31. Условные рефлексы, память, научение у животных
Навыки представляют собой сложные условные рефлексы, обеспечивающие Дифференцированное приспособление животных к меняющимся условиям среды и в связи с этим лучшее удовлетворение их потребностей.
В противоположность инстинктам навыки формируются и закрепляются в процессе индивидуальной жизни животного; их основу составляют устойчивые временные связи между определенными раздражениями и ответными действиями животного.
Значение навыков в развитии психики животных характеризуют следующие особенности:
1. Ощущения и восприятия становятся более многочисленными и детальными и,таким образом, приводят к более дифференцированному отражению внешней среды. Изучение психики высших, человекообразных, обезьян показало, что шимпанзе способны различать и запоминать предметы по их окраске и геометрической форме, т. е. отличаются способностью дифференцированных представлений (Н. Н. Ладыгина-Коте, Иеркс).
2. У животных возникает способность отражать в своих ощущениях и восприятиях не только предметы и их свойства, но и отношения между этими предметами. Появляется рефлекс на отношение.
3. В процессе развития навыков у животных развивается способность представления, т. е. сохранения в памяти образов тех предметов и явлений, с которыми животное имело дело в своем опыте.
4. Начинает постепенно развиваться способность обобщения представлений и переноса операций, примененных в одном действии, на другие, сходные с ним действия.
Память по Конорскому:
стабильная. основывается на стойких микроморфологических изменениях в межцентральных связях.
свежая. приписывается вращению возбуждения в замкнутых нейронных кругах, которое может удержаться в них некоторое время после воздействия внешнего мира. Или:
1. краткосрочная (мгновенное восприятие)
2. долгосрочная (может проявляться через много дней и месяцев после восприятия)
3. условнорефлекторная (проявляется в виде наступления условнорефлекторных реакций спустя некоторое время после их образования)
4. эмоциональная
Благодаря некоторой вариативности (изменчивости) инстинктивных форм реагирования, животное получает возможность более сложной адаптации к изменяющимся условиям среды, на основе не только генетического, но и индивидуально приобретенного опыта. Так зарождаются первичные формы научения.
условный рефлекс – установление связей мд раздражителями
импритинг - птенец научается следовать за первым большим предметом)
оперантное - способность животного манипулировать объектами и экспериментировать с окружающей средой
- оперантный рефлекс. (если действие эффективно, то повторяется и закрепляется)
- подражание – воспроизведение модели поведения, транслируемой ему более опытным сородичем.
4. когнитивное - установление связь между различными стимулами и собственными реакциями, но и оценить
- Большое спасибо Вале, Вере, Денису, Насте и Соне за помощь в подготовке билетов!!!
- 1. Предмет и задачи общей психологии
- 2. Житейская психология
- 3. Психика…
- 4.Отрасли психологии как научной дисциплины
- 5. Предмет педагогической психологии
- 6. Методы психологии
- 2 Эмпирические методы
- 7. Представления о душе в античность и средневековье
- 8. Психология 17-18
- 9. Ассоцианизм.
- 10 Бихевиоризм
- 11. Гештальтпсихология.
- 12. Психоанализ
- 13. Когнитивная психология
- 14. Учение Сеченова о торможении
- 15. Учение о рефлексах и второй сигнальной системе Павлова Иван Петрович
- 16. Психологическая структура сознания.
- 17. Деятельность и ее роль в развитии психики
- 18. Потребности и мотивы
- 19.Субъект деятельности и субъект познания
- 20. Бессознательное
- 21. Строение и функции нервной системы, централизация и энфализация
- 22. Отделы нс
- 23. Нейрон – строение, типы, функции, синапс.
- 24. Рецепторы и их виды
- 25. Спинной мозг – х-ка строение ф-ии
- 26. Головной мозг – х-ка строение ф-ии
- 27. Виды чувствительности
- 28. Функц и структурное строение коры полушарий головного мозга
- 29. Функциональная асимметрия полушарий мозга
- 30. Эксперимент. Исследования высшей нервной деят-и животных
- 31. Условные рефлексы, память, научение у животных
- 32. Определение ощущений и восприятия. Свойства виды динамика(сенсорная адаптация) и взаимодействие ощущений (синестезия)
- 33. Психофиз закон и примеры психофиз зависимостей
- 34. Теория обнаружения сигнала
- 35. Восприятие. Ф-ии и св-ва. Базовые и высшие процессы восприятия.
- 36. Восприятие глубины рельефа , осн механизмы восприятия
- 37. Осн теории восприятия – гештальттеория, экологич подход, теория бессознат умозаключений, структурная теория
- 38. Специфика мышления как псих процесса
- 39. Виды мышления
- 40. Мышление и речь. Внутренняя речь. Роль речи в развитии высших псих.Функции
- 41. Развитие мышления в онтогенезе. Сенсомоторный интеллект. Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Развитие понятийного мышления.
- 42. Врожденное и приобретенное в психическом развитии человека
- 43. Теория культурного опосредования в развитии высших психических функций.
- 44, Философские и психологические проблемы «искусственного интеллекта»
- 45. Общая характеристика памяти. Основные категории мнемических процессов и их характеристика.
- 46. Виды амнезий. Корсаковский синдром. Закон т. Рибо.
- 47. Структура памяти.
- 48. Семантические сети и работа памяти
- 49. Внимание как универсальный психический процесс: связи с другими процессами
- 50. Внимание и невнимание
- 1 Обнаружение сигнала 2 бдительность 3 поиск 4 избирательное внимание 5 распределенное внимание
- 51. Виды внимания
- 52. Общая характеристика воображения. Виды воображения.
- 53.Воображение и творчество. Воображение в научном, художественном, техническом творчестве.
- 54. Виды эмоц процессов
- 55Физиологические аспекты эмоциональных процессов. Органические функции эмоций.
- 56 Воля и произвольная регуляция поведения.
- 57 Темперамент.Определение темперамента. Виды темперамента.
- 58 Различные подходы к личности. Биогенетический подход, социогенетический, персоногенетический, культурно-исторический и деятельностный подход.
- 59. Теории личности в отечественной психологии (л.С. Выготский.А.Н.Леонтьев. Б.С.Братусь)
- 60. Развитие личности
- 61. Общение и его механизмы
- 62. Фигуры и формы межличностного общения. Ошибки восприятия в общении
- 63. Социальная группа: её структура и развитие. Виды социальных групп.
- 64. Влияние социальной группы на личность.