logo
курс лекций

Вопрос 2. Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений.

Традиционная методика этой группы — социометриче­ский тест, предложенный Дж. Морено (Moreno J., 1934). Его суть — субъективные межличностные предпочтения (выборы) членов группы по определенным сферам (например, работа, отдых и т. д.). На основе полученных членом группы числа субъективных выборов определяют­ся индивидуальный социометрический статус индивида (лидер, отвер­женный, изолированный), структура межличностных отношений, спло­ченность группы и т. д. Так как эта методика обширно представлена в отечественной литературе (Ольшанский В. Б., 1981; Волков И. П., 1970; Коломинский Я. Л., 1976; Паниотто В. И., 1975; и Др.), на ней подробнее останавливаться не будем.

Существует ряд модификаций социометрического теста. Отличи­тельными по своей структуре являются аутосоциометрические методи­ки, под которыми понимаются такие средства изучения взаимоотноше­ний и их осознания, в которых испытуемые сами «измеряют» взаим­ные отношения людей друг к другу и к себе (Данилин К. Е., 1981).

Интересны варианты аутосоциометрии для детей (Коломинский Я. Л., 1984). В аутосоциограмме испытуемым предъявляют лист, на котором изображены четыре концентрических кольца. Им предлагается распо­ложить условные обозначения (или фотографии) товарищей, которым симпатизируют очень многие сверстники, в центральный круг чертежа; тех, кому симпатизируют многие, — во второе кольцо и т. д. По дан­ным аутосоциограммы всех членов группы, возможно определение со­циального статуса каждого. При этом указанный показатель более до­стоверен по сравнению с обычным социометрическим статусом, так как в этой процедуре испытуемый показывает свое отношение не к части своих товарищей по группе, а ко всем ее членам. На основе самоопре­деления испытуемых методика выявляет предполагаемый, воображае­мый статус, а также показывает тенденцию индивида приписывать большинству членов группы определенный социометрический статус (социометрическую установку). Автором также предложены модифи­кации аутосоциограммы для детей младшего школьного и дошкольно­го возраста.

Я. Л. Коломинский (1984) для получения ряда количественных по­казателей осознания и переживания взаимоотношений со сверстниками предлагает применение аутосоциоматрицы. Ученикам раздаются мат­рицы, в которых для каждого ученика отведено по горизонтали два ряда клеток, а вертикальные столбики имеют порядковые обозначения каждого члена группы. Испытуемого просят сделать три выбора за себя (обозначая их на верхнем ряду клеток), а потом — по три выбора за каждого члена группы (обозначая их на нижнем ряду кле­ток).

К обсуждаемой категории методик можно отнести и средства пря­мой оценки группы в целом. Один из вариантов такой оценки может быть основан на вопросах, требующих от испытуемого общей оценки группы (например: «Насколько привлекательна для Вас эта группа?», «В какой степени Вы привязаны к членам данной группы?») или оцен­ки собственного членства в ней (например: «Хотите ли Вы остаться членом данной группы?») (Донцов А. И., 1984). При оценке данного методического приема можно согласиться с указанным автором, что столь «лобовые» вопросы не позволяют надеяться на искренние отве­ты. Однако необходимо отметить важность интегративного показате­ля привлекательности для отдельного человека группы в целом, что до сих пор не получило достаточного внимания в исследованиях со­циальной психологии.

Несколько слов о главном недостатке методик диагностики межлич­ностных отношений посредством субъективных предпочтений, оценки отношений участниками интеракций. Сам принцип такого подхода сталкивается со схожими методологическими проблемами, как и метод интроспекции в общей психологии. Среди прочих хочется обратить вни­мание на то обстоятельство, что сознательная оценка вследствие со­циальных установок, отношения к самому процессу исследования или вследствие влияния психологической защиты (главным образом ра­ционализации и реактивных образований) может кардинально изме­ниться. В этом контексте всей остротой встает также проблема отра­жения эмоционального отношения в сознании человека. Имея в виду сказанное, становится, вообще, неясным, какие именно психологические реалии выявляют, скажем, социометрические техники в каждом инди­видуальном случае.

Указанные обстоятельства делают понятным устремление социаль­ных психологов к поиску косвенных средств оценки межличностных отношений, которые давали бы возможность количественно оценить позитивное — негативное отношение человека к другому.