16. Психологическая структура сознания.
Структура Зигмунда Фрейда Изучение психологической структуры сознания велось в разных школах. Одним из первых был Зигмунд Фрейд.
Уровни в психич сфере чела:
1. институционально-волевой – «Сверх-Я» (традиции, идеалы, ценностные представления, доминирующие в культуре, социальные императивы и запреты);
2. рационально-дискурсивный – «Я» (сознание),
3. чувственно-эмоциональный – «Оно» (совокупность инстинктов, комплексов и т. д.)
Структура:
Подсознание (отдаётся ведущая роль), Сознание, Сверхсознание
Слои сознания по Выготскому
Более продуктивной является идея Фейда Баха: сознание существует для сознания и сознание для бытия. Впоследствии Лев Семёнович Выготский перефразировал
1.Житейские знания 2.Научные знания
В сознании выделил два слоя:
1.Бытийный слой 2.Рефлексивный слой
Основные "образующие" сознания по Леонтьеву
Леонтьев в сознании выделил 3 компонента, 3 образующих, которые составляют единство:
Значение, Смысл, Чувственная ткань образа
Вслед за ним Зинченко предлагал включить ещё одну образующую –биодинамическая ткань движения и действия. Бернштейн ввёл само понятие «биодинамическая ткань движения и действия». Таким образом, бытийный слой состоит их из:
1.Чувственной ткани образа
2.Биодинамической ткани движений и действий
Рефлексивный слой образуют:
1.Значение 2.Смысл
Значение
Лев Семёнович Выготский определяет значение как единицу сознания. Это единица обладает всеми основными свойствами присущие целому.
Леонтьев рассматривает значение и как единицу сознания и как факт индивидуального сознания.
Классификация видов значения
1.Операциональные (с биодинамической тканью движения и действия): материал, из которого строится целесообразные и производные движения и действия 2.Предметные (с чувственной тканью образа): строительный материал для конкретных образов реальности: знание приобретает для личности определённый смысл 3.Вербальные (св со смыслом):
Возникновение значения в онтогенезе
Это не только классификация, но и последовательность их возникновения в онтогенезе. Первоначально процесс овладения значениями происходил во внешней деятельности ребёнка с предметами в ходе общения со взрослыми. Взрослые обучают ребёнка действовать с предметами и возникают предметные значения, затем ребёнок овладевает логическими операциями, и он способен к внутренней деятельности.
- Большое спасибо Вале, Вере, Денису, Насте и Соне за помощь в подготовке билетов!!!
- 1. Предмет и задачи общей психологии
- 2. Житейская психология
- 3. Психика…
- 4.Отрасли психологии как научной дисциплины
- 5. Предмет педагогической психологии
- 6. Методы психологии
- 2 Эмпирические методы
- 7. Представления о душе в античность и средневековье
- 8. Психология 17-18
- 9. Ассоцианизм.
- 10 Бихевиоризм
- 11. Гештальтпсихология.
- 12. Психоанализ
- 13. Когнитивная психология
- 14. Учение Сеченова о торможении
- 15. Учение о рефлексах и второй сигнальной системе Павлова Иван Петрович
- 16. Психологическая структура сознания.
- 17. Деятельность и ее роль в развитии психики
- 18. Потребности и мотивы
- 19.Субъект деятельности и субъект познания
- 20. Бессознательное
- 21. Строение и функции нервной системы, централизация и энфализация
- 22. Отделы нс
- 23. Нейрон – строение, типы, функции, синапс.
- 24. Рецепторы и их виды
- 25. Спинной мозг – х-ка строение ф-ии
- 26. Головной мозг – х-ка строение ф-ии
- 27. Виды чувствительности
- 28. Функц и структурное строение коры полушарий головного мозга
- 29. Функциональная асимметрия полушарий мозга
- 30. Эксперимент. Исследования высшей нервной деят-и животных
- 31. Условные рефлексы, память, научение у животных
- 32. Определение ощущений и восприятия. Свойства виды динамика(сенсорная адаптация) и взаимодействие ощущений (синестезия)
- 33. Психофиз закон и примеры психофиз зависимостей
- 34. Теория обнаружения сигнала
- 35. Восприятие. Ф-ии и св-ва. Базовые и высшие процессы восприятия.
- 36. Восприятие глубины рельефа , осн механизмы восприятия
- 37. Осн теории восприятия – гештальттеория, экологич подход, теория бессознат умозаключений, структурная теория
- 38. Специфика мышления как псих процесса
- 39. Виды мышления
- 40. Мышление и речь. Внутренняя речь. Роль речи в развитии высших псих.Функции
- 41. Развитие мышления в онтогенезе. Сенсомоторный интеллект. Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Развитие понятийного мышления.
- 42. Врожденное и приобретенное в психическом развитии человека
- 43. Теория культурного опосредования в развитии высших психических функций.
- 44, Философские и психологические проблемы «искусственного интеллекта»
- 45. Общая характеристика памяти. Основные категории мнемических процессов и их характеристика.
- 46. Виды амнезий. Корсаковский синдром. Закон т. Рибо.
- 47. Структура памяти.
- 48. Семантические сети и работа памяти
- 49. Внимание как универсальный психический процесс: связи с другими процессами
- 50. Внимание и невнимание
- 1 Обнаружение сигнала 2 бдительность 3 поиск 4 избирательное внимание 5 распределенное внимание
- 51. Виды внимания
- 52. Общая характеристика воображения. Виды воображения.
- 53.Воображение и творчество. Воображение в научном, художественном, техническом творчестве.
- 54. Виды эмоц процессов
- 55Физиологические аспекты эмоциональных процессов. Органические функции эмоций.
- 56 Воля и произвольная регуляция поведения.
- 57 Темперамент.Определение темперамента. Виды темперамента.
- 58 Различные подходы к личности. Биогенетический подход, социогенетический, персоногенетический, культурно-исторический и деятельностный подход.
- 59. Теории личности в отечественной психологии (л.С. Выготский.А.Н.Леонтьев. Б.С.Братусь)
- 60. Развитие личности
- 61. Общение и его механизмы
- 62. Фигуры и формы межличностного общения. Ошибки восприятия в общении
- 63. Социальная группа: её структура и развитие. Виды социальных групп.
- 64. Влияние социальной группы на личность.