logo
пип

18. Потребности и мотивы

 Потребности - исходная форма активности индивида, состояние нужды в чем-либо, что необходимо для его нормального функционирования.    Потребность (побудитель действий) может быть осознанным и неосознанным. Когда она осознанна у человека возникает побуждение к деятельности.    Мотив - осознанная и опредмеченная потребность, субъективное отражение потребности.    Потребность объективна, мотив - субъективен. Связь между потребностями и мотивами неоднозначна. Потребность может вызвать несколько мотивов и мотив может быть вызван несколькими потребностями.    Потребностно-мотивационная сфера является исходным звеном направленности, которая выступает как системообразующее свойство личности. Направленность - система доминирующих мотивов (Мясищев).    Структура мотива. Мотив является компонентом мотивационной сферы личности (МСЛ). МСЛ - вся совокупность ее мотивов, которая формируется и развивается в течение жизни. Некоторые мотивы являются относительно устойчивыми и доминирующими, образующими "стержень" всей жизни, всей сферы (в них и проявляется направленность личности).     На основе базовых потребностей формируются производные потребности (например, эстетическая). Потребности диктуют поведение людей. В мотивах индивидов отражаются не только его собственные потребности, но и потребности общества. Для субъекта мотив - побудительная сила, причина его поведения. Источником побудительной силы мотива выступают потребности (А.Н. Леонтьев).    Мотив - это выбор направленности деятельности, определяемой актуальными потребностями, а также возможностями и ограничениями, заложенными в ситуации.

   теория мотивов Маслоу Абрахам:    1. физиологические потребности   2. потребность в безопасности   3. потребность в аффилиации  4. потребность в уважении  5. потребность в самореализации    теория мотивов Ломов Б.Ф.:    1. базовые (материальные условия, средства жизни, общение, отдых);    2. производные (эстетические, потребность в обучении);  3. высшие (потребность в творчестве).  теория мотивов  Кеттелл Р.: факторная структура мотивации:    1.аттитюды (отношения в форме поведения в заданных условиях)  2.  эрги (факторы потребности социально трансформированные самоутверждение)    3.отношение (аттитюды, построенные вокруг эргов

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4