logo
пип

16. Психологическая структура сознания.

Структура Зигмунда Фрейда Изучение психологической структуры сознания велось в разных школах. Одним из первых был Зигмунд Фрейд.

Уровни в психич сфере чела:

1. институционально-волевой – «Сверх-Я» (традиции, идеалы, ценностные представления, доминирующие в культуре, социальные императивы и запреты);

2. рационально-дискурсивный – «Я» (сознание),

3. чувственно-эмоциональный – «Оно» (совокупность инстинктов, комплексов и т. д.)

Структура:

Подсознание (отдаётся ведущая роль), Сознание, Сверхсознание

Слои сознания по Выготскому

Более продуктивной является идея Фейда Баха: сознание существует для сознания и сознание для бытия. Впоследствии Лев Семёнович Выготский перефразировал

1.Житейские знания 2.Научные знания

В сознании выделил два слоя:

1.Бытийный слой 2.Рефлексивный слой

Основные "образующие" сознания по Леонтьеву

Леонтьев в сознании выделил 3 компонента, 3 образующих, которые составляют единство:

Значение, Смысл, Чувственная ткань образа

Вслед за ним Зинченко предлагал включить ещё одну образующую –биодинамическая ткань движения и действия. Бернштейн ввёл само понятие «биодинамическая ткань движения и действия». Таким образом, бытийный слой состоит их из:

1.Чувственной ткани образа

2.Биодинамической ткани движений и действий

Рефлексивный слой образуют:

1.Значение 2.Смысл

Значение

Лев Семёнович Выготский определяет значение как единицу сознания. Это единица обладает всеми основными свойствами присущие целому.

Леонтьев рассматривает значение и как единицу сознания и как факт индивидуального сознания.

Классификация видов значения

1.Операциональные (с биодинамической тканью движения и действия): материал, из которого строится целесообразные и производные движения и действия 2.Предметные (с чувственной тканью образа): строительный материал для конкретных образов реальности: знание приобретает для личности определённый смысл 3.Вербальные (св со смыслом):

Возникновение значения в онтогенезе

Это не только классификация, но и последовательность их возникновения в онтогенезе. Первоначально процесс овладения значениями происходил во внешней деятельности ребёнка с предметами в ходе общения со взрослыми. Взрослые обучают ребёнка действовать с предметами и возникают предметные значения, затем ребёнок овладевает логическими операциями, и он способен к внутренней деятельности.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4