно разработанных теорий мотива­ции, но и создан на основе этой теории валидный и надежный инстру­мент для диагностики мотивов, входящих в структуру мотивации до­стижения — мотива достижения (=мотив добиться успеха) и мотива избегания неудачи.

Выход книги Д. Макклелланда, Дж. Аткинсона и сотр. «Мотив достижения», в которой изложена разработка проективной методики мотива достижения, послужил своеобразной вехой в исследовании мо­тивации поведения человека (McClelland D., Atkinson J. et al., 1953). После этого начался поток публикаций, основанных на их взглядах, и этот интерес не уменьшается до сих пор. Ими был использован метод тематической апперцепции, который оказался чувствительным к экспериментальной активации мотивации и позволил оценивать относи­тельно устойчивые и генерализованные индивидуальные различия в си­ле мотивов.

Метод измерения мотивации достижения основывается на следую­щих двух идеях. Во-первых, используется идея 3. Фрейда о функции сновидений и механизме проекции. Исходя их этого особенности моти­вации определяются на основе анализа продуктов воображения, фанта­зии. Во-вторых, принимается идея о том, что ^мотивы могут быть экс­периментально активированы и их интенсивность можно контролиро­вать через манипуляцию ситуацией стимуляции.

В первых исследованиях, проведенных Дж. Аткинсоном и Д. Макклелландом, после пищевой депривации различной продолжительности (1, 4, 16 ч), испытуемые составляли рассказы на основе предъявляе­мых им картинок. Было обнаружено, что с увеличением времени с мо­мента последнего приема пищи возрастали высказывания, касающиеся еды, пищевой депривации, потребности в еде, способов поиска пиши и т. д. Конечно, пищевая потребность не является простой функцией вре­мени пищевой депривации. Главное, что было обнаружено — в про­дуктах воображения и фантазии хорошо отражается динамика моти­вации.

Влияние ситуационных детерминант на интенсивность мотивации было показано в работе (McClelland D., Atkinson J. et al., 1953), где авторы, кроме того, приводят данные о валидности и другие психомет­рические характеристики методики измерения мотивации достижения. Экспериментальная процедура была построена так, что создавалось шесть различных ситуаций для активации различных уровней в интен­сивности мотивации достижения. После выполнения задания в экспе­риментальной ситуации испытуемые принимали участие в групповом тесте на творческое воображение (вариант ТАТ). Они составляли рас­сказы на основе четырех картинок. Использовались различные картинки: некоторые из них были взяты из ТАТ Г. Мюррея, а другие были ори­гинальными. Картинки предъявлялись в течение 20 с, затем испытуе­мые по ним составляли рассказы, руководствуясь следующими че­тырьмя вопросами:

  1. Что здесь происходит? Кто эти люди?

  2. Что привело к этой ситуации? Что произошло перед этим?

  3. О чем думают эти люди? Чего они желают?

  4. Что произойдет дальше?

На составление рассказа отпускались 4 мин, по 1 мин на каждый вопрос. Был разработан специальный контент-анализ для измерения мотива достижения. При подсчете баллов вначале определялось, носит ли рассказ характер ориентации на достижение (к примеру, имеется ли в рассказе указание на состязание со «стандартным мастерством» и т. д.). В данном случае подсчитывается категория «образа достиже­ния» и выделяются другие категории: потребность в достижении (N), инструментальная активность (/), позитивное предвосхищение цели (Ga+), негативное предвосхищение цели (Go,-), внутреннее препятст­вие р), внешнее препятствие (Bw), положительное эмоциональное состояние {Ga^), отрицательное эмоциональное состояние (G-), тема достижения (77i). Балл, полученный при использовании этой процеду­ры, как мы указывали выше, принято обозначать (nAch). Максималь­ный балл в одном рассказе не превышает +11. Индекс {nAch) полу­чается суммированием баллов, приписанным всем рассказам.

В этих исследованиях было получено, что в разных ситуациях частота категорий (nAch) различается. Так, индекс (tiAch) в ситуации, ориентированной на достижение, и ситуации релаксации был разли­чен — в первой ситуации уровень мотивации достижения был намного сильнее, чем во второй. Было обнаружено, таким образом, что уровень мотивации достижения зависит от уровня стимуляции в предшествую­щих ситуациях.

Обнаружилось также, что у мужчин индекс (nAch) сильнее зависит от условий активации, чем у женщин. В более поздних исследованиях указывается на неоднозначность связи между индексом (nAch) и ори­ентированной на достижение инструкцией у женщин (Klinger E., 1966).

Этой группой исследователей были разработаны и другие проектив­ные процедуры, аналогичные (nAch) ТАТ. Элизабет Френч создала «тест на инсайт» (FT1) (Atkinson J., 1958). Он состоит из 10 коротких утверждений о действиях, желаниях определенных лиц. Кодирование ответов проводилось аналогично (nAch) TAT. Исследования показали высокую конвергентную валидность двух методик.

Комбинация проективной техники с методом множественного выбо­ра использована в тесте «Интерпретация картинок» (IPIT) (Atkin­son J., 1958). Испытуемый должен по картинке подобрать рассказ. Для выбора предлагается несколько рассказов, один из которых носит характер ориентации на достижение,

В начале измерительный метод (nAch) не был дифференцирован для выделения двух мотивов (или мотивационных тенденций) — моти­ва достижения и мотива избегания неудачи. Возможность такой диференциации была показана в различных исследованиях на основании корреляции (nAch) с различными критериями (MacArthur R., 1955), воспроизведением завершенных и незавершенных задач (Atkinson J., 1958). Согласно этим исследованиям, избегательная тенденция соответ­ствовала испытуемым, у которых индекс (nAch) находился в пределах от низкого До среднего. Р. Моултон в 1958 г. дифференцировал два указанных мотива в контент-анализе (Moulton R., 1958). Однако аме­риканская группа исследователей мотивации достижения пошла по другому пути для выявления избегательной тенденции. Для этого бы­ли использованы опросники для диагностики тревожности. Оказалось, что опросник для оценки тестовой тревоги С. Мандлера и С. Сарасона TAQ хорошо подходил для диагностики мотива избегания неудачи (Mandler S., Sarason S., 1952). В дальнейшем процедура для диагно­стики мотивов (Ms) и (Маг) стала обозначаться как (nAch TAT— TAQ). Согласно ей люди с мотивом добиться успеха выделяются на основании высоких баллов по (nAch TAT) и низких баллов по (TAQ), а мотиву избегания неудач соответствуют низкие баллы по (nAch) и высокие по (TAQ). Иногда выделяют еще два средних мотива (оба бал­ла высокие либо оба балла низкие). Основываясь па контент-анализе {nAch) X. Хекхаузен разработал два новых ключа: надежда на ус­пех (HS) (мотив стремления к успеху) и страх неудачи (FF) (мотив избегания неудачи) (Heckhausen H., 1963). Используются б картинок. При применении этой методики используются следующие обозначения: (HS) — соответствует мотиву стремления к успеху, (FF) — соответст­вует мотиву избегания неудачи, (HS+FF) — выражает суммарную мо­тивацию достижения.

Укажем основные категории контент-анализа X. Хекхаузена. Для мотива стремления к успеху Ms (или HS) выделены следующие кате­гории: 1) потребность в достижении успеха, 2) инструментальные дей­ствия для успеха, 3) ожидание успеха, 4) похвала, 5) положительное эмоциональное состояние, 6) тема успеха.

«Психологические затрудне­ния» опросник личностный. Пред­ложен Т. Л. Романовой в 1992 г. Предназ­начен для экспресс-диагностики уровня субъективных переживаний индивидом своих жизненных трудностей.

«П. з» состоит из 33 утверждений, ко­торые обследуемый должен оценить как «верные» или «неверные» по отношению к себе, напр.:

При формулировании утверждений опросника автор исходил из содержания жалоб, с которыми обращаются клиенты психологических консультаций. Боль­шинство жалоб затрагивали четыре сфе­ры жизнедеятельности (что и было отра­жено в утверждениях). Это неудовлетво­ренность: 1) собой, своей жизнью в це­лом; 2) общением, межличностными кон­тактами; 3) отношениями с супругом; 4) отношениями с детьми.

Валидность опросника устанавлива­лась на основе сравнения результатов, полученных в контрастных группах (в каждой группе по 30 человек). Различия достоверны с высоким уровнем значимос­ти. Коэффициент корреляции (см. Корре­ляционный анализ) с внешним критери­ем — 0,526. Надежность по внутренней согласованности (по результатам обсле­дования 200 человек) достаточно высока (г = 0,71). Надежность ретестовая (ин­тервал 2 нед) — 0,63. Сообщается о нор­мативных данных, полученных на выбор­ке из 280 обследованных.

Диагностика направленности личности

Методика разработана чешскими психологами В. Смекалом и М. Кучером. В основе методики Смекала—Кучера лежит несколько измененная ориентировочная анкета Б. Басса. Методика Смекала—Кучера основана на словесных реакциях испытуемого в предполагаемых ситуациях, связанных с работой или участием в них других людей. Ответы испытуемого зависят от того, какие виды удовлетворения и вознаграждения он предпочитает. Хотя у испытуемого и создается впечатление, что с помощью этой методики исследователи получают ориентировочную информацию о нем самом, в действительности же испытание позволяет изучить его основную жизненную позицию. Назначение исследования — определение направленности человека:

Личностная направленность (направленность на себя — НС) связывается с преобладанием мотивов собственного благополучия, стремления к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребности людей вокруг себя. В работе он видит прежде всего возможность удовлетворить свои притязания.

Коллективистскую направленность, или направленность на взаимные действия (ВД) характеризует ситуация, когда поступки человека определяются потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности.

Деловая направленность (направленность на задачу — НЗ) отражает преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми умениями и навыками. Обычно такой человек стремится сотрудничать с коллективом и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи.

Необходимо отметить, что все три вида направленности не существуют абсолютно самостоятельно и независимо, а сочетаются друг с другом. Поэтому правильнее будет говорить в результате диагностики не о единственной, а о доминирующей направленности личности.

Указания для испытуемого: на каждый пункт анкеты вы можете дать три ответа, обозначенные буквами А, В, С. Из ответов на каждый пункт выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения, который для вас наиболее ценен или больше всего соответствует правде. Букву вашего ответа напишите в «Листе ответов» (табл. 17.1) против номера вопроса в столбике «Больше всего». Затем из ответов на этот же вопрос выберите наименее приемлемый вариант. Соответствующую букву напишите против номера вопроса, но в рубрике «Меньше всего». Для каждого вопроса используйте только две буквы, оставшийся ответ не записывайте нигде. Над вопросами не думайте слишком долго: первый выбор обычно бывает самым точным. Время от времени проверяйте, правильно ли вы записываете ответы, в те ли столбцы, везде ли проставлены буквы. Если обнаружится ошибка, исправьте ее, но так, чтобы исправление было четко видно.

Текст опросника

1. Наибольшее удовлетворение в жизни дает:

2. Если бы я играл в футбол, то хотел бы быть:

3. Лучшие преподаватели — это те, кто:

4. В глазах учеников самые плохие преподаватели — те, кто:

5. Я рад, когда мои друзья:

6. Лучшими друзьями считаются те:

7. Я хотел бы быть известным, как такой человек:

8. Если бы я мог выбирать, я хотел бы быть:

9. Когда я был ребенком, я любил:

10. Больше всего мне не нравится, когда я:

11. Основная роль школы должна заключаться в:

12. Мне не нравятся коллективы, в которых:

13. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал его:

14. Мне кажется, что я способен на максимум достижений, когда:

15. Я люблю:

16. Если бы обо мне писали в газетах, мне хотелось бы, чтобы:

17. Лучше всего я учился бы, если бы преподаватель:

18. Нет ничего хуже, чем:

19. Больше всего я ценю:

20. Очень мало людей:

21. Я не переношу:

22. Я хотел бы:

23. Я люблю начальство, когда оно:

24. На работе я хотел бы:

25. Я хотел бы прочитать книгу:

26. Если бы у меня были музыкальные способности, я хотел бы быть:

27. Свободное время с наибольшим удовольствием провожу:

28. При условии одинакового финансового успеха я бы с удовольствием:

29. Для меня важнее всего знать:

30. Человек должен вести себя так, чтобы:

Таблица Лист ответов (форма 1)

№ п/п

Больше всего

Меньше всего

 

Больше всего

Меньше всего

 

Больше всего

Меньше всего

№ п/п

Больше всего

Меньше всего

1

 

 

9

 

 

16

 

 

24

 

 

2

 

 

10

 

 

17

 

 

25

 

 

3

 

 

11

 

 

18

 

 

26

 

 

4

 

 

12

 

 

19

 

 

27

 

 

5

 

 

13

 

 

20

 

 

28

 

 

6

 

 

14

 

 

21

 

 

29

 

 

7

 

 

15

 

 

22

 

 

30

 

 

8

 

 

 

 

 

23

 

 

 

 

 

Обработка результатов. Если указанная в ключе (табл. 17.2) буква занесена в рубрику «Больше всего», то испытуемому ставится знак «+» по данному виду направленности. Если же она расположена под индексом «Меньше всего», то ему ставится знак « - ». Затем подсчитывают количество «+» и записывают их в итоговую таблицу в соответствующие столбцы НС, ВД, или НЗ в зависимости от того, какой ключ использовался (табл. 17.3). Так же подсчитывается количество « - ».

Количество «+» суммируется с количеством « - » (с учетом знака!). Полученный результат записывается в итоговую таблицу (табл. 17.4) в строку «Сумма». Наконец, к полученному числу прибавляется 30 (опять с учетом знака!). Этот показатель и характеризует уровень выраженности данного вида направленности. Общая сумма всех баллов по трем видам направленности должна быть равна 90.

Проверка: общая сумма равна 27 + 29 + 34 = 90.

Таблица Ключ к опроснику Смекала—Кучера

Направленность

на себя (НС)

на взаимодействие (ВД)

на задачу (НЗ)

1. А

11. В

21. С

1. С

11. С

21. А

1. В

11. А

21. В

2. В

12. В

22. С

2. С

12. А

22. А

2. А

12. С

22. В

З. А

13. С

23. В

3. С

13. А

23. С

3. В

13. В

23. А

4. А

14. С

24. С

4. В

14. А

24. А

4. С

14. В

24. В

5. В

15. А

25. В

5. А

15. С

25. А

5. С

15. В

25. С

6. С

16. В

26. В

6. А

16. С

26. А

6. В

16. А

26. С

7. А

17. А

27. А

7. С

17. С

27. В

7. В

17. В

27. С

8. С

18. А

28. В

8. В

18. С

28. С

8. А

18. В

28. А

9. С

19. А

29. А

9. А

19. В

29. С

9. В

19. С

29. В

10. С

20. С

30. С

10. В

20. В

30. А

10. А

20. А

30. В

Таблица Итоговая таблица (форма 2)

 

НС

ВД

НЗ

Количество «+»

 

 

 

Количество « - »

 

 

 

Сумма

 

 

 

+30

 

 

 

Таблица Итоговая таблица (пример)

 

НС

ВД

НЗ

Количество «+»

+ 8

+ 10

+ 12

Количество « - »

- 11

- 11

- 8

Сумма

- 3

1

+ 4

+ 30

+ 27

+ 29

+ 34

Тема: Поведенческая диагностика.

(4 часа)

При раскрытии данной темы необходимо рассмотреть следующие вопросы:

  1. Понятие поведенческой диагностики

  2. Схема BASIC ID А. Лазаруса и ее использование в поведенческой диагностике.

  3. Методы психодиагностики самосознания.

  4. Опросник самоотношения

  5. Методы измерения локуса контроля