logo search
Psychology Pedagogy_UP

1.3. Личность в психологии

Понятие личности в психологии. Соотношение биологического и социального в структуре личности. Типология психологических моделей личности. Значение ведущей деятельности в развитии личности. Источники активности. Движущие силы развития личности. Оценка и самооценка личности, их роль в формировании личности. Методы психологической коррекции личности. Жизненные кризисы и стратегии их преодоления. Личностный рост.

Приступая к изучению психологии личности, мы всегда должны помнить, что эта проблема лишь одна из ипостасей, в которой предстает перед нами человек как целостное образование. И чтобы понять человека, его облик и поведение целостно, мы должны изучать его как индивида, как субъекта, как личность, и, наконец, как индивидуальность. В тоже время встает вопрос о том, почему исторически в психологии именно проблема личности, а не индивида или субъекта вышла на передний план, нередко олицетворяя собой психологическое изучение человека? Ведь действительно, коренным, исходным понятием является «человек» – биологическое существо с особой телесной организацией. Понятие личность несколько уже, чем понятие человек. Отсюда и множество определений человека: то он «разумное существо» (animal rationale); то «общественное животное» (zoon politikon); то «человек умелый» (homo faber); то существо, способное создавать символы, наконец, всем привычное – homo sapiens. Ответ на этот вопрос может быть получен в процессе выяснения природы человека и понимания личности не только в психологии, но и смежных науках, ее изучающих.

Представление о собственно человеческой природе покоится на взаимосвязи двух фундаментальных биологических факторов, характерных для человека: это уменьшение доли инстиктивной детерминации поведения и рост объема мозга и, особенно коры головного мозга. Действительно, не считая элементарных инстинктов самосохранения и сексуального влечения, у человека почти нет других врожденных или унаследованных программ поведения. Человека по жизни ведет его разум и он приобретает совершенно новое качество – самосознание, что позволяет ему осознавать самого себя и выделится из природы путем противопоставления ей 2, 3.

Таким образом, существование человека и вся его противоречивая жизнь сводится к основному биологическому противоречию между инстинктами, которых мало, и самосознанием, которого в избытке. Этот конфликт, по удовлетворению потребностей, формирует проблему: свобода и (или) ответственность (детерминизм). Те или иные установки, укоренившиеся в поведении человека в зависимости от его общественного положения, направленные на удовлетворение потребностей, составляют тот или иной тип его характера, выражающий соответствующий тип личности. Именно в личности находят свое выражение собственно человеческие качества.

Проведенный весьма кратко анализ природы человека позволил выявить то, что отличает человека то животного. И эта особенность проявляет себя, прежде всего, на личностном уровне.

Личность изучает не только психологическая наука. В различных связях и отношениях личность изучают философия, социология, история, искусствоведение, эстетика, этика, педагогика, медицина, юридические и другие науки. Психология рассматривает сущность ее психических свойств, состояний и процессов, а также закономерности ее изучения и формирования. Поэтому определение личности, даваемое психологией, уточняет ее более общее определение для всех наук, ее изучающих.

Личность в философии выступает как совокупность всех общественных отношений. Проблема личности в философии – это проблема места, занимаемого личностью в обществе.

Личность в социологии – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, это продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством деятельности и общения.

Личность в психологии это человек как сознательное и разумное существо, обладающее речью и способностью к трудовой деятельности. Другие источники по психологии рассматривают личность как индивида, обладающего развитым сознанием, занимающим определенное положение в обществе и выполняющим определенную общественную роль. Личность в психологии – это некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино все психические явления индивида и придающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость.

Дифференциальная психология делает акцент на изучение индивидуально-психологических особенностей личности и различий между людьми, а социальная психология выводит структуру личности из структуры ее взаимодействия с другими людьми.

Существенный и ценный вклад в общую теорию личности вносят педагогическая, возрастная, этническая психология, психология труда, психология развития и ряд других отраслей психологии.

Одной из наиболее значительных работ, в которой речь идет о личности, является книга Б.Г. Ананьева «Человек как предмет познания»4. Личность по Б.Г. Ананьеву, есть индивид с присущей ему генетической программой развития и определенным диапазоном изменчивости. В данном определении личности особо акцентируется внимание на роли наследственности и среды в формировании личности.

Личность по К.К. Платонову это психологический облик человека как дееспособного члена общества, сознающего свою роль в нем.

Таким образом, личность – феномен общественного развития, конкретный человек, обладающий сознанием и самосознанием. Индивид становится личностью в процессе социализации.

Социализация личности – это всеобщий процесс, благодаря которому человек становится членом социальной группы: семьи, общины, рода. Социализация включает усвоение всех установок, мнений, обычаев, жизненных ценностей, ролей и ожиданий конкретной социальной группы. Этот процесс длится всю жизнь, помогая людям обрести душевный комфорт и чувствовать себя полноправными членами общества или какой-то культурной группы внутри этого общества.

Признаки социализации:

Условия развития личности: наследственные и окружающая среда. Существует три направления в изучении условий развития:

1) теория конвергенции двух факторов – механистическое сложение наследственного и социального в жизни человека;

2) теория конфронтации двух факторов – это конфликт между культурой, обществом и влечениями индивида;

3) концепция взаимодействия двух факторов – наследственность и окружающая среда не дозируются в дополняющих друг друга пропорциях, а объединяются друг с другом в единое целое.

В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.

Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс), половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.

Социальное «измерение» личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует. Важнейшими социальными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное «Я», то есть созданное под влиянием воздействий других представлений о собственной особе, созданных из представлений других людей о нас самих.

Понятие личности следует отличать от понятий индивида, индивидуальности.

Индивид – это психосоматическая организация личности, делающая ее представителем рода человеческого.

Индивидуальность – это своеобразное сочетание особенностей, отличающих одного человека от другого (это и индивидуально неповторимые особенности организма, и те, которые следует отнести к уникальным свойствам личности).

Личность – это системное качество, которое приобретает индивид во взаимодействии с социальным окружением. Это взаимодействие протекает в трех ведущих формах: общении, познании и совместной деятельности.

Психологическая структура личности разрабатывается в рамках комплексного изучения на основе последовательного применения деятельностного подхода и принципа единства всеобщих (родовых), особенных (индивидуальных) и единичных (индивидуально неповторимых и уникальных) качеств. Данная структура образуется совокупностью функционально связанных друг с другом компонентов, которые являются необходимыми и достаточными для осуществления полноценной деятельности.

Соответственно выделяют следующие сферы личности:

  1. Потребностно-мотивационная сфера. Это различные потребности (испытываемые человеком нужды в определенных условиях жизнедеятельности и развития), мотивы и направленность.

  2. Эмоционально-волевая сфера. Она включает субъективно-окрашенные реакции, отношения к окружающему миру, усилия и их переживания. Т.е. это эмоционально-волевые состояния, процессы и свойства личности.

  3. Когнитивно-познавательная сфера. Это как получение, хранение, узнавание, воспроизведение, забывание и преобразование информации. Т.е. это когнитивно-познавательные состояния, процессы и свойства личности.

  4. Действенно-практическая сфера. Сюда принадлежат проявления человека, как деятеля, практически реализующего себя в мире. Это его способности, навыки, умения, достижения; прагматические аспекты личности.

  5. Морально-нравственная сфера. Она включает действия личности, закрепленные в привычках, обычаях, традициях, принципах социальной жизни людей. Т.е. это морально-нравственные состояния, действия и свойства личности.

  6. Экзистенционально-бытийная сфера. Она проявляется в состояниях самоуглубления, переживания самой самости, свойствах личности, сопричастностью своему бытию в мире.

  7. Межличностно-социальная сфера. Это межличностные обмены информацией, взаимодействия, отношения и т.п.

В настоящее время некоторые исследователи пытаются предсказать, овладеть временным пространством развития личности, её жизни. Но с математической точностью невозможно определить состояние и поведение личности в заданных обстоятельствах. Человек «многоэтажен» и многообразен: ребёнку интересно необычное, подростку хочется себя показать, утвердить, взрослому – себя реализовать. Личность творит сама себя и несёт ответственность за своё становление. Психическое развитие ребёнка, подростка, юноши есть в то же время становление его личности; зрелые годы человека – период зрелости его личности; наконец, старость: убывающие жизненные силы, остановка, а затем и регресс в психическом развитии, а в некоторых случаях и распад личности.

Динамика личности – это, во-первых, деятельность, и, во-вторых, постоянное изменение свойств и качеств человека, в том числе и его развитие.

Человек в период своего становления должен находиться в определенных условиях, обеспечивающие всемерное развитие всех сторон его личности с учетом генетической программы и в соответствии с социальной программой. Становление личности является продуктом деятельности, «наложенной» на генетическую программу развития человека. Однако далеко не всякая деятельность обеспечивает необходимые условия для обучения, развития и воспитания. Наилучшие условия для становления личности обеспечиваются подбором видов деятельности, их содержания форм и методов.

Сколько людей на земле, столько и различных личностей с присущей каждой из них психологической структурой. Есть люди очень похожие, но нет двух тождественных личностей.

Структуры личности представлены многими авторами в отечественной и зарубежной психологии. В отечественной психологии необходимо подчеркнуть наиболее известные структуры, авторы которых Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн и др. В зарубежной психологии Г. Айзенк, Дж. П. Гилфорд, У. Джемс, Р. Кеттел, А. Маслоу, У. Норманн, З. Фрейд Э. Фромм, К. Хорни, К.Г. Юнг и др.

Наиболее полно приводим психологическую структуру личности предложенную в отечественной психологии К.К. Платоновым, которая определяется ее четырьмя сторонами.

Первая сторона личности – её социально обусловленные особенности: потребности, мотивация, склонности, стремления, идеалы, мировоззрение, убеждения, которые определяют моральные качества личности. Эту сторону называют направленностью личности. Она формируется путем воспитания и самовоспитания.

Вторая сторона личности – запас имеющихся у человека знаний, навыков, умений и привычек. Эта сторона определяет подготовленность личности к деятельности, уровень её развития, её опыт. Эта сторона формируется путем обучения и научения (самостоятельный процесс формирования знаний, умений и навыков).

Третью сторону личности составляют свойственные данному человеку типичные и устойчивые особенности отдельных психических процессов: восприятия, памяти, мышления, эмоций, воли. Эта сторона формируется путем упражнения.

Четвертая сторона личности – её биологически обусловленные особенности, задатки, особенности высшей нервной деятельности, проявляющиеся в темпераменте, возрастных и половых свойствах. Для их формирования достаточно тренировки.

Рассмотрим первую сторону структуры личности подробнее.

Как отмечал К.К.Платонов, чтобы узнать человека, важно разобраться в том, что он успел сделать на своем жизненном пути. Но ещё важнее понять, к чему он стремиться и во имя чего; чего, по его мнению, он не успел ещё достичь и каким образом намерен добиться поставленной перед собой жизненной цели. Всё это определяет направленность личности, её мотивация.

Характеризуя направленность личности К.К. Платонов выделил следующие ее общие качества: уровень, широта, интенсивность, устойчивость и действенность.

Уровень – это общественно значимые цели, побуждающие личность к деятельности.

Широта направленности определяется кругом интересов, в основе которого важнейшая роль принадлежит профессиональной деятельности.

Интенсивность направленности связана с ее эмоциональной окраской, определяется психическим состоянием личности.

Устойчивость характеризуется ее протяженностью во времени и связана с настойчивостью как проявлением воли.

Действенность направленности личности определяет активность реализации целей в деятельности.

В основе направленности человека лежат его потребности.

Человек испытывает недостаток в предметах внешнего мира, в определенных материальных условиях в течение всей своей жизни. Для того чтобы жить, он должен есть, пить, иметь одежду, жилище. Наконец, он испытывает потребность в общении с другим человеком.

Под потребностью следует понимать нужду, испытываемую человеком в определенных объективных предметах и условиях, необходимых ему для поддержания своей жизни и развития.

Потребность является особой формой отражения объективной действительности в мозгу человека. Потребность, возникающая у субъекта, переживается им индивидуально, в форме чувств и стремлений, различных по степени своей осознанности (влечений, желаний), но источник возникновения потребностей и предметы, могущие их удовлетворить, находятся вне человека, существуют объективно. Обычно неудовлетворенная потребность субъективно переживается человеком как эмоция недовольства. Таким образом, каждая потребность носит субъективно-объективный характер.

В каждой потребности человек выступает как существо пассивное, страдающее, поскольку он испытывает нужду в предметах, находящихся вне его. Одновременно он выступает и как существо активное, так как испытываемая им потребность является мощным стимулом, побуждающим его к действию.

Все потребности характеризуются определенным предметным содержанием (потребность в пище, жилище, потребность в музыке). Всякая потребность приобретает свое конкретное содержание в зависимости оттого, в каких условиях и каким образом она удовлетворяется. Потребности обладают свойством неоднократно повторяться (характерна цикличность – в пище, во сне).

Потребности развиваются, что связано с увеличением круга предметов, удовлетворяющих конкретную потребность, с изменением форм проявления потребностей и способов их удовлетворения, с возникновением совершенно новых потребностей. Человеческие потребности не имеют предела для своего возникновения и развития.

Различают материальные и духовные потребности. К материальным потребностям относится потребность в одежде, жилище, топливе, орудиях труда и др. К духовным потребностям относится потребность в знаниях, в эстетическом наслаждении, в общении с другими людьми, в творчестве и др.

К материальным потребностям также относится группа так называемых естественных потребностей: потребность в самосохранении, в пище и продолжении рода. Последние две потребности являются как бы дополняющими компонентами первой.

На основе потребности формируется мотив – побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности. Более того, деятельность может иметь сразу несколько мотивов (т.е. быть полимотивированной), тогда она направлена на удовлетворение одновременно нескольких потребностей. Побуждения, вызывающие активность и определяющие ее направленность и поведение называем мотивацией.

Интересы выступают как движущая сила, побуждающая, стимулирующая человека к совершению действий и поступков. Понятие «интерес» употребляется довольно часто. В экономических и юридических науках «интерес» истолковывают как выгоду, пользу. В философской литературе под «интересами» (например, классовыми) понимают пользу, соединенную с убеждениями и т.д.

Понятие «интерес» не следует отождествлять с понятием «потребность». Интерес обычно вызывает желание ознакомиться с предметом, потребность - обладать этим предметом. Можно осознавать потребность (в пище), но не испытывать интереса к предмету, удовлетворяющему эту потребность. Но эти понятия могут быть и тесным образом связаны между собой. Так источником многих интересов (эстетических, интеллектуальных) являются соответствующие духовные потребности. Или, например, на основе устойчивого глубокого интереса к музыке возникает потребность в музыке.

Наиболее верным представляется истолкование интереса как избирательной направленности личности. Интерес – это эмоционально окрашенная направленность личности на предметы и явления объективной действительности, связанная со стремлением познать их и влияющая соответствующим образом на всю деятельность личности. В этом определении представлены и познавательные, и эмоциональные, и волевые моменты сложного психического свойства личности, каким является интерес. Интерес - это типично человеческое психическое свойство, возникающее в процессе общественно-трудовой деятельности людей.

В отличие от биологических влечений и инстинктов интерес всегда носит осознанный характер, и главную роль в этом играет мышление. Без мышления не могло бы возникнуть понимание того, с чем сталкивается человек, без него вообще не может возникнуть интерес. Чем выше уровень развития сознания человека, тем более содержательными, глубокими и разнообразными будут его интересы.

Составным компонентом психологической природы интереса являются эмоции и чувства. Человек не безразличен к тому, что его интересует. Интересы связаны с самым дорогим, интимным, ценным для человека, поэтому эмоциональный момент в них занимает видное место.

Интересы стимулируют активность человека, которая направлена на познание объекта интереса, несмотря ни на какие преграды. Поэтому существенной стороной интереса являются волевые процессы и качества личности.

В психологическую структуру интереса входит и внимание. Внимание и интерес связаны между собой. Интерес к предмету одновременно вызывает и внимание к нему.

Интерес часто выступает как индикатор уже имеющихся у человека способностей и как мощный стимул, пробуждающий у него совершенно новые, неизвестные ему ранее способности.

Разнообразные интересы людей можно классифицировать с точки зрения их содержания, то есть тех объектов, на которые они направлены. Существует столько интересов, сколько существует объектов и связанны с ними видов деятельности. Интересы можно сгруппировать, объединяя их по общему для каждой группы существенному признаку. Условно выделяют следующие группы интересов: материальные интересы – к предметам быта, материальному благосостоянию, к одежде и т.д.; познавательные интересы – к конкретным учебным дисциплинам (учебные интересы) и специально научные интересы к отдельным отраслям научных знаний; профессиональный интерес – к различным видам трудовой деятельности человека; общественно-политические интересы – к различным видам общественной деятельности, к политическим вопросам; эстетические интересы – к различным видам искусства и литературы. Все интересы, независимо от их предметного содержания характеризуются следующими особенностями: устойчивостью, интенсивностью или уровнем действенности, глубиной и направленностью.

Устойчивые интересы характеризуются длительностью и могут сохраняться у человека в течение всей его жизни; вторые носят временный, ситуативный характер, т.е. неустойчивые. Они вспыхивают и гаснут, не оставляя существенного следа в жизни личности.

По уровню действенности или интенсивности различают активные и пассивные интересы. Первые захватывают человека целиком, побуждают его к энергичной, плодотворной деятельности. Они являются мощным стимулом всестороннего развития личности, её знаний и навыков, способностей и характера. Люди, испытывающие активный интерес, идут на подвиг, жертвы ради удовлетворения своего интереса. Пассивный интерес стимулирует лишь созерцательную деятельность человека, вызывая удовлетворение, эстетическое наслаждение от самого восприятия объекта интереса.

Различают глубокие и поверхностные интересы. Первые проникают своими корнями в глубь психической жизни человека, они связаны с основными стремлениями личности, налагают свой отпечаток на все её поведение, на весь психический облик личности.

Различают непосредственный и опосредствованный интерес. Первый направлен на сам процесс деятельности, второй – на её результат. Так, человек, испытывающий непосредственный интерес к математике, получает большое удовлетворение от самого процесса решения задач, от занятия математикой. Во втором случае занятия математикой он рассматривает лишь как необходимое средство для удовлетворения своего непосредственного интереса к технике.

Не следует противопоставлять друг другу полярные особенности интересов, так как под влиянием воспитания и самовоспитания они могут переходить в свою противоположность. Например, пассивные, поверхностные, опосредствованные интересы могут превращаться в процессе воспитания в активные, глубокие, непосредственные. Активные, глубокие, стойкие интересы могут приобретать характер наклонности человека к определенной деятельности и, подобно потребностям, становиться неотделимой органической частью духовного облика личности.

Склонность – это положительное внутренне мотивированное отношение к какому-либо занятию. Психологическую основу склонностей составляет устойчивая потребность личности к определенной деятельности, когда привлекательными оказываются не только достигаемые в ней результаты, но и сам процесс деятельности. Если личность проявляет творческое отношение к деятельности, стремится к постоянному накоплению знаний и совершенствованию умений и навыков, то такая склонность называется призванием и в единстве с соответствующими способностями выступает как одарённость.

Под мировоззрением, как формой направленности личности, понимают систему взглядов на природу, общество и человеческое мышление. В узком плане мировоззрение понимают как систему взглядов на общественную жизнь, т.е. морально-политические принципы личности.

Мировоззрение не только определяет общую направленность личности, её целеустремленность, придавая стойкость и твердость характеру, но и сказывается на всем облике человека, на всей совокупности особенностей поведения и действий, привычек и наклонностей. Мировоззрение необходимо для ориентации, для определения своего места и своей роли в общественном развитии. Мировоззрение только тогда полноценно, когда личность претворяет в жизнь свои взгляды, руководствуясь ими в обществе, семье, трудовой деятельности. Связь мировоззрения с поведением является одним из важнейших показателей качеств личности. Бывает, что человек един и в своих мыслях, и в своих делах. Но бывает и так, что человек обнаруживает два разных лица: одно, когда он высказывает свои взгляды, и совсем другое, когда действует. При положительных качествах мировоззрение превращается в глубокие убеждения личности.

Убеждённость – обоснованная вера человека в принципы и идеалы, которым он руководствуется в жизни. Убеждённый человек – это целеустремленный, стойкий, страстный человек, способный отстаивать свои взгляды и свои дела.

На основе мировоззрения складывается нравственный идеал, который служит основным мотивом и планом самовоспитания личности.

Идеал – это образ, которым руководствуется личность в настоящем и который определяет план самовоспитания. Человеку свойственно предвосхищать будущее на основе обобщения прошлого и настоящего. Характер предвосхищения зависит не только от уровня знаний, но и от установки личности, её взглядов, интересов, общей воспитанности.

Таким образом, направленность личности – это система побуждений, определяющая избирательность отношений и активность человека.

С позиций психологической науки активность личности обусловливается совокупностью потребностей, побуждающих её через сложную систему осознанных и неосознанных мотивов к деятельности. Процесс удовлетворения потребностей является внутренне противоречивым. Потребности, как правило, не удовлетворяются немедленно после их возникновения. Для их удовлетворения необходимы материальные средства, определенный уровень готовности личности к деятельности, знания, умения и т.п. Активность бывает внешней (движения, мышечные усилия), внутренний (психическая активность) – это размышление, вспоминание, творческая активность, гражданская (социальная активность).

Движущие силы психического развития личности выявляются в противоречии между изменяющимися в деятельности потребностями человека и реальными возможностями их удовлетворения.

Несколько иной подход в плане поиска источников активности личности выдвинут австрийским психологом В. Франклом, основателем «Третьей Венской школы психотерапии» (первая школа – психоанализ 3. Фрейда, вторая – индивидуальная психология А. Адлера).

Согласно B. Франклу главным источником активности личности и её основной движущей силой является смысл жизни. Поэтому «стремление к смыслу» выставлено в противовес принципу удовольствия (иначе «стремление к удовольствию»), на котором сконцентрирован фрейдовский психоанализ, а также в противовес «стремлению к власти», выделяемому адлеровской индивидуальной психологией.

В. Франкл учился у 3. Фрейда и А. Адлера. Его личная судьба сплелась с наиболее трагическими событиями, связанными с разгулом фашизма, а то, как он пережил все, что выпало на его долю, вызывает глубокое уважение. Три года в Освенциме, Дахау и Терезненштадте не сломили его духа. Именно здесь он укрепился в мысли о том, что не от условий, а, прежде всего, от самого человека зависит, как он будет себя вести.

По Франклу для человека необходимо обнаружить смысл – логос – своего существования, ибо именно поиск смысла является признаком подлинного человеческого бытия. Под смыслом жизни понимается позиция личности, её отношение к другим людям, забота о своих близких: родителях, детях, муже, жене; это её творчество, деятельность и т.д. Отсутствие или потеря смысла создает вакуум: человек теряет содержание своего существования, он испытывает скуку, предаётся пороку или испытывает тяжелые переживания, подобные кризису пожилых людей. Смысл имеет конкретное содержание и составляет сущность жизни каждого человека. Обретя смысл, человек отвечает за свою жизнь. Из этого следует, что личности, на определенных этапах формирования, необходима коррекция, помощь в поиске смысла своей жизни.

В самом общем виде «развитие личности» есть становление особой формы целостности – Я-концепции. Представления человека о самом себе даже в детском возрасте (не говоря уж о взрослом периоде жизни) должны быть согласованными (не противоречащими друг другу), иначе произойдет фрагментация личности, и человек будет страдать от смешения ролей 5.

Я-концепцию или самосознание можно рассматривать как непрерывный процесс, в основе которого лежит все время усложняющаяся деятельность самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и способность регулировать свое поведение и деятельность 6.

Самосознание включает в себя 4 компонента (по В.С. Мерлину) 7:

- сознание отличия себя от остального мира;

- сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности;

- сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки;

- социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.

Критерии самосознания:

  1. выделение себя из среды, осознание себя как субъекта, автономного от среды (физической среды, социальной среды);

  2. осознание своей активности – «Я, управляю собой»;

  3. осознание себя через другого – «То, что я вижу в других, это может быть и мое качество»;

  4. моральная оценка себя, наличие рефлексии – осознание своего внутреннего опыта.

В структуре самосознания можно выделить:

– осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего Я;

– осознание своих реальных и желаемых качеств – «реальное Я» и «идеальное Я»;

– познавательные, когнитивные представления о себе;

– эмоциональное, чувственное представление о себе.

К-Роджерс выделяет четыре параметра «Я»-концепции:

– real self-concept (реальное представление о себе);

– social self-concept (представление о своей социальной роли);

– phusical self-concept (представление о собственном физическом состоянии);

– ideal self-concept (представление о своих целях, планах и желаниях на будущее).

Американский психолог М. Розенберг выделяет уже шесть образов «Я»:

– «настоящее «Я» – каким индивид видит себя в действительности в данный момент;

– «фантастическое «Я» – каким, по мнению человека, он мог бы стать;

– «будущее или возможное «Я» – каким следует быть, исходя из усвоенных норм и образов;

– «будущее или возможное «Я» – каким, по мнению человека, он мог бы стать;

– «идеализированное «Я» – каким приятно себя видеть;

– «ряд изображаемых «Я» – образование масок, которые индивид выставляет напоказ, чтобы скрыть за ними какие-то отрицательные, болезненные черты, слабости своего настоящего «Я» 8.

Различные проявления самосознания регулируются процессом самовоспитания. Самовоспитание – это сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности 9. Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, самовоспитание предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов (индивидуализированных отражений действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность 10). Самовоспитание формируется на относительно позднем этапе онтогенеза (в подростковом возрасте), связано с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию.

По мере повышения степени осознанности самовоспитание становится все более значимой силой саморазвития личности.

Компоненты самовоспитания: самоанализ личностного развития, самоотчет личности, самоконтроль личности. В приемы самовоспитания входят: самоприказ, самоодобрение, самовнушение.

Самовоспитание базируется на адекватной самооценке и оценке.

Оценка личности, её поведения, деятельности, осуществляется другим, компетентным человеком, экспертом. В роли экспертов могут быть люди, хорошо знающие личность: педагоги, руководители, друзья, родители и др. Экспертная оценка может выражаться количественными и качественными показателями. Принимая мнение экспертов, личность вносит определенные коррективы в свое поведение, отношение, деятельность.

Самооценка входит в состав Я-концепции и развивается вместе с самосознанием личности.

Самооценка – это компонент самосознания, направленный на оценку человеком своего «Я», своих действий, поступков, слов, чувств и т.п. Содержание самооценки многоаспектно, также как сложна и многоаспектна сама личность. Оно охватывает мир ее морально-нравственных ценностей, отношений, возможностей. Единая целостная самооценка личности формируется на основе самооценки отдельных сторон ее психического мира. Каждый из компонентов самооценки, отражающей степень знания личностью соответствующих ее особенностей и отношение к ним, имеет свою линию развития. В связи с этим весь процесс выработки общей самооценки противоречив и неравномерен. Самооценка различных компонентов в личности может находиться на разных уровнях устойчивости, адекватности, зрелости. Формы взаимодействия самооценок – единство, согласованность, взаимодополнение, конфликтные отношения – предшествуют процессу выработки единой самооценки, сопровождаются поисками личности самой себя, непрерывным вниманием к своему внутреннему миру с целью понять степень своей ценности в обществе, найти и определить свое место в системе сложнейших социальных, профессиональных, семейных и просто личностных связей и отношений.

По своему составу самооценка сложна не только потому, что она многоаспектна и включает различные уровни содержания, но и потому, что эти содержания могут быть различных уровней осознанности. В процессе становления единой самооценки личности, ведущая роль принадлежит ее рациональному компоненту. Именно на основе самоанализа происходит как бы «проявление» недостаточно ясных компонентов самооценки и их «введение» из сферы неосознаваемого в сферу сознательного. Самооценка формируется при более или менее активном участии самой личности и несет на себе отпечаток своеобразия ее психического мира, не совпадая в некоторых своих элементах с объективной оценкой данной личности. Ее адекватность, истинность, логичность и последовательность устанавливаются на основе реальных проявлений личности в деятельности, поведении. Нравственным критерием самооценки служит общественная ценность осознаваемых качеств личности.

Уровни самооценки:

– неадекватная высокая самооценка (завышенная);

– адекватная высокая самооценка;

– средняя самооценка;

– адекватная низкая самооценка;

– неадекватная низкая самооценка (заниженная).

Адекватная или правильная самооценка позволяет человеку отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Адекватная самооценка является необходимым условием формирования личности.

Неадекватная самооценка свидетельствует о необъективной оценке человеком самого себя, его мнения о себе резко расходится с тем, каким его считают другие. Она может быть завышенной или заниженной.

Человек с завышенной неадекватной самооценкой, как правило, переоценивает свои возможности, личные качества, может стать высокомерным, заносчивым, нетерпимым к чужим мнениям и оценкам. Для такого человека характерны внутренние конфликты, нарушение организации деятельности. Человек может озлобиться, проявлять подозрительность или ярко демонстрировать высокомерие, что ведет к утрате межличностных контактов.

Человек с заниженной неадекватной самооценкой характеризуется устойчивой неуверенностью в себе, недооценкой своих возможностей, качеств, может стать очень пассивным, боязливым, эмоционально обедненным. Заниженная самооценка наиболее устойчивая. Великий писатель и психолог Л.Н. Толстой личность сравнивал с математической дробью, в числителе которой духовные свойства человека, а в знаменателе – его мнение (самооценка) о себе. Об одном из своих сыновей Л.Н. Толстой с горечью заметил, что у того знаменатель – бесконечность. А значит результат (частное) стремится к бесконечно малой величине. Формирование правильной самооценки – важнейшая задача воспитания и самовоспитания личности.

Виды самооценки:

– личностная – оценка человеком своих способностей, потенциальных возможностей, личных качеств, внешнего облика;

– текущая самооценка – это оценка человеком своих действий и поступков.

Самооценка связана с уровнем притязаний. Уровень притязаний характеризует:

  1. Уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель).

  2. Выбор личностью цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий (уровень притязаний в данный момент).

  3. Желаемый уровень самооценки личности (уровень «Я»).

Стремление к повышению самооценки в условиях, когда человек свободен в выборе степени трудности очередного действия, приводит к конфликту двух тенденций – тенденции повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех, и тенденции снизить их, чтобы избежать неудачи. Переживание успеха (или неуспеха), возникающее вследствие достижения (или не достижения) уровня притязаний, влечет за собой смещение уровня притязаний в область более трудных (или более легких) задач. Снижение трудности избираемой цели после успеха или ее повышение после неудачи говорят о нереалистичном уровне притязаний или неадекватной самооценке. Люди, обладающие реалистичным уровнем притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого. Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным (заниженным или завышенным) притязаниям. В поведении это проявляется в выборе слишком трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, тенденции избегать ситуаций соревнования, некритичности в оценке достигнутого, ошибочности прогноза и т.д. Итак, взаимосвязь самооценки, уровня притязаний, уровня достижений и возможных последствий можно свести к схеме (рис. 1.3.1).

Самооценка (СО)

Уровень притязаний

Уровень достижений

Психологические последствия

Адекватная

Адекватный

Удачи

Самоуважение

Неудачи

Фрустрации, невроз

Завышенная

Завышенный

Удачи

Самоуважение

Неудачи

Фрустрации

Заниженная

Заниженный

«Комплекс неполноценности» (при низкой СО)

«Социальная хитрость» (при высокой СО)

Рисунок 1.3.1 -Взаимосвязь самооценки, уровня притязаний, уровня достижений и возможных последствий

Самоуважение – обобщенное отношение личности к самой себе, прямо пропорционально количеству достигнутых успехов и обратно пропорционально уровню притязаний 11 (рис. 1.3.2).

САМОУВАЖЕНИЕ = УСПЕХ / ПРИТЯЗАНИЕ

Рисунок 1.3.2 – Формула самоуважения

Чем выше притязания, тем большими должны быть достижения человека, чтобы он мог себя уважать.

Ф рустрации – специфическое эмоциональное состояние человека, возникающее в результате появления непреодолимых препятствий на пути к достижению желаемой цели. Препятствия могут быть: физическими, биологическими, психологическими, социокультурными.

Виды препятствий (по Т. Дембо) 12:

– внутренние – те, которые препятствуют достижению цели;

– внешние – те, которые не дают субъекту выйти из ситуации.

Виды фрустрированного поведения:

– двигательное возбуждение;

– апатия;

– агрессия и деструкция;

– регрессия.

Невроз – заболевание, возникающее вследствие конфликта человека с окружающей средой на почве столкновений желаний человека и действительности, которая его не удовлетворяет 13.

Подводя общий итог, можно сделать следующие выводы:

  1. Самосознание формируется в процессе жизнедеятельности индивида.

  2. Факторы, влияющие на самосознание: восприятие индивида другими; самоанализ; социальные ценности, ожидания, идеалы; опыт социального поведения; внешние данные, ощущение силы и здоровья.

  3. Самосознание имеет определенную структуру и обладает определенными критериями.

  4. Самовоспитание является продуктом самосознания.

  5. Самооценка является частью самосознания и имеет влияние на него.

  6. Самооценка имеет уровни, которые определяют степень удовлетворенности индивида собой.

  7. Самооценка развивается в онтогенезе.

  8. Самооценка связана с уровнем притязаний и уровнем достижений, что налагает определенный отпечаток на его психическое состояние и поведение.

  9. Оценка играет ведущую роль в формировании самооценки индивида до юношеского возраста. В последующем, роль оценки уменьшается и несет для индивида информационный характер.

Я-концепция или самосознание развивается на базе сознания. «Не сознание рождается из самосознания, из «Я», а самосознание возникает в ходе развития сознания личности, по мере того, как личность становится самостоятельным субъектом» – писал С.Л. Рубинштейн в статье «Самосознание личности и ее жизненный путь» 14.

Личность, рассматривая себя в системе «Я как индивидуум», устанавливает свою идентичность в близких отношениях с другими людьми и в трудовой деятельности. Формирование идентичности – непрекращающийся процесс. Взрослые должны структурировать свою личную, профессиональную и семейную идентичности по мере того, как меняется их внутренний и внешний мир.

На основе идентичности формируется генеративность – попытка увековечить себя путем внесения долговременного и значимого вклада в окружающий мир (выполняется посредством профессиональной деятельности, художественного творчества или воспитания детей) 15.

Система «Я как член семьи» предполагает у индивида наличие определенной социальной роли (я как ребенок, я как супруг(а), я как родитель и т.д.). Исследования, проводившиеся в форме интервью, показали, не менее 90 % мужчин и женщин считают, что их семейные роли и обязанности являются важнейшими компонентами при определении себя 16.

Система «Я как работник» рассматривает профессиональное «Я» личности. Работа для некоторых – не более чем способ заработать себе на жизнь. Другим она дает шанс проявить свои творческие способности и навыки; она позволяет повысить им свою самооценку, завоевать уважение у окружающих. Для третьих работа является почти наркотиком – деятельностью, заниматься которой их неодолимо влечет какая-то внутренняя сила. Существует взаимодействие между внутренней мотивацией к труду и идентичностью работника (рис. 1.3.3).

Все три микросистемы имеют влияние на самосознание индивида, т.к. эти системы имеют ведущее значение на протяжении дальнейшей жизни.

На образ «Я» влияют различные изменения в любой из этих систем (болезни, развод, профессиональный успех или неудача и т.д.).

В период ранней взрослости (примерно к 30 годам) человек переживает кризисное состояние. Происходит переоценка ценностей, критический пересмотр своего «Я». Человек обнаруживает, что многое он уже не может изменить в своей жизни, в себе: семья, профессия, привычный образ жизни. Новообразование ранней взрослости – овладение профессией. При успешном разрешении психологического конфликта человек имеет оптимальную самооценку и строит отношения с социумом на основе понимания и доверия. При неблагополучном разрешении конфликта индивид испытывает одиночество и остракизм, которые могут сопровождаться добровольной изоляцией от общества.

В нутренняя мотивация к труду

Идентичность человека как компетентного работника

Вовлеченность в работу

Продуктивность труда

Рисунок 1.3.3 – Схема взаимодействия между внутренней мотивацией к труду и идентичностью работника

Конфликты развития в среднем возрасте (Р. Пэк) 17: признание ценности мудрости против признания ценности физических сил; уравновешивание социального против сексуального начала в человеческих отношениях; катексисная (эмоциональная) гибкость против катексисного обеднения; умственная гибкость против умственной ригидности. Новообразование средней взрослости – овладение социальной ролью и статусом.

Кризис возраста поздней зрелости связан с изменением социальной роли и поиском новых жизненных планов. Новообразование поздней взрослости – приобретение мудрости.

Мудрость – взвешенные суждения и полезные советы по важным или неясным вопросам, представляет собой кульминационный пункт в развитии человеческого интеллекта.

Основными составляющими мудрости как экспертного знания являются:

Период данного возраста характеризуется сменой социального статуса. Реакция на уход на пенсию зависит от таких факторов, как желание оставить работу, здоровье, финансовое положение и отношение коллег.

Подготовка к выходу на пенсию состоит из трех частей:

  1. «Сбрасывание оборотов». С возрастом люди начинают освобождаться от ряда трудовых обязанностей или сужать сферу ответственности.

  2. Планирование. Люди тщательно планируют свою жизнь на пенсии.

  3. Жизнь в ожидании пенсии.

Изменение статуса сказывается на семейных и личных отношениях, когда люди учатся приспосабливаться к прекращению активной воспитательной деятельности в семье, к ролям дедушек (бабушек) и прадедушек (прабабушек), к осуществлению ухода за больным супругом. Такие события, как потеря супруга и близких друзей, в старости могут вызвать чрезвычайно сильный стресс. Многие пожилые люди, оставшись одни после смерти супруга, страдают от одиночества. Однако вдовство может также дать человеку возможности для личностного роста и активности.

Целостная психическая организация личности проявляется в определенном стиле жизни и поведения. Наиболее полно характеризуют личность такие свойства как целеустремленность, воспитанность, цельность, активность, оригинальность, профессионализм и др. Эти и другие свойства личности формируются в процессе обучения и научения, воспитания и самовоспитания. Однако воспитание не всемогуще, так как развитие личности имеет свои собственные закономерности, свою внутреннюю логику, а не является лишь пассивным отражением объективных условий. Понятие внутренней логики отражает простую мысль: индивид, являясь существом саморегулирующимся, в процессе развития приобретает такие свойства, которые не предопределены однозначно ни внешними воздействиями, ни внутренними, в том числе природными данными. Эти свойства есть результат взаимодействия внешнего и внутреннего, результат деятельности человека как единого и саморегулирующегося целого.