13. Когнитивная психология
раздел психологии, изучающий когнитивные, т. е. познавательные, процессы человеческого сознания. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений. в начале 60-х гг., как альтернативная бихевиоризму. Современная когнитивная психология состоит из 10 основных разделов: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и решение задач, человеческий и искусственный интеллект.
Представители: Жан Пиаже.
Предмет изучения. Зависимость поведения субъекта от познавательных процессов.
Задачей когнитивной психологии являлось исследование переработки информации от момента ее попадания на рецепторные поверхности до получения ответа.
Основные теоретические положения. Человек – это не машина слепо и механически реагирующая на внутренние факторы или события во внешнем мире, напротив, разуму человека доступно большее: анализировать информацию о реальной действительности, проводить сравнения, принимать решения, разрешать проблемы, встающие перед ним каждую минуту.
Развитие интеллекта ребенка происходит в результате постоянных поисков равновесия между тем, что ребенок знает и тем, что он стремится познать.
Внешние поступки могут быть разными, так как мысли и чувства были иными.
Практика. Разработка обучающих программ, предназначенных для развития интеллекта и научная экспертиза свидетельских показаний.
Работа, анализ, создание прикладной теории.
Вклад. Введение понятий кратковременной и долговременной памяти.
Существует внутренняя изменчивость личных актуализируемых в конкретных ситуациях схем интерпретации, что является причиной неточного предсказания людьми своего собственного будущего поведения.
- Большое спасибо Вале, Вере, Денису, Насте и Соне за помощь в подготовке билетов!!!
- 1. Предмет и задачи общей психологии
- 2. Житейская психология
- 3. Психика…
- 4.Отрасли психологии как научной дисциплины
- 5. Предмет педагогической психологии
- 6. Методы психологии
- 2 Эмпирические методы
- 7. Представления о душе в античность и средневековье
- 8. Психология 17-18
- 9. Ассоцианизм.
- 10 Бихевиоризм
- 11. Гештальтпсихология.
- 12. Психоанализ
- 13. Когнитивная психология
- 14. Учение Сеченова о торможении
- 15. Учение о рефлексах и второй сигнальной системе Павлова Иван Петрович
- 16. Психологическая структура сознания.
- 17. Деятельность и ее роль в развитии психики
- 18. Потребности и мотивы
- 19.Субъект деятельности и субъект познания
- 20. Бессознательное
- 21. Строение и функции нервной системы, централизация и энфализация
- 22. Отделы нс
- 23. Нейрон – строение, типы, функции, синапс.
- 24. Рецепторы и их виды
- 25. Спинной мозг – х-ка строение ф-ии
- 26. Головной мозг – х-ка строение ф-ии
- 27. Виды чувствительности
- 28. Функц и структурное строение коры полушарий головного мозга
- 29. Функциональная асимметрия полушарий мозга
- 30. Эксперимент. Исследования высшей нервной деят-и животных
- 31. Условные рефлексы, память, научение у животных
- 32. Определение ощущений и восприятия. Свойства виды динамика(сенсорная адаптация) и взаимодействие ощущений (синестезия)
- 33. Психофиз закон и примеры психофиз зависимостей
- 34. Теория обнаружения сигнала
- 35. Восприятие. Ф-ии и св-ва. Базовые и высшие процессы восприятия.
- 36. Восприятие глубины рельефа , осн механизмы восприятия
- 37. Осн теории восприятия – гештальттеория, экологич подход, теория бессознат умозаключений, структурная теория
- 38. Специфика мышления как псих процесса
- 39. Виды мышления
- 40. Мышление и речь. Внутренняя речь. Роль речи в развитии высших псих.Функции
- 41. Развитие мышления в онтогенезе. Сенсомоторный интеллект. Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Развитие понятийного мышления.
- 42. Врожденное и приобретенное в психическом развитии человека
- 43. Теория культурного опосредования в развитии высших психических функций.
- 44, Философские и психологические проблемы «искусственного интеллекта»
- 45. Общая характеристика памяти. Основные категории мнемических процессов и их характеристика.
- 46. Виды амнезий. Корсаковский синдром. Закон т. Рибо.
- 47. Структура памяти.
- 48. Семантические сети и работа памяти
- 49. Внимание как универсальный психический процесс: связи с другими процессами
- 50. Внимание и невнимание
- 1 Обнаружение сигнала 2 бдительность 3 поиск 4 избирательное внимание 5 распределенное внимание
- 51. Виды внимания
- 52. Общая характеристика воображения. Виды воображения.
- 53.Воображение и творчество. Воображение в научном, художественном, техническом творчестве.
- 54. Виды эмоц процессов
- 55Физиологические аспекты эмоциональных процессов. Органические функции эмоций.
- 56 Воля и произвольная регуляция поведения.
- 57 Темперамент.Определение темперамента. Виды темперамента.
- 58 Различные подходы к личности. Биогенетический подход, социогенетический, персоногенетический, культурно-исторический и деятельностный подход.
- 59. Теории личности в отечественной психологии (л.С. Выготский.А.Н.Леонтьев. Б.С.Братусь)
- 60. Развитие личности
- 61. Общение и его механизмы
- 62. Фигуры и формы межличностного общения. Ошибки восприятия в общении
- 63. Социальная группа: её структура и развитие. Виды социальных групп.
- 64. Влияние социальной группы на личность.