logo
пип

7. Представления о душе в античность и средневековье

Развитие психологии в период античности

Анимизм (от лат. anima - душа) - первое мифологическое учение о душе. Анимизм включал в себя представление о скрытом за конкретными видимыми вещами сонме душ.

Др греки под "psycho" понимали движущее начало всех вещей. Учение о всеобщей одушевленности материи - гилозоизм. Границы между живым, неживым и психическим не проводились.

связано с именем Гераклита, рассматривавшего универсум (космос) как вечно изменяющийся (живой) огонь, а душу как его искру.

Идея развития в учении Гераклита "перешла" в идею причинности Демокрита. По Демокриту, душа, тело и макрокосмос состоят из атомов огня; случайными нам кажутся только те события, причину которых мы не знаем; согласно Логосу нет беспричинных явлений, все они - неотвратимый результат соударения атомов. Впоследствии принцип причинности назвали детерминизмом. Идеи Демокрита - мир атомных вихрей. Анаксагор - начало разум; от того, какова степень его представленности в различных телах, зависит их совершенство.

Поворот от природы к человеку был совершен группой философов, названных софистами ("учителями мудрости"). Их интересовала не природа, а сам человек, которого они называли "мерой всех вещей". Из представлений о душе исчезали признаки ее подчиненности строгим законам и неотвратимым причинам, действующим в физической природе, так как язык и мысль лишены подобной неотвратимости.

Сократ вернул душе и мышлению прочность. Подбирая определенные вопросы, Сократ помогал собеседнику приоткрыть эти покровы. Создание техники диалога впоследствии стали называть сократическим методом.

ученик Сократа Платон утвердил принцип первичности вечных идей по отношению ко всему преходящему в тленном телесном мире. Согласно Платону, всякое знание, есть воспоминание до своего земного рождения.

Он оценил процесс мышления как диалог внутренний. Феномен известен как внутренняя речь, родивш из внешней."интериоризация.

Софисты и Сократ в объяснениях души пришли к пониманию ее деятельности как феномена культуры. Ибо входящие в состав души абстрактные понятия - порождения духовной культуры. Душа, по Аристотелю, это не самостоятельная сущность, а форма живого тела. Его учение строилось на обобщении медико-биологических фактов что привело к преобразованию главных принципов психологии: организации (системности) , развития и причинности.

Трактуя организм как систему, Аристотель выделял в ней различные уровни способностей к деятельности. иерархия способностей - функций души:

а) вегетативная ч+р

б) чувственно-двигательная ч+ж

в) разумная ч. В отдельном человеке при его превращении из младенца в зрелое существо повторяются те ступени, которые прошел за свою историю весь органический мир. (биогенетический закон) Аристотель утверждал, что человек становится тем, что он есть, совершая те или иные поступки.

Аристотеля по праву следует считать отцом психологии как науки. Его работа "О душе" - первый курс общей психологии, где он изложил историю вопроса, мнения своих предшественников, объяснил отношение к ним, а затем, используя их достижения и просчеты, предложил свои решения.

Возникает синтез элементов культур Греции и стран Ближнего Востока, характерный для колониальной державы. Свободная личность грека утрачивала связи со своим родным городом, его стабильной социальной средой. Он оказывался перед лицом непредсказуемых перемен, дарованных свободой выбора. Вера в интеллектуальные достижения прежней эпохи, в могущество разума начали ставится под сомнение. Возникает скептицизм.

Стоики : удовольствие и страдание - ложные суждения о настоящем, Только разум, свободный от любых эмоциональных потрясений, способен правильно руководить поведением.

Эпикур допускал самопроизвольность изменений, их случайный характер, эпикурейцы закладывали в природу вещей непредсказуемость поступков, свободу выбора. Врачи Герофил и Эразистрат обнар нервы от органов чувств к мозгу и двигательными волокнами, идущими от мозга к мышцам.

Позже врач Гален в труде "О частях человеческого тела , описал зависимость жизнедеятельности целостного организма от нервной системы.

Психологические теории Средневековья и эпохи Возрождения

Победившее в Европе Христианство привнесло воинственную нетерпимость ко всем "языческим" знаниям. Христианство культивировало неприятие всякого знания, основанного на опыте. В VII веке на фундаменте ислама произошло объединение арабских племен. Вскоре арабами были покорены народы Востока и появлялся мощный культурно-научный строй, в котором проявились крупнейшие умы. Ибн Сина изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возр. При этом важное значение им придавалось воспитанию.

В это время в европейской схоластике стали адаптироваться н-е положения античного естествознания - интеллектуального наследия Аристотеля. Они наиболее убедительно раскрыты в учении Фомы Аквинского, которое было канонизировано как истинно католическая философия (и психология). учение томизм. шаблон на описание душевной жизни: каждое явление имеет свое место; в ступенчатом ряду расположены души (р ж ч) ; внутри самой души иерархически располагаются способности и их продукты (ощущение, представление, понятие). Идеологи переходного периода от феодальной культуры к буржуазной - эпохи Возрождения считали главной задачей возрождение античных ценностей.

Леонардо да Винчи считал, что человек может воплощать свои духовные силы в реальные ценности, преобразовывать природу своим творчеством. Испанский врач Х.Вивес в книге "О душе и жизни" писал, что природа человека им познается путем наблюдения и опытом; на природу ребенка можно влиять, если правильно его воспитывать. Другой испанский врач, Х.Уарте, в книге "Исследование способностей к наукам" впервые в истории психологии поставил задачу изучить индивидуальные различия между людьми с целью определения их пригодности к различным профессиям.