Вопрос 5. Измерение мотивации достижения
В результате почти 30-летних исследований в области мотивации достижения, проведенных большой группой исследователей, построена не только одна из наиболее тщательно разработанных теорий мотивации, но и создан на основе этой теории валидный и надежный инструмент для диагностики мотивов, входящих в структуру мотивации достижения — мотива достижения (=мотив добиться успеха) и мотива избегания неудачи.
Выход книги Д. Макклелланда, Дж. Аткинсона и сотр. «Мотив достижения», в которой изложена разработка проективной методики мотива достижения, послужил своеобразной вехой в исследовании мотивации поведения человека (McClelland D., Atkinson J. et al., 1953). После этого начался поток публикаций, основанных на их взглядах, и этот интерес не уменьшается до сих пор. Ими был использован метод тематической апперцепции, который оказался чувствительным к экспериментальной активации мотивации и позволил оценивать относительно устойчивые и генерализованные индивидуальные различия в силе мотивов.
Метод измерения мотивации достижения основывается на следующих двух идеях. Во-первых, используется идея 3. Фрейда о функции сновидений и механизме проекции. Исходя их этого особенности мотивации определяются на основе анализа продуктов воображения, фантазии. Во-вторых, принимается идея о том, что ^мотивы могут быть экспериментально активированы и их интенсивность можно контролировать через манипуляцию ситуацией стимуляции.
В первых исследованиях, проведенных Дж. Аткинсоном и Д. Макклелландом, после пищевой депривации различной продолжительности (1, 4, 16 ч), испытуемые составляли рассказы на основе предъявляемых им картинок. Было обнаружено, что с увеличением времени с момента последнего приема пищи возрастали высказывания, касающиеся еды, пищевой депривации, потребности в еде, способов поиска пиши и т. д. Конечно, пищевая потребность не является простой функцией времени пищевой депривации. Главное, что было обнаружено — в продуктах воображения и фантазии хорошо отражается динамика мотивации.
Влияние ситуационных детерминант на интенсивность мотивации было показано в работе (McClelland D., Atkinson J. et al., 1953), где авторы, кроме того, приводят данные о валидности и другие психометрические характеристики методики измерения мотивации достижения. Экспериментальная процедура была построена так, что создавалось шесть различных ситуаций для активации различных уровней в интенсивности мотивации достижения. После выполнения задания в экспериментальной ситуации испытуемые принимали участие в групповом тесте на творческое воображение (вариант ТАТ). Они составляли рассказы на основе четырех картинок. Использовались различные картинки: некоторые из них были взяты из ТАТ Г. Мюррея, а другие были оригинальными. Картинки предъявлялись в течение 20 с, затем испытуемые по ним составляли рассказы, руководствуясь следующими четырьмя вопросами:
-
Что здесь происходит? Кто эти люди?
-
Что привело к этой ситуации? Что произошло перед этим?
-
О чем думают эти люди? Чего они желают?
-
Что произойдет дальше?
На составление рассказа отпускались 4 мин, по 1 мин на каждый вопрос. Был разработан специальный контент-анализ для измерения мотива достижения. При подсчете баллов вначале определялось, носит ли рассказ характер ориентации на достижение (к примеру, имеется ли в рассказе указание на состязание со «стандартным мастерством» и т. д.). В данном случае подсчитывается категория «образа достижения» и выделяются другие категории: потребность в достижении (N), инструментальная активность (/), позитивное предвосхищение цели (Ga+), негативное предвосхищение цели (Go,-), внутреннее препятствие (Вр), внешнее препятствие (Bw), положительное эмоциональное состояние {Ga^), отрицательное эмоциональное состояние (G-), тема достижения (77i). Балл, полученный при использовании этой процедуры, как мы указывали выше, принято обозначать (nAch). Максимальный балл в одном рассказе не превышает +11. Индекс {nAch) получается суммированием баллов, приписанным всем рассказам.
В этих исследованиях было получено, что в разных ситуациях частота категорий (nAch) различается. Так, индекс (tiAch) в ситуации, ориентированной на достижение, и ситуации релаксации был различен — в первой ситуации уровень мотивации достижения был намного сильнее, чем во второй. Было обнаружено, таким образом, что уровень мотивации достижения зависит от уровня стимуляции в предшествующих ситуациях.
Обнаружилось также, что у мужчин индекс (nAch) сильнее зависит от условий активации, чем у женщин. В более поздних исследованиях указывается на неоднозначность связи между индексом (nAch) и ориентированной на достижение инструкцией у женщин (Klinger E., 1966).
Этой группой исследователей были разработаны и другие проективные процедуры, аналогичные (nAch) ТАТ. Элизабет Френч создала «тест на инсайт» (FT1) (Atkinson J., 1958). Он состоит из 10 коротких утверждений о действиях, желаниях определенных лиц. Кодирование ответов проводилось аналогично (nAch) TAT. Исследования показали высокую конвергентную валидность двух методик.
Комбинация проективной техники с методом множественного выбора использована в тесте «Интерпретация картинок» (IPIT) (Atkinson J., 1958). Испытуемый должен по картинке подобрать рассказ. Для выбора предлагается несколько рассказов, один из которых носит характер ориентации на достижение,
В начале измерительный метод (nAch) не был дифференцирован для выделения двух мотивов (или мотивационных тенденций) — мотива достижения и мотива избегания неудачи. Возможность такой диференциации была показана в различных исследованиях на основании корреляции (nAch) с различными критериями (MacArthur R., 1955), воспроизведением завершенных и незавершенных задач (Atkinson J., 1958). Согласно этим исследованиям, избегательная тенденция соответствовала испытуемым, у которых индекс (nAch) находился в пределах от низкого До среднего. Р. Моултон в 1958 г. дифференцировал два указанных мотива в контент-анализе (Moulton R., 1958). Однако американская группа исследователей мотивации достижения пошла по другому пути для выявления избегательной тенденции. Для этого были использованы опросники для диагностики тревожности. Оказалось, что опросник для оценки тестовой тревоги С. Мандлера и С. Сарасона TAQ хорошо подходил для диагностики мотива избегания неудачи (Mandler S., Sarason S., 1952). В дальнейшем процедура для диагностики мотивов (Ms) и (Маг) стала обозначаться как (nAch TAT— TAQ). Согласно ей люди с мотивом добиться успеха выделяются на основании высоких баллов по (nAch TAT) и низких баллов по (TAQ), а мотиву избегания неудач соответствуют низкие баллы по (nAch) и высокие по (TAQ). Иногда выделяют еще два средних мотива (оба балла высокие либо оба балла низкие). Основываясь па контент-анализе {nAch) X. Хекхаузен разработал два новых ключа: надежда на успех (HS) (мотив стремления к успеху) и страх неудачи (FF) (мотив избегания неудачи) (Heckhausen H., 1963). Используются б картинок. При применении этой методики используются следующие обозначения: (HS) — соответствует мотиву стремления к успеху, (FF) — соответствует мотиву избегания неудачи, (HS+FF) — выражает суммарную мотивацию достижения.
Укажем основные категории контент-анализа X. Хекхаузена. Для мотива стремления к успеху Ms (или HS) выделены следующие категории: 1) потребность в достижении успеха, 2) инструментальные действия для успеха, 3) ожидание успеха, 4) похвала, 5) положительное эмоциональное состояние, 6) тема успеха.
«Психологические затруднения» — опросник личностный. Предложен Т. Л. Романовой в 1992 г. Предназначен для экспресс-диагностики уровня субъективных переживаний индивидом своих жизненных трудностей.
«П. з» состоит из 33 утверждений, которые обследуемый должен оценить как «верные» или «неверные» по отношению к себе, напр.:
-
Часто я ссорюсь с людьми из-за того, что у меня трудный характер;
-
Я постоянно думаю о том, что мешает нашей семейной жизни;
-
Меня очень волнует то, что я постепенно теряю контакт с моим ребенком.
При формулировании утверждений опросника автор исходил из содержания жалоб, с которыми обращаются клиенты психологических консультаций. Большинство жалоб затрагивали четыре сферы жизнедеятельности (что и было отражено в утверждениях). Это неудовлетворенность: 1) собой, своей жизнью в целом; 2) общением, межличностными контактами; 3) отношениями с супругом; 4) отношениями с детьми.
Валидность опросника устанавливалась на основе сравнения результатов, полученных в контрастных группах (в каждой группе по 30 человек). Различия достоверны с высоким уровнем значимости. Коэффициент корреляции (см. Корреляционный анализ) с внешним критерием — 0,526. Надежность по внутренней согласованности (по результатам обследования 200 человек) достаточно высока (г = 0,71). Надежность ретестовая (интервал 2 нед) — 0,63. Сообщается о нормативных данных, полученных на выборке из 280 обследованных.
Диагностика направленности личности
Методика разработана чешскими психологами В. Смекалом и М. Кучером. В основе методики Смекала—Кучера лежит несколько измененная ориентировочная анкета Б. Басса. Методика Смекала—Кучера основана на словесных реакциях испытуемого в предполагаемых ситуациях, связанных с работой или участием в них других людей. Ответы испытуемого зависят от того, какие виды удовлетворения и вознаграждения он предпочитает. Хотя у испытуемого и создается впечатление, что с помощью этой методики исследователи получают ориентировочную информацию о нем самом, в действительности же испытание позволяет изучить его основную жизненную позицию. Назначение исследования — определение направленности человека:
-
личностной (на себя);
-
деловой (на задачу);
-
коллективистской (на взаимодействие).
Личностная направленность (направленность на себя — НС) связывается с преобладанием мотивов собственного благополучия, стремления к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребности людей вокруг себя. В работе он видит прежде всего возможность удовлетворить свои притязания.
Коллективистскую направленность, или направленность на взаимные действия (ВД) характеризует ситуация, когда поступки человека определяются потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности.
Деловая направленность (направленность на задачу — НЗ) отражает преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми умениями и навыками. Обычно такой человек стремится сотрудничать с коллективом и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи.
Необходимо отметить, что все три вида направленности не существуют абсолютно самостоятельно и независимо, а сочетаются друг с другом. Поэтому правильнее будет говорить в результате диагностики не о единственной, а о доминирующей направленности личности.
Указания для испытуемого: на каждый пункт анкеты вы можете дать три ответа, обозначенные буквами А, В, С. Из ответов на каждый пункт выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения, который для вас наиболее ценен или больше всего соответствует правде. Букву вашего ответа напишите в «Листе ответов» (табл. 17.1) против номера вопроса в столбике «Больше всего». Затем из ответов на этот же вопрос выберите наименее приемлемый вариант. Соответствующую букву напишите против номера вопроса, но в рубрике «Меньше всего». Для каждого вопроса используйте только две буквы, оставшийся ответ не записывайте нигде. Над вопросами не думайте слишком долго: первый выбор обычно бывает самым точным. Время от времени проверяйте, правильно ли вы записываете ответы, в те ли столбцы, везде ли проставлены буквы. Если обнаружится ошибка, исправьте ее, но так, чтобы исправление было четко видно.
Текст опросника
1. Наибольшее удовлетворение в жизни дает:
-
А. Оценка работы.
-
В. Сознание того, что работа выполнена хорошо.
-
С. Сознание, что находишься среди друзей.
2. Если бы я играл в футбол, то хотел бы быть:
-
А. Тренером, который разрабатывает тактику игры.
-
В. Известным игроком.
-
С. Капитаном команды, избранным остальными игроками.
3. Лучшие преподаватели — это те, кто:
-
А. Обладают индивидуальным подходом.
-
В. Увлечены своим предметом и вызывают интерес к нему.
-
С. Создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказать свою точку зрения.
4. В глазах учеников самые плохие преподаватели — те, кто:
-
А. Не скрывают, что некоторые люди им не симпатичны.
-
В. Вызывают у всех дух соревнования.
-
С. Производят впечатление, что предмет, который они преподают, их не интересует.
5. Я рад, когда мои друзья:
-
А. Помогают другим, когда для этого представляется случай.
-
В. Всегда верны и надежны.
-
С. Интеллигентны, обладают широким кругом интересов.
6. Лучшими друзьями считаются те:
-
А. С кем складываются взаимные отношения.
-
В. Кто может больше, чем я.
-
С. На кого можно надеяться.
7. Я хотел бы быть известным, как такой человек:
-
А. Кто добился жизненного успеха.
-
В. Кто может сильно любить.
-
С. Кто отличается дружелюбием и приветливостью.
8. Если бы я мог выбирать, я хотел бы быть:
-
А. Научным работником.
-
В. Начальником отдела.
-
С. Опытным летчиком.
9. Когда я был ребенком, я любил:
-
А. Игры с друзьями.
-
В. Успехи в делах.
-
С. Когда меня хвалили.
10. Больше всего мне не нравится, когда я:
-
А. Встречаю препятствие при выполнении возложенной на меня задачи.
-
В. Когда в коллективе ухудшаются товарищеские отношения.
-
С. Когда меня критикует мой начальник.
11. Основная роль школы должна заключаться в:
-
А. Подготовке учеников к работе по специальности.
-
В. Развитии индивидуальных способностей и самостоятельности.
-
С. Воспитании в учениках качеств, благодаря которым они могли бы уживаться с людьми.
12. Мне не нравятся коллективы, в которых:
-
А. Система, далекая от демократической.
-
В. Человек теряет индивидуальность в общей массе.
-
С. Невозможно проявить собственную инициативу.
13. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал его:
-
А. Для общения с друзьями.
-
В. Для любимых дел и самообразования.
-
С. Для беспечного отдыха.
14. Мне кажется, что я способен на максимум достижений, когда:
-
А. Работаю с симпатичными людьми.
-
В. Работа меня удовлетворяет.
-
С. Мои усилия достаточно вознаграждены.
15. Я люблю:
-
С. Приятно проводить время с друзьями.
-
А. Высокую оценку окружающих.
-
В. Чувство удовлетворения от выполненной работы.
16. Если бы обо мне писали в газетах, мне хотелось бы, чтобы:
-
А. Отметили дело, которое я выполнил.
-
В. Похвалили меня за мою работу.
-
С. Сообщили о том, что меня выбрали в комитет или совет.
17. Лучше всего я учился бы, если бы преподаватель:
-
А. Нашел ко мне индивидуальный подход.
-
В. Подтолкнул меня к более интересной работе.
-
С. Вызывал дискуссию по разбираемым вопросам.
18. Нет ничего хуже, чем:
-
А. Оскорбление личного достоинства.
-
В. Неуспех при выполнении важной задачи.
-
С. Потеря друзей.
19. Больше всего я ценю:
-
А. Личный успех.
-
В. Общую работу.
-
С. Практические результаты.
20. Очень мало людей:
-
А. Действительно радуются выполненной работе.
-
В. С удовольствием работают в коллективе.
-
С. Выполняют работу по-настоящему хорошо.
21. Я не переношу:
-
А. Ссоры и споры.
-
В. Отказ от всего нового.
-
С. Людей, ставящих себя выше других.
22. Я хотел бы:
-
А. Чтобы окружающие считали меня своим другом.
-
В. Помогать другим в общем деле.
-
С. Вызывать восхищение других.
23. Я люблю начальство, когда оно:
-
А. Требовательно.
-
В. Пользуется авторитетом.
-
С. Доступно.
24. На работе я хотел бы:
-
А. Чтобы решения принимались коллективно.
-
В. Самостоятельно работать над решением проблемы.
-
С. Чтобы начальник признал мои достоинства.
25. Я хотел бы прочитать книгу:
-
А. Об искусстве хорошо уживаться с людьми.
-
В. О жизни известного человека.
-
С. Типа «Сделай сам».
26. Если бы у меня были музыкальные способности, я хотел бы быть:
-
А. Дирижером.
-
В. Солистом.
-
С. Композитором.
27. Свободное время с наибольшим удовольствием провожу:
-
А. Смотря детективные фильмы.
-
В. В общении с друзьями.
-
С. Занимаясь своим увлечением.
28. При условии одинакового финансового успеха я бы с удовольствием:
-
А. Выдумал интересный конкурс.
-
В. Выиграл бы в конкурсе.
-
С. Организовал бы конкурс и руководил им.
29. Для меня важнее всего знать:
-
А. Что я хочу сделать.
-
В. Как достичь цели.
-
С. Как привлечь других к достижению моей цели.
30. Человек должен вести себя так, чтобы:
-
А. Другие были довольны им.
-
В. Выполнить прежде всего свою задачу.
-
С. Не нужно было укорять его за работу.
Таблица Лист ответов (форма 1)
№ п/п | Больше всего | Меньше всего |
| Больше всего | Меньше всего |
| Больше всего | Меньше всего | № п/п | Больше всего | Меньше всего |
1 |
|
| 9 |
|
| 16 |
|
| 24 |
|
|
2 |
|
| 10 |
|
| 17 |
|
| 25 |
|
|
3 |
|
| 11 |
|
| 18 |
|
| 26 |
|
|
4 |
|
| 12 |
|
| 19 |
|
| 27 |
|
|
5 |
|
| 13 |
|
| 20 |
|
| 28 |
|
|
6 |
|
| 14 |
|
| 21 |
|
| 29 |
|
|
7 |
|
| 15 |
|
| 22 |
|
| 30 |
|
|
8 |
|
|
|
|
| 23 |
|
|
|
|
|
Обработка результатов. Если указанная в ключе (табл. 17.2) буква занесена в рубрику «Больше всего», то испытуемому ставится знак «+» по данному виду направленности. Если же она расположена под индексом «Меньше всего», то ему ставится знак « - ». Затем подсчитывают количество «+» и записывают их в итоговую таблицу в соответствующие столбцы НС, ВД, или НЗ в зависимости от того, какой ключ использовался (табл. 17.3). Так же подсчитывается количество « - ».
Количество «+» суммируется с количеством « - » (с учетом знака!). Полученный результат записывается в итоговую таблицу (табл. 17.4) в строку «Сумма». Наконец, к полученному числу прибавляется 30 (опять с учетом знака!). Этот показатель и характеризует уровень выраженности данного вида направленности. Общая сумма всех баллов по трем видам направленности должна быть равна 90.
Проверка: общая сумма равна 27 + 29 + 34 = 90.
Таблица Ключ к опроснику Смекала—Кучера
Направленность | ||||||||
на себя (НС) | на взаимодействие (ВД) | на задачу (НЗ) | ||||||
1. А | 11. В | 21. С | 1. С | 11. С | 21. А | 1. В | 11. А | 21. В |
2. В | 12. В | 22. С | 2. С | 12. А | 22. А | 2. А | 12. С | 22. В |
З. А | 13. С | 23. В | 3. С | 13. А | 23. С | 3. В | 13. В | 23. А |
4. А | 14. С | 24. С | 4. В | 14. А | 24. А | 4. С | 14. В | 24. В |
5. В | 15. А | 25. В | 5. А | 15. С | 25. А | 5. С | 15. В | 25. С |
6. С | 16. В | 26. В | 6. А | 16. С | 26. А | 6. В | 16. А | 26. С |
7. А | 17. А | 27. А | 7. С | 17. С | 27. В | 7. В | 17. В | 27. С |
8. С | 18. А | 28. В | 8. В | 18. С | 28. С | 8. А | 18. В | 28. А |
9. С | 19. А | 29. А | 9. А | 19. В | 29. С | 9. В | 19. С | 29. В |
10. С | 20. С | 30. С | 10. В | 20. В | 30. А | 10. А | 20. А | 30. В |
Таблица Итоговая таблица (форма 2)
| НС | ВД | НЗ |
Количество «+» |
|
|
|
Количество « - » |
|
|
|
Сумма |
|
|
|
+30 |
|
|
|
Таблица Итоговая таблица (пример)
| НС | ВД | НЗ |
Количество «+» | + 8 | + 10 | + 12 |
Количество « - » | - 11 | - 11 | - 8 |
Сумма | - 3 | 1 | + 4 |
+ 30 | + 27 | + 29 | + 34 |
Тема: Поведенческая диагностика.
(4 часа)
При раскрытии данной темы необходимо рассмотреть следующие вопросы:
-
Понятие поведенческой диагностики
-
Схема BASIC ID А. Лазаруса и ее использование в поведенческой диагностике.
-
Методы психодиагностики самосознания.
-
Опросник самоотношения
-
Методы измерения локуса контроля
- Вопрос 1. Понятие о психодиагностике.
- Вопрос 2. Психодиагностический метод и психодиагностическое обследование
- Вопрос 3. Психодиагностические задачи
- Вопрос 4. Классификации психодиагностических процедур и их основания
- Тема: Требования к построению и проверке психодиагностических методик
- Вопрос 1. Требования к психодиагностической литературе и методическим материалам.
- Вопрос 2. Валидность и способы ее оценки
- Вопрос 3. Надежность психодиагностических методик.
- Вопрос 4. Требования к организации психодиагностических процедур.
- Требования к пользователям
- Использование методик специалистами-смежниками
- Вопрос 1.
- Вопрос 2. Психодиагностика личностных черт (тест-опросники и субъективное шкалирование)
- Вопрос 3.
- Вопрос 4. Психодиагностика мотивации
- Вопрос 5. Измерение мотивации достижения
- Вопрос 1. Понятие поведенческой диагностики
- Функциональный анализ поведения по Кэнферу
- Определение целевого поведения
- Анализ условий поведения
- Вопрос 2. Схема basic id а. Лазаруса и ее использование в поведенческой диагностике
- Планирование и контроль терапевтических вмешательств
- Методы поведенческой диагностики
- Модель а-в-а
- Вопрос 3. Методы психодиагностики самосознания
- Вопрос 4. Опросник самоотношения
- Вопрос 5. Методы измерения локуса контроля
- Вопрос 1. Общая характеристика диагностики межличностных отношений.
- Вопрос 2. Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений.
- Вопрос 3. Методики косвенной оценки межличностных отношений
- Вопрос 4. Диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения.
- Вопрос 5. Методики исследования субъективного отражения межличностных отношений.