3. Эмоциональные состояния:
– настроение – длительное, устойчивое, в достаточной мере ровное, иногда включающее амбивалентные переживания, состояние человека (общий эмоциональный фон);
– аффекты – сильные, внешне бурно выраженные реакции на экстремальные условия, когда человек не справляется с возникшей ситуацией;
– кратковременные сильные эмоциональные состояния (гнев, страх, радость, ужас, экстаз и др.), при которых сужается сознание, снижается самоконтроль, действия становятся стереотипными и подчиняются эмоциям, а не логическому мышлению;
– фрустрация – психическое состояние нарастающего внутреннего напряжения, которое может быть связано с разочарованием, неудачей в попытке достичь какой–либо цели;
– стрессы – реакции на длительные повышенные нагрузки, требующие мобилизации всех сил.
4. Страсти – сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека).
5. Высший уровень развития эмоций человека – устойчивые чувства к объектам (материальным или духовным), относящимся к высшим потребностям.
6. Эмоциональность человека – т.е. содержание, качество и динамика его эмоций и чувств.
7. Эмоциональный опыт человека – закрепившиеся способы реагирования, иерархия эмоций и чувств.
В психологии существуют различные теории, объясняющие механизм и сущность эмоций. Впервые эмоциональные выразительные движения были изучены и описаны Ч. Дарвином в книге «Выражение эмоций у человека и животных». На основе сравнительных исследований эмоциональных движений у человекообразных обезьян и людей автор создал биологическую концепцию эмоций, согласно которой эмоции появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям его существования (в том числе социального взаимодействия). Выразительные эмоциональные движения рассматривались как рудименты реальных приспособительных реакций организма, пережитки ранее целесообразных действий. Интерпретация этих движений происходит на основе соотнесения их с контекстом, в котором происходит общение.
Широкую известность получила «перефирическая» теория, созданная У. Джемсом и независимо от него К. Ланге – теория Джемса-Ланге. Под воздействием внешних стимулов в организме происходят определенные физиологические изменения, и только после этого возникает эмоция. Именно органические изменения являются первопричиной возникновения эмоций.
Интересный комментарий к теории Джемса-Ланге предложил Я.Л. Коломинский. Он указал, что с точки зрения данных теоретиков традиционное описание типа: «Я увидел медведя, испугался и побежал», следует считать неправильным. Нужно говорить: «Я увидел медведя, побежал, испугался». Несмотря на внешнюю стройность и логичность этой теории, она не всегда отвечала реальным фактам. Впоследствии было экспериментально установлено, что даже искусственное пресечение поступления нервных импульсов в головной мозг не прекращает возникновения эмоции. Согласно теории Кеннона–Барда, телесные изменения и сопровождающие их эмоциональные переживания возникают почти одновременно.
Впоследствии Х. Дельгадо было установлено, что в структуре подкорковых областей головного мозга существуют своеобразные центры эмоций, воздействуя на которые можно управлять эмоциональным состоянием.
На основе данных исследований возникла активационная теория эмоций Линдсея–Хебба, когда эмоции возникают вследствие нарушения и восстановления равновесия в соответствующих отделах центральной нервной системы.
Одной из концепций, объясняющей эмоции у человека динамическими особенностями когнитивных процессов, явилась теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера: положительное переживание возникает у человека тогда, когда его прогнозы и ожидания находят подтверждение, а когнитивные представления (знания) материализуются и воплощаются в жизнь. Отрицательные же эмоции возникают, если между ожидаемым и реальным результатами деятельности имеется несоответствие, расхождение (диссонанс). Специфика эмоционального переживания зависит от прошлого опыта человека, его интересов и потребностей.
В отечественной психологии наиболее признанной считается информационная теория эмоций П.В. Симонова. Согласно ей, сила и качество возникшей у человека эмоции определяется, прежде всего, силой актуальной в данной момент потребности и оценкой способности её удовлетворения в сложившейся ситуации.
Классификацию эмоций и способов их познания предложил Б.И. Дадонов 18. Автор выделяет:
1. Альтруистические эмоции – переживания, возникающие на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям: желание приносить другим людям радость и счастье, чувство беспокойства за судьбу кого–либо, забота о нем; сопереживание удачи и радости другого; чувство участия, жалости.
2. Коммуникативные эмоции, возникающие на основе потребности в общении: желание общаться, чувство уважения к кому–либо; чувство признательности, благодарности; чувство обожания кого–либо; желание заслужить одобрение от близких и уважаемых людей.
3. Глорические эмоции, связанные с потребностью в самоутверждении и славе: стремление завоевать признание, почет; чувство уязвленного самолюбия и желания взять реванш: чувство гордости; чувство превосходства; чувство удовлетворения тем, что как бы вырос в собственных глазах, повысил ценность своей личности.
4. Праксические эмоции, вызываемые деятельностью, ее изменением в ходе работы, успешностью или неуспешностью, трудностями осуществления и завершения; желание добиться успеха в работе; чувство напряжения; увлеченность, захваченность работой; любование результатами своего труда, его продуктами; приятное удовольствие от того, что сделано.
5. Пугнические эмоции, определяемые потребностью в преодолении опасности, интересом к борьбе: жажда острых ощущений; упоение опасностью, риском; чувство спортивного азарта: решительность; спортивная злость; предельная мобилизация своих физических и умственных способностей.
6. Романтические эмоции – стремление ко всему необыкновенному, таинственному; ожидание чего-то хорошего, светлого; манящее чувство дали; волнующее чувство странно преображенного восприятия окружающего: все кажется иным, необыкновенным, полным значительности, тайны; чувство зловеще-таинственного, мистического.
7. Гностические эмоции, связанные с потребностью в познавательной гармонии: стремление понять происходящее или изучаемое, проникнуть в сущность явления; чувство удивления или недоумения при столкновении с проблемой; чувство ясности или смутности мысли; неудержимое стремление преодолеть противоречия в собственных рассуждениях; чувство догадки, близости решения; радость открытия истины.
8. Эстетические эмоции, связанные с лирическими переживаниями: жажда красоты; наслаждение гармонией и красотой объекта, явления; чувство изящного, грациозного; чувство возвышенного и величественного; чувство светлой грусти и задумчивости; поэтически–созерцательные переживания; сладость воспоминаний о давнем; горько или приятное чувство одиночества.
9. Гедонистические эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте: наслаждение приятными физическими ощущениями – от вкусной пищи, тепла, солнца и т.п.; чувство беззаботности; нега, сладкая лень; чувство веселья, приятная бездумная возбужденность в компании.
10. Акизитивные эмоции, порождаемые интересом и тягой к накоплению, коллекционированию, обладанию; стремление иметь определенные объекты в своем безраздельном пользовании; умножать их число, накапливать; приятное чувство при осмотре своих накоплений. Объекты коллекционирования могут быть самые неожиданные – от произведений искусства до крышек от бутылок.
Эмоции и чувства играют определенную роль в жизни человека. В процессе трудовой деятельности сегодня большую ценность приобретают не только профессиональные знания, умения и навыки, но и способность выразить в профессиональном мастерстве свои индивидуальные личностные качества: направленность, мышление, мировоззрение, которые способствуют профессиональной успешности.
В отечественной психологии понятие «успешность» включает в себя продуктивность, производительность труда, качество продукции и нервно–психические затраты, необходимые для достижения того или иного результата. При этом существенная роль отводится эмоциональной устойчивости человека. Эмоциональная устойчивость может быть выражена стабильностью оптимального уровня работоспособности в экстремальных условиях труда, за которой стоит способность работника к экономной трате сил и распределению их во времени, как разную степень чувствительности к эмоциональным раздражителями и разную степень нарушения психических механизмов регуляции под влиянием эмоционального возбуждения.
При рассмотрении эмоциональной устойчивости как продукта эмоциональной адаптации, как адаптационного механизма, включенного в адаптационную систему, было установлено, что данная система является самоуправляемой. Это свидетельствует о том, что и эмоциональной устойчивости свойственно самоуправление, способствующее её развитию. Именно такое понимание роли эмоциональной устойчивости в профессиональной деятельности объясняет факты сохранения высокой работоспособности и профессиональной успешности индивида.
В условиях современного общества эмоциональная устойчивость и мыслительная активность молодых специалистов являются одним из важнейших показателей повышения профессиональной успешности и технического прогресса.
Психологическое изучение проблемы повышения эмоциональной устойчивости и профессиональной успешности раскрывает взаимосвязь и определяет степень влияния профессионально важных способностей и личностных качеств на работоспособность, а также на поведение человека в напряжённых условиях труда. Это даёт основание утверждать, что развитие эмоциональной устойчивости служит одним из эффективных средств совершенствования эмоционально–волевой сферы личности и повышения профессиональной успешности молодого специалиста.
Если подвести некоторый итог эволюции теорий и учений об эмоциях и чувствах, то их можно представить в табл. 1.4.1.
Таблица 1.4.1
Эволюция теорий и учений об эмоциях
Автор теории | Краткое содержание |
1 | 2 |
Абу Али ибн Сина (Авиценна) | Описание первых экспериментов по исследованию эмоциональных состояний. Показана зависимость психической и эмоциональной жизни от внешних факторов и ее влияние на физиологические процессы в организме |
Спиноза | Разработана теория аффектов (эмоций). Будучи осознанными, аффекты превращаются в желания. Человек бессилен их укротить, что определяет его эмоциональное рабство. И только господство над аффектами есть свобода. |
Ч. Дарвин | Установил, что эмоциональные реакции, как правило, сопровождаются усиленной мышечной деятельностью, которая изначально имела своей целью либо удовлетворение потребностей, либо избежание факторов, вызывающих отрицательные эмоции. Следовательно, эмоции цивилизованного человека есть рудимент целесообразных реакций первобытных людей в их борьбе за жизнь. |
У. Джеймс, К. Ланг | Первичное в эмоциях не душевные переживания, а физиологические процессы. Возникновение эмоций обусловлено изменениями в произвольной и непроизвольной двигательной сфере, вызываемыми внешними воздействиями. Ощущения, связанные с этими изменениями, и есть эмоциональные переживания. Иначе говоря, «мы печальны потому, что плачем; боимся потому, что дрожим; радуемся потому, что смеемся». Отсюда возникла упрощенная трактовка произвольной регуляции эмоций – считалось, что нежелательные эмоции, можно подавить, если намеренно совершать действия, характерные для достижения положительных эмоций.
|
В. Кеннон | Телесные процессы при эмоциях биологически целесообразны, поскольку служат предварительной настройкой всего организма к ситуации, когда от него потребуется повышенная трата энергетических ресурсов. Эмоциональные переживания и |
Окончание таблицы 1.4.1
1 | 2 |
| соответствующие им органические изменения возникают в одном и том же центре – таламусе. |
П.К. Анохин | Биологическая теория эмоций в соответствии с которой физиологическая природа всех эмоций, начиная от низших элементарных проявлений и кончая высшими, социальными, – едина и заключается в формировании аппарата оценки результатов действия до совершения самого действия. Эмоциям принадлежит руководящая роль в формировании поведения. Они составляют неотъемлемую часть приспособительных реакций человека. |
Произведя почти моментальную интеграцию всех функций организма, они сами по себе в первую очередь могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализация и конкретный механизм ответной реакции организма. Именно это свойство организма (определять благодаря эмоциям качество воздействия с помощью самого древнего и универсального критерия всего живого на земле – выживаемости) и придало эмоциям универсальное значение в жизни организма. | |
П.В. Симонов | Информационная теория эмоций. Эмоции есть форма приспособления к ситуации недостаточной информированности. Например, яркость компенсирует недостаток сведений, необходимых для организации борьбы (ибо исчерпывающие сведения о наилучшем поражении противника делает борьбу «хладнокровной»), страх возникает при недостаточной информации, необходимой для организации успешной защиты. |
Человек по своей природе рожден для счастья, но живет он в непростом мире и должен быть готов к столкновениям с трудностями. Диалектика жизни такова, что без преодоления препятствий взойти на вершину невозможно.
Чтобы удовлетворить потребности необходимо преодолеть различные препятствия, необходимы не только физическая, но и духовная сила, то проявление сознания, которое называется волей.
Воля – это способность человека сознательно контролировать свою деятельность и активно управлять ею, преодолевая препятствия и подчиняя её сознательно поставленной цели. В проявлениях воли всегда присутствует своеобразное психическое волевое усилие. Отдельные сознательно регулируемые действия называются волевыми.
Волевые действия характеризуются наличием цели, а также препятствий, трудностей, наличием своеобразного напряжения, переживаемого в ходе их выполнения. Принято различать простые и сложные волевые действия. Простые, как правило, имеют два звена – постановку цели и исполнение. В сложном волевом действии отчетливо обозначены три звена – осознание цели, планирование и исполнение. Можно выделить более подробно ряд последовательных этапов волевого действия:
цель и стремление достичь её;
осознание ряда возможностей достижения цели;
появление мотивов утверждающих или отрицающих эти возможности;
борьба мотивов и выборов;
принятие одной из возможностей в качестве решения;
осуществление принятого решения.
Если человек с детства приучен к сознательным действиям и поступкам, требующим преодоления трудностей, то волевое поведение становится для него характерным. У него развиваются такие ценные качества воли, как целенаправленность, критичность, настойчивость, решительность, инициативность, самостоятельность, выдержка и самообладание.
Важнейшим качеством воли является целеустремлённость, т.е. умение человека ставить ближайшие и отдаленные цели своей деятельности и жизни, подчинять им свое поведение. Но целеустремленность взрослого человека зависит, прежде всего, от его мировоззрения и моральных принципов. Целеустремленная личность имеет также отчетливые, ясные личные цели. Борясь за достижение личных целей, целеустремленный человек одновременно борется за достижение целей общественных, решая общественные задачи. Целеустремленный – это одержимый человек. Он точно знает, за что борется, куда идет. Ясность цели – вот основное достоинство целеустремленного человека.
Существенным качеством воли является критичность, которая выражается в умении всесторонне обдумать и оценить предстоящие и уже выполненные действия как собственные, так и других людей. Критичность и самокритичность должны быть неразделимы. Люди критичной и самокритичной воли нетерпимы к нарушениям норм общественной жизни. Самокритичность – обязательная предпосылка самовоспитания воли и характера человека.
Важным качеством личности является решительность, т.е. умение без колебаний принимать обдуманные и правильные решения и своевременно, смело проводить их в жизнь. Решительность при некоторых обстоятельствах выражается и в умении задержать решение, если в данных условиях цель не может быть достигнута. Решительность не надо путать с торопливостью, поспешностью, которые выражаются в склонности к необдуманным действиям под влиянием первого побуждения. Решительность вытекает из твердой убежденности в правильности своего поступка. Решительный человек всегда действует обдуманно и в то же время быстро, без колебаний и сомнений. Тех же, кто действует быстро, но необдуманно, называют людьми импульсивными. Особенно ярко проявляется решительность в сложных ситуациях, когда действие связано с известным риском для жизни. Предпосылкой решительности является смелость. Вне смелости не может быть решительности.
Смелость – это отсутствие боязни идти на риск. В решительности могут быть элементы самопожертвования, отваги, это не слепой импульс, а глубоко осознанный шаг.
Настойчивость проявляется в умении человека в течение длительного времени преодолевать трудности и препятствия, неуклонно идти к цели. Характерной особенностью настойчивого человека является то, что он не падает духом при неудачах, а изменяет приемы и способы действия, изыскивает новые пути и новые варианты действия и неотступно идет к намеченной цели.
Настойчивые люди проявляют волю не эпизодически, а постоянно и методично. Этим они отличаются от людей энергичных, но не настойчивых. Хорошо, когда у человека энергия сочетается с настойчивостью. Таких людей не испугают никакие трудности.
Волевого человека характеризует качество воли, называемое самостоятельностью.
Самостоятельность – это умение человека без помощи других определять свои действия, принимать обдуманные решения и ответственно проводить их в жизнь. Самостоятельность воли проявляется в инициативности, т.е. умении действовать по собственному почину, без напоминаний и подталкивания, а также в умении нести ответственность за свои действия и поступки, притом не из боязни наказаниями или осуждения, а исходя из глубокой убежденности в правоте своего дела. Самостоятельный человек решения принимает обдуманно, критично.
Волевой человек отличается значительной выдержкой и самообладанием.
Выдержка и самообладание – это умение контролировать свое поведение, сдерживать непосредственные побуждения и импульсивные действия. Выдержанный человек в сложных ситуациях в состоянии затормозить аффективные вспышки, овладеть собой, проявить высший уровень организованности.
Выдержка – свойство личности, в котором выражена и закреплена тормозная функция воли.
Описанные качества воли отсутствуют или слабо выражены у слабовольных.
Слабость воли проявляется и в неисполнительности. Неисполнительные люди или ленивы, привыкли откладывать дела на завтра, или безответственны: начал дело и бросил, не довел его до конца; или привыкли строить планы и давать обещания без учета объективных трудностей и собственных возможностей. Часто лень, безответственность и прожектерство идут рука об руку.
Среди слабовольных можно встретить и вспыльчивых, несдержанных, аффективных людей. Нередко развивая значительную активность и упорство в достижении цели, они в то же время не умеют работать вместе с другими людьми. Малейшее возражение, несогласие с ними вызывает гнев, раздражение, обиду, что мешает совместной деятельности. У несдержанных людей отсутствует «внутренняя» воля, не воспитаны сдерживающие моменты поведения. А это – проявление слабоволия.
Своеобразным проявлением слабоволия является упрямство и негативизм. Упрямство иногда смешивают с настойчивостью. Упрямый, как и настойчивый, неотступно, упорно добивается исполнения своего желания. Настойчивый действует обоснованно, исходя из объективной необходимости действия, упрямый же добивается своего независимо от разумности решения, а только потому, что решение принял он: «Как я сказал, так и будет». Упрямство есть следствие неправильного воспитания.
Негативизм – это упрямство, доведенное до крайней степени выраженности. Он проявляется или в немотивированном отказе выполнять требуемые действия, или в попытке производить действия, противоположные требуемым. Негативизм – не просто признак слабой воли, а болезненное проявление личности.
Воля как регулятор поведения формируется в процессе жизни и деятельности. Находясь в коллективе и занимаясь трудом, учением или игрой, человек воспитывает свою волю. В деятельности личность связана обязанностями с другими членами коллектива.
- Основы психологии
- Педагогики
- Авторы:
- Рецензенты:
- Оглавление
- Раздел 1. Основы психологии 5
- Раздел 2. Основы педагогики 276
- Предисловие
- Раздел 1. Основы психологии
- 1.1. Введение в психологию
- Контрольные вопросы
- Тематика рефератов
- 1.2. История развития психологии и ее основные направления
- Контрольные вопросы
- Тематика рефератов
- 1.3. Личность в психологии
- Контрольные вопросы
- Тематика рефератов
- 1.4. Личность и психические процессы
- 3. Эмоциональные состояния:
- Контрольные вопросы
- Тематика рефератов
- 1.5. Личность и психические свойства
- Контрольные вопросы
- Тематика рефератов
- 1.6. Личность и психические состояния
- Контрольные вопросы
- Тематика рефератов
- 1.7. Общая характеристика деятельности личности
- Контрольные вопросы
- Тематика рефератов
- 1.8. Психология творческой деятельности
- Контрольные вопросы
- Тематика рефератов
- 1.9. Работоспособность человека и ее фазы
- Контрольные вопросы
- Тематика рефератов
- 1.10. Психология групп и коллективов. Социально-психологический климат производственного коллектива
- Контрольные вопросы
- Тематика рефератов
- 1.11. Психология управления
- Контрольные вопросы
- Тематика рефератов
- 1.12. Адаптация личности в производственном коллективе
- Контрольные вопросы
- Тематика рефератов
- 1.13. Конфликты в производственном коллективе и их регулирование
- Контрольные вопросы
- Тематика рефератов
- 1.14. Психология общения
- Контрольные вопросы
- Тематика рефератов
- 1.15. Основы инженерной психологии
- Контрольные вопросы
- Тематика рефератов
- Рекомендуемая литература по разделу «Основы психологии» Основная литература
- Дополнительная литература
- Раздел 2. Основы педагогики
- 2.1. Педагогика в системе наук о человеке
- Контрольные вопросы
- Тематика рефератов
- 2.2. Образование как социокультурный институт. Современное состояние образования
- Контрольные вопросы
- Тематика рефератов
- 2.3. Сущность и содержание процесса обучения и воспитания личности
- 2.3.1. Теоретические и методологические основы обучения (дидактика)
- Контрольные вопросы
- Тематика рефератов
- 2.3.2. Сущность и содержание процесса воспитания личности
- Контрольные вопросы
- Тематика рефератов
- 2.4. Социальные институты общества и их роль в социализации личности
- Контрольные вопросы
- Тематика рефератов
- Рекомендуемая литература по разделу «Основы педагогики» Основная литература
- Дополнительная литература