Функциональный анализ поведения по Кэнферу
Итак, поведенческая диагностика направлена не столько на выявление и описание некоторых черт и характеристик, сколько на выяснение определенных функциональных связей между поведением человека и его меняющейся жизненной ситуацией и социальным окружением.
Сначала Кэнфер ( Kanfer and Saslow , 1969), а затем и Шульте ( Schulte , 1974) следующим образом сформулировали три вопроса, на которые должна дать ответ поведенческая диагностика:
• (Определение целевого поведения) Какие образцы поведения требуется изменить в отношении их интенсивности, длительности, частоты или условий их проявления?
• (Анализ условий поведения) При каких условиях это поведение приобретается, или какие очевидные факторы тормозят это поведение?
• (Выбор методов и планирование терапии) Какие мероприятия лучше всего подходят, чтобы добиться намеченных изменений с данным конкретным человеком?
Эти три вопроса еще раз подчеркивают тесную взаимосвязь, которая существует между поведенческой диагностикой и поведенческой терапией. Сама диагностика служит цели планирования терапевтических интервенций, а в ходе психотерапии получают все новую и новую диагностическую информацию о функциональных связях между изменяемым поведением и историческими и ситуативными переменными.
Единицей диагностического анализа по Кэнферу является не поведение само по себе, а постоянно меняющиеся связи между поведением и переменными социальной среды.
Остановимся подробней на трех этапах функционального анализа поведения.
- Вопрос 1. Понятие о психодиагностике.
- Вопрос 2. Психодиагностический метод и психодиагностическое обследование
- Вопрос 3. Психодиагностические задачи
- Вопрос 4. Классификации психодиагностических процедур и их основания
- Тема: Требования к построению и проверке психодиагностических методик
- Вопрос 1. Требования к психодиагностической литературе и методическим материалам.
- Вопрос 2. Валидность и способы ее оценки
- Вопрос 3. Надежность психодиагностических методик.
- Вопрос 4. Требования к организации психодиагностических процедур.
- Требования к пользователям
- Использование методик специалистами-смежниками
- Вопрос 1.
- Вопрос 2. Психодиагностика личностных черт (тест-опросники и субъективное шкалирование)
- Вопрос 3.
- Вопрос 4. Психодиагностика мотивации
- Вопрос 5. Измерение мотивации достижения
- Вопрос 1. Понятие поведенческой диагностики
- Функциональный анализ поведения по Кэнферу
- Определение целевого поведения
- Анализ условий поведения
- Вопрос 2. Схема basic id а. Лазаруса и ее использование в поведенческой диагностике
- Планирование и контроль терапевтических вмешательств
- Методы поведенческой диагностики
- Модель а-в-а
- Вопрос 3. Методы психодиагностики самосознания
- Вопрос 4. Опросник самоотношения
- Вопрос 5. Методы измерения локуса контроля
- Вопрос 1. Общая характеристика диагностики межличностных отношений.
- Вопрос 2. Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений.
- Вопрос 3. Методики косвенной оценки межличностных отношений
- Вопрос 4. Диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения.
- Вопрос 5. Методики исследования субъективного отражения межличностных отношений.