logo
пип

42. Врожденное и приобретенное в психическом развитии человека

К врожденному относится все существующее, что созревает и стареет в человеке на основе его пренатальных (дородовых) свойств.

В отличие от этого прирожденное - это свойственное человеку уже в момент его рождения. Наследственное существует и развивается в человеке на основе генного фонда его родителей.

Все то, что возникает и развивается в человеке после его рождения в результате внешних на него воздействий, мы относим к приобретенному. Социальное возникает в человеке как члене общества в процессе антропогенеза и истории человечества, а также в онтогенезе в результате общения с другими людьми.

Более подробное раскрытие этих понятий логично начать с бесспорно всеми противопоставляемых пси-хических приобретенных и прирожденных качеств.

Приобретенное - это все те психические явления, их свойства и особенности, которых не было у ново-рожденного индивида и которые, следовательно, неприрожденные.

Они возникли не в результате созревания врожденного, а появились (но могли и не появиться!) в процессе жизнедеятельности или сознательной деятельности индивида после его рождения.

Врожденным поведением называются такие формы поведения, которые генетически запрограммированы и которые практически невозможно изменить.

Для осуществления врожденных рефлексов организм имеет готовые рефлекторные дуги. Они расположены в ЦНС. Безусловные рефлексы лежат в основе всех поведенческих реакций животных и человека. Поэтому можно полагать, что возникновение внутренней потребности фактически является условием реализации безусловного рефлекса и в определенном смысле его началом.

Врожденное поведение еще называют инстинктивным. Инстинктивное поведение строится в основном по наследственно обусловленной программе и не требует для своей полной реализации специального обучения или тренировки.

Понятие инстинкта означает врожденную способность живых существ выполнять определенные стереотипные действия в силу внутреннего побуждения по определенной наследственной программе. Инстинктивные проявления живых существ отличаются удивительной сложностью и целесообразностью, что зачастую не поддается научному пониманию.

Приобретенное поведение

Приобретенным поведением называются все формы поведения, которые формируются как результат индивидуального опыта живого организма. В основе приобретенных форм поведения лежит научение.

Научение - это способность приобретать собственный жизненный опыт, приводящий к приспособительным изменениям в поведении животного.

1. Привыкание - утрачиваются уже имеющиеся реакции.

Поведение на основе научения (обучения) формируется постепенно с накоплением индивидуального опыта и приобретением определенных навыков. Способность к различным формам обучения «включается» наследственной программой на определенном этапе развития или под воздействием некоторых факторов.