1.4. Личность и психические процессы
Особенности ощущений и восприятий. Восприятие человека человеком. Память в деятельности человека. Развитие памяти. Характеристика мышления. Формы и виды мыслительного процесса. Мышление и решение технических задач. Воображение. Речь. Внимание. Эмоции и чувства. Воля.
Ощущения – первичный познавательный процесс, на основе которого возникают все остальные более сложные по своей структуре познавательные процессы: восприятие, память, мышление. Ощущение – психический процесс отражения отдельных свойств объектов реального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств.
Ощущения являются объектом изучения философии, физики и других наук. Для философии важен конкретно-научный ответ на вопрос: связывают ли нас наши органы чувств с внешним миром или они служат стеной, отгораживающей психическое от окружающей действительности? Это гносеологический вопрос о познаваемости мира. Физические качества раздражителя и приспособленность органа чувств к их отражению связаны с проблемами физики.
Физиологическим механизмом ощущений является деятельность специальных нервных аппаратов, называющихся анализаторами. Анализатор состоит из трех частей:
Рецептор, где происходит трансформация определенного вида воздействующей энергии в нервный импульс; их называют органами чувств. Рецепторы классифицируются на экстрорецепторы (дистантные и контактные) реагируют на воздействие раздражителей внешнего мира, интерорецепторы формируют ощущения состояния внутренних органов и систем человека и прориорецепторы расположены в мышцах, суставных сумках и сухожилиях.
Проводящих нервных путей, по которым возникающее в рецепторах возбуждение передается в соответствующие отделы мозга.
Участка коры мозга.
Например, зрительный анализатор состоит из сетчатки глаза (рецептор), зрительных нервов, передающих возбуждение от палочек и колбочек сетчатки в зрительный центр коры головного мозга. Аналогично построены и все другие анализаторы, в своей совокупности называемые сенсорной сферой: слуховой, вкусовой, двигательной и др.
Во многих видах деятельности наибольшее значение имеют зрительные ощущения, без которых деятельность вообще невозможна. Роль слуховых ощущений связана в трудовой деятельности с обеспечением обмена информацией между совместно работающими и с возможностью контролировать по звуковой характеристике рабочее состояние различной техники. Тесно связаны со слуховыми ощущениями вибрационные. Они возникают в результате отражения колебаний в упругой среде. Эти колебания отражаются всеми частями тела. Они утомительны и даже болезненны. Большую роль в некоторых профессиях играют обонятельные ощущения. Реагирование на различные запахи, например, горелой электропроводки и др. формируется на основании обоняния. Важны в жизни и деятельности вкусовые ощущения. Они выполняют охранную функцию, приятное – принимаем, неприятное – отвергаем. С помощью данного вида ощущений человек дегустирует различные продукты.
В понятие «кожные ощущения» входят ощущения прикосновения и давления – осязание или тактильные ощущения, температурные (холода и тепла) и болевые ощущения. Ощущения равновесия (статические) участвуют в восприятии положения тела в пространстве. Органом чувств равновесия является вестибулярный аппарат. Большую роль в трудовых действиях играют двигательные или кинестетические ощущения, вызываемые раздражением нервных окончаний, заложенных в мышцах, суставах, связках и костной ткани (проприорецепторы).
Индивидуальные особенности личности в области ощущений в первую очередь связаны с чувствительностью анализаторов, которая формируется и совершенствуется в ходе трудовой деятельности человека. Например, зрение обостряется там, где необходима высокая его острота при обработке металлов резаньем, давлением. Слух становится чувствительнее к шуму станка или машины, характеризующему режим работы. В тех видах деятельности, где необходима высокая чувствительность кожи пальцев рук, повышается абсолютная чувствительность осязания и т.д.
Особое значение имеет адаптация – изменение чувствительности анализатора под влиянием длительно действующих на него раздражителей. Например, зрительная адаптация (световая или темновая), слуховая, температурная и т.п.
В процессе деятельности может происходить изменение чувствительности анализаторов в сторону обострения. Такое изменение называют сенсибилизацией. Наибольшая чувствительность достигается к 20-30 годам. Особой остроты чувствительности требует деятельность настройщика музыкальных инструментов, слесаря или техника–ремонтника различного оборудования.
Следует отметить еще одну особенность ощущений – их взаимодействие. Например, цветомузыка (зрительные и слуховые ощущения), все цвета делят на холодные и теплые и в процессе зрительных ощущений они формируют у человека психофизиологический комфорт; легкие вкусовые, звуковые, кожные ощущения улучшают, в частности, ночное зрение, т.е. ощущения одной модальности подкрепляют или усиливают ощущения другой модальности. Такая особенность называется синестезией.
В отличие от ощущений, которые отражают только отдельные свойства и качества предметов, восприятие всегда целостно и предметно. Восприятие объединяет ощущения, идущие от ряда анализаторов. Так, беря в руки какой-либо инструмент, человек не только видит его, но и ощущает его вес, размеры, холод металла, и все эти ощущения обобщаются в единый образ данного предмета.
Восприятие – психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств.
В зависимости от преобладающей роли анализатора или группы анализаторов в отражательной деятельности восприятия могут быть простыми и сложными. К простым восприятиям относятся зрительные, слуховые, осязания, обоняния и вкуса. К сложным – восприятие времени, пространства, движения и восприятие человека человеком.
Восприятие времени обобщает ряд ощущений, сигнализирующий о длительности, последовательности и скорости течения явлений внешнего мира, а также о внутренних ритмах жизнедеятельности. Это субъективное переживание фактора времени. Интересные события кажутся быстро текущими, короткими, а отрезок времени, в течение которого не произошло ничего особенного и все было обыденно, привычно, однообразно, представляется особенно длинным. Наиболее коротким кажется время, в течение которого необходимо успеть сделать многое или когда опаздываешь к отправлению поезда, автобуса.
В восприятии пространства основу составляют зрительные, вестибулярные, двигательные и кожные ощущения. В процессе восприятия пространства различают восприятие величины, формы, объемности и удаленности предметов. Важная роль в восприятии пространства принадлежит глазомеру. Восприятие пространства у студентов технического вуза доформировывает учебный предмет «Начертательная геометрия и черчение».
Восприятие движения представляет собой восприятие пространственно-временного перемещения объекта, например, обрабатываемой детали, инструмента, транспортного средства и т.п. Оценка движения зависит от восприятия интервалов времени, потому что всякое движение в пространстве характеризуется скоростью и направлением. Восприятие движения имеет большое значение в производственной работе, например, наблюдение за движущимися частями работающего механизма.
К сложному виду относится так же восприятие человека человеком. В процессе общения каждый человек раскрывается как личность, как индивидуальность в совокупности возрастных, половых и психологических особенностей, которые запечатлеваются в образах и понятиях взаимодействующих людей. В зависимости от задач совместной деятельности, обстановки общения, характерологических свойств окружающих значимость каждой из особенностей личности может быть различной и отражается своеобразно. В процессе коммуникативных отношений отражаются особенности внешнего облика людей, их манеры, привычки, речь, эмоциональные проявления, реакции, действия, особенности жестов и др. Эти проявления имеют не только информационное значение для окружающих людей, но выполняют и регулятивную функцию.
Психологическое познание человека человеком является сложным процессом. Необходимо развивать в себе наблюдательность, интерес, психологическую зоркость и другие качества личности.
Восприятие обладает рядом свойств:
избирательность – эта особенность восприятия, характеризующая интересы, установки, потребности личности;
предмет и фон восприятия – выделение контура изображения из фона, различение формы, пропорций, отдельных деталей предмета, окраски;
апперцепция – это восприятие с учетом опыта личности, ее интересов, богатства знаний;
осмысленность и обобщенность – эти свойства, связанные с мыслительной деятельности в процессе восприятия;
константность – относительное постоянство воспринимаемой величины, формы и цвета предметов при изменении расстояния, ракурса, освещенности;
иллюзия – искаженное восприятие;
наблюдение и наблюдательность – целенаправленное, планомерное восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность, это умение подмечать характерные, малозаметные особенности предметов и явлений.
В практике и при психологическом изучении особенностей восприятия людей сложились знания о следующих основных типах восприятия и наблюдения: синтетическом, аналитическом, аналитико-синтетическом и эмоциональном.
У людей синтетического типа проявляется склонность к обобщенному отражению явлений и к определению основного смысла происходящего. Они не придают значения деталям.
Для людей аналитического типа характерно стремление выделить и проанализировать, прежде всего, детали частности.
У людей аналитико-синтетического типа восприятия и наблюдения в равной мере обнаруживается стремление к анализу и к пониманию основного смысла происходящего.
Люди эмоционального типа стремятся выразить свои переживания, вызванные предметами восприятия.
На основе ощущений и восприятий формируется своеобразная сенсорная культура личности – эта культура наших органов чувств.
Ощущения и восприятия человека не исчезают бесследно, в коре мозга сохраняются следы от процесса возбуждения. На основе этого человек может запомнить и сохранить, а затем и воспроизвести усвоенные ранее знания.
Память – это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения и воспроизведения.
Любое проявление памяти требует, прежде всего, запоминания, т.е. запечатления воспринятого материала, затем сохранения этого запомненного материала в сознании в течение какого-то времени; а о том, сохранился ли в сознании этот материал или нет, можно сказать только в случае попытки воспроизведения. Прочность сохранения обеспечивается повторением, которое служит подкреплением следов в коре мозга и предохраняет от забывания. Каждому из этих четырех процессов памяти (запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания) присущи свои особенности.
В зависимости от того, что запоминается, различают следующие виды памяти.
Двигательная память лежит в основе выработки навыков и привычных движений. Все бытовые, трудовые, спортивные навыки усваиваются благодаря двигательной памяти.
Эмоциональная память сохраняет пережитые человеком чувства. Толчком для проявления эмоциональной памяти могут быть воспоминания о каких-либо событиях, сопровождающихся переживанием; в таком случае наряду с воспоминанием этого события восстанавливается и связанное с ним чувство. Сохранение в памяти пережитых чувств является предпосылкой воспитуемости человека.
Смысловая или словесно-логическая память заключается в запоминании и воспроизведении мыслей, формул, дословных формулировок.
Образная память или память на представления, помогает запоминать и воспроизводить лица, обстановку, детали машин, музыкальные мелодии, запахи, вкусы. Представления характеризуются своей наглядностью, прямым сходством с тем объектом, которому они соответствуют. Поэтому образная память может быть зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной и вкусовой.
Под влиянием кибернетики в психологии появилось разделение на кратковременную и долговременную память. Кратковременная память у человека проявляется в тех случаях, когда материал запоминается с целью вспомнить его через короткий срок, а дальнейшее сохранение считается ненужным. Например, некоторые студенты выучивают материал с установкой воспроизвести его на экзамене и после ответа сразу же забывают.
Долговременная память проявляется тогда, когда новый материал запоминается на длительный срок и даже навсегда. Прочность сохранения материала в памяти зависит от установки личности к запоминанию. Это доказано экспериментально. При установке запомнить на короткий срок заученное быстро забывается.
Кратковременное сохранение информации необходимое для успешного решения задач текущей деятельности называют оперативной памятью.
Переход кратковременной памяти в долговременную называют процессом консолидации или закрепления. Этот процесс неустойчив, если мозг подвергается воздействию сильных раздражителей электрическому, химическому (наркоз, алкогольное отравление) или механическому (удар по голове), то человек забывает о событиях, непосредственно предшествовавших травме. Это явление называют ретроградской амнезией. Что же касается событий, происшедших за 30-50 мин и более до травмы, то память о них сохраняется, т.к. они уже прошли период консолидации.
Существует и антероградская амнезия, когда процесс консолидации восстанавливается не сразу. Поэтому исчезает память не только о событиях непосредственно предшествовавших сильным раздражителям, но и о событиях, имевших место задолго до этого воздействия. Амнезия (от греч. mneme – память) – потеря памяти, гипомнезия – ослабление памяти, гипермнезия – усиление памяти, алломнезия – искажение в процессе воспоминания.
И, наконец, генетическая память, которая определяется генетической программой развития личности. Она хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству.
У разных людей различны и качества памяти, которые могут изменяться под влиянием ряда причин. Продуктивность памяти как её общий суммарный эффект определяется рядом её качеств: объемом памяти, быстротой запоминания, точностью воспроизведения, длительностью сохранения и готовностью памяти.
Объем памяти – это количество материала, которое может быть воспроизведено непосредственно после однократного его восприятия. Прослушав один раз объяснение, рассмотрев различные образцы материалов, инструментов, человек запомнит различное их число. В среднем объем памяти равен 6-8 объектам. Это зависит от быстроты запоминания, длительности сохранения, от точности воспроизведения и узнавания.
Быстрота запоминания определяется временем, необходимым для полного запоминания соответствующего материала. Для запоминания предмета или действия одному человеку требуется однократное ознакомление с ним, а другому – многократное.
Точность воспроизведения – это степень соответствия между воспринятым и воспроизведенным материалом. Здесь необходимо учитывать искажения, ошибки, пропуски, субъективные дополнения, являющиеся продуктом воображения, а не самого заученного материала.
Длительность сохранения характеризуется временем удержания в памяти запомненного материала. Один человек удерживает информацию в памяти надолго, а другой – быстро забывает.
Наиболее ценное качество памяти готовность. Под готовностью памяти подразумевается способность человека быстро извлекать из памяти то, что ему требуется в данный момент для практической деятельности. Именно готовность памяти в сочетании со скоростью и критичностью мышления определяет сообразительность и находчивость.
Продуктивность памяти – это её динамическая характеристика. На её влияют многие причины, среди которых в первую очередь надо указать вид запоминания. Наименее продуктивно механическое (ассоциативное) запоминание, наиболее продуктивно – смысловое (логическое); их продуктивность относится друг к другу примерно как 1:25. На продуктивность памяти влияют физическое и психическое состояние. Утомление и психическое угнетение значительно ухудшает продуктивность памяти. И, наоборот, всё, что улучшает самочувствие, положительно влияет и на память.
Развитие памяти зависит от профессиональной деятельности человека, так как в деятельности психика не только проявляется, но и формируется. Так, у артистов хорошо развита эмоциональная, у композиторов – слуховая, у художников – зрительная память, у инженеров образная и двигательная, у философов – словесно–логическая.
В зависимости от того, с помощью каких анализаторов (органов чувств) запоминается и воспроизводится материал, выделают зрительный тип памяти, слуховой и двигательный. Чистые типы памяти чрезвычайно редки. Более распространены промежуточные типы: зрительно–слуховой, зрительно–двигательный и двигательно-слуховой.
Существуют общие правила формирования памяти.
1. Перед началом чтения книги, статьи или документа, попытайтесь по названию определить, что в них написано (или что написали бы вы на месте автора). Такое же «прогнозирование» приемлемо и к названиям глав, параграфов, первым абзацам текста.
2. Прежде чем читать (слушать, просматривать), решите для себя, какую информацию вы хотите извлечь и зачем она вам нужна. Это вызовет интерес и подготовит вас к её восприятию.
3. Если автор, проведя ряд аргументов, собирается сделать вывод, сделайте его сперва сами и лишь потом продолжайте читать.
4. Перед чтением вспомните всё, что вам известно о данной теме, «расшевелите свои знания».
5. Подражайте древнегреческим ораторам, заучивавшим свои речи, расхаживая по дому и «устанавливая связи» между текстом и обстановкой, а затем с помощью мысленной «прогулки» восстанавливайте текст речи в памяти.
6. Если вам нужно запомнить какой-то материал близко к тексту, не учите его кусками, а обязательно целиком и в естественной последовательности.
7. Чтобы избежать неприятности, связанной с забытым именем нового знакомого, усильте первое впечатление от него, повторяя имя вслух, («Извините, я правильно расслышал?»), употребляя его в разговоре, при прощании. Запишите его имя хотя бы пальцем в воздухе. Представьте, в честь кого могли назвать этого человека и т.п.
8. Попытайтесь вызвать у себя максимум эмоций, связанных с запоминаемой информацией.
9. Готовясь к интенсивной умственной работе, учитывайте своё состояние. Печаль, раздражение, неуверенность, страх – враги памяти.
10. Никогда не записывайте без попытки осмыслить и запомнить.
Кроме этих правил, вы сами можете придумать множество других и сможете запомнить гораздо больше, чем раньше, даже если жаловались на свою память.
Психолог Леви отмечает: «Одни лучше запоминают переписав, другие – услышав, третьи – увидев, четвёртые – под тихую музыку, пятые – почёсывая голову. Если вы ещё не знаете индивидуальных особенностей своей памяти, надлежит перепробовать указанные способы, дополнив их новыми, насколько у вас хватит фантазии».
Среди всех познавательных процессов наиболее сложным является мышление. Если восприятие есть отражение единичного предмета в его внешних, чувственно воспринимаемых чертах, то мышление – это отражение общего в единичном, существенного в случайном. Если восприятие дает чувственное познание, то мышление дает логическое познание. Деятельность мышления избавляет человека от необходимости сотни раз проводить пробы, идти от ошибки к ошибке.
Мышление – психический процесс, благодаря которому человек отражает предметы и явления действительности в их существенных признаках и раскрывает разнообразные связи, существующие в них и между ними.
Мышление основывается на знаниях, которые сохраняются в памяти, и связано с речью человека. Направленность личности на решение теоретических и практических задач придает мышлению проблемный, поисковый характер. Если человеку известно, то, о чем его спрашивают, мышления нет. Он использует уже имеющиеся у него знания. Мышление возникает при наличии проблемы, задачи и представляет собой движение от неизвестного, непонятного к известному, понятному.
Если задача, поставленная перед человеком, является простой, то и процесс раскрытия существующих между явлениями связей может быть кратким. Сложные задачи требуют многоступенчатого решения и могут длиться годами, представляя собой организованный, целенаправленный и напряженный процесс.
Некоторые авторы быстрое и правильное решение задачи рассматривают как результат таланта, особенностей ума человека. Внезапное, моментальное нахождение решения получило название эвристики (озарение, догадка, 6леск мысли). История свидетельствует, что Д.И. Менделеев открыл периодическую систему химических элементов во сне. Однако этому озарению предшествовал кропотливый тринадцатилетний труд.
Когда человек решил задачу, над которой он долго «ломал голову», когда он установил те связи, которые он искал, он сделал новое для себя открытие, т.е. понял то, что раньше было для него непонятным, он чувствует удовлетворение, прилив сил и энергии, его пленит вдохновение. Понимание есть результат напряженной деятельности, в результате которой у человека формируются новые знания о тех явлениях или предметах, над которыми он думал.
Мышление характеризуется обобщенностью и опосредованностью. Обобщенный характер мышления позволяет человеку не только решать задачи настоящего, но и заглядывать в будущее, т.е. мысленно решать задачи, которые встанут перед ним впоследствии. Например, зная закон о том, что все металлы при нагревании расширяются, строители железной дороги оставляют небольшой зазор между концами рельсов.
Опосредованность мышления выражена в языке. В речи сформулированы законы, правила, обобщены факты, связи и зависимости. Показания приборов, например, позволяют специалисту понять те явления, которые происходят в действительности, но недоступны его непосредственному восприятию. Такие явления познаются опосредованно, благодаря мышлению, что расширяет познавательные возможности человека.
Процесс мышления, как и активность личности, начинается с потребности или необходимости что-то понять, узнать, объяснить, или с интереса человека к новому, неизвестному. Он может быть вызван материальными, духовными даже органическими потребностями. Это первый этап мыслительной деятельности.
Следующий этап процесса мышления есть решение поставленной задачи. Всякий процесс решения задачи состоит из ряда мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация, обобщение, абстрагирование и конкретизация.
Анализ – это дробление целого на части, выделение отдельных частей, признаков (молекула воды состоит из О2 и Н2). Синтез – соединение частей, сторон, признаков, создание целого. Сравнение есть установление сходства или различия, тождества или противоположности. Классификация это производная от сравнения. На основе установления сходства признаков предметы объединяются в определенные группы. Систематизация это также группировка предметов или явлений, но она предполагает выделение в этой группе более мелких подгрупп на основе пространственных (расстановка станков в цеху), временных (события истории), логических (научный материал в учебнике) и других признаков. Обобщение в элементарной форме есть объединение сходных предметов по случайным, общим для них признакам (стол, машина, станок). Абстрагирование или отвлечение – это мыслительная операция, заключается в умственном отделении какого-либо признака от одного или нескольких объектов, отражающих в мышлении (цвет, движение и т.п.). Конкретизация выражается в приложении или отнесении общего отвлеченного признака к единичным объектам (силу отнесем к человеку, свету, машине), выражается в раскрытии общего через менее общее и единичное (к инструментам относится сверло).
В решении поставленной задачи человек использует тот или иной «набор» операций или более сложных умственных действий. На завершающем этапе успешного мыслительного процесса человек приходит к открытию, т.е. к новому знанию, что обогащает его опыт и позволяет ставить и решать новые задачи.
Мышление осуществляется в разных формах. Основными формами являются суждения, умозаключения и понятия.
Суждение представляет собой установленные связи между явлениями. В суждении человек высказывает своё мнение о данном предмете, обозначает связи между предметами, выражает чувства, свои намерения. Суждения могут быть единичными и общими, истинными, ложными и предположительными. Когда человек хочет убедить других или себя в том, что его убеждения истинны, он ссылается на ряд доказательств, делает логические построения, приводит факты, рассуждения.
Наиболее часто человек пользуется системой не только суждений, но и умозаключений, т.е. выводов, которые он делает из имеющихся в его распоряжении данных. Умозаключения могут быть индуктивные – от ряда частных случаев к общему выводу, дедуктивные – от общего закона, правила к частному случаю; умозаключения по аналогии – в основе их лежит мыслительная операция сравнение.
Взрослый человек в своей деятельности оперирует не только суждениями и умозаключениями, но и такой категорией знаний как понятия. Понятие – это обобщенное знание группы предметов (явлений), объединенных по однородности существенных признаков. Понятия могут быть единичные и общие, конкретные (образные) и абстрактные.
В деятельности человек встречается с очень разными задачами, как по содержанию, так и по способу решения. Решая задачу, человек может проявлять различные виды мышления.
Мышление, непосредственно включённое в практическое действие, называют наглядно-действенным или практическим. Например, деятельность рационализатора, диагностика неисправностей станка, двигателя и их ремонт. Когда человек, решая задачу, использует имеющиеся у него наглядные образы, проявляется наглядно-образное мышление. Если задача поставлена как теоретическая, для ее решения требуется использовать абстрактные понятия, теоретические знания. Такое мышление называется теоретическим (словесно-понятийным).
По видам деятельности у педагога формируется педагогическое мышление, у экономиста – экономическое, у инженера – техническое и т.д. Техническое мышление характеризуется наличием теоретико-практического, образного и оперативного компонентов.
По степени оригинальности мышление может быть репродуктивным (воспроизводящим) и продуктивным (творческим).
Среди многих качеств личности, составляющих её индивидуальность, существенное значение имеют качества ума. Они выступают в особенностях умственной деятельности человека. К таким качествам ума относятся любознательность, пытливость, содержательность, глубина и широта ума, инициативность, логичность, критичность, самокритичность, творческий ум.
Создание в процессе мышления новых образов на основе прошлых восприятий и имеющихся понятий представляет собой процесс воображения. Разнообразные проявления активного воображения условно можно разделить на два вида: репродуктивное и творческое воображение.
Репродуктивное воображение – это воображение, в процессе которого образ создаётся на основе личного опыта и имевшихся восприятий и построение этого образа происходит в основном в соответствии с имеющимися уже сведениями об объекте. Образы репродуктивного воображения имеют существенное значение в познавательной деятельности, так как они пополняют знания, которыми человек оперирует в умственной и практической деятельности.
Творческое воображение – это самостоятельное создание новых образов в процессе творческой деятельности, создающей новые оригинальные конструкции, ранее не существовавшие в действительности.
Воображение, как известно, тесно связано с творчеством. Поэтому существует столько специфических видов воображения, сколько имеется видов человеческой деятельности – конструктивное, техническое, научное, художественное, музыкальное и т.д. Но все эти виды составляют разновидность творческого воображения. Существуют и другие виды воображения: сновидения, галлюцинации, грезы, мечты.
Речь – совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл, и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.
Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека, использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).
Благодаря речи как средству общения, индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.
Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.
Речь является полиморфной деятельностью и по своим функциям представлена в различных формах: внешняя, внутренняя, письменная, устная (монологическая, диалогическая).
Внешняя – средство общения.
Внутренняя – средство мышления.
Письменная – один из способов запоминания информации.
Устная: диалог – двусторонний обмен информацией, протекает, как правило, в форме беседы; монолог – процесс рассуждения, речь одного. Формы монолога – рассказ, лекция, доклад.
С помощью речи обучаемые изучают учебный материал, общаются, влияют друг на друга и воздействуют на себя в процессе самовнушения.
Функции речи: выражения; воздействия; сообщения; обозначения.
Свойства речи: выразительность; воздейственность (поучение, наставление); понятность; содержательность.
Чем активнее обучаемые совершенствуют устную, письменную и другие виды речи, пополняют свой словарь, тем выше уровень их познавательных возможностей и культуры.
Внимание – это сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенном объекте с целью его ясного отражения. Иначе говоря, это способность человека сконцентрировать свои «познавательные процессы» на одном или нескольких объектах с определенной целью (изучения, познания и т.п.)
По активности внимание различают на:
– непроизвольное (пассивное или эмоциональное), возникающее в силу новизны объекта, интереса, оригинальности и т.п.;
– произвольное (волевое), возникающее, когда выбор объекта внимания производится сознательно, преднамеренно;
– послепроизвольное, когда потребность быть внимательным становится необходимостью, т.е. сформированы навыки внимания.
По направленности внимание может быть внешненаправленным и внутренненаправленым.
По форме внимание может быть сенсорным, двигательным и интеллектуальным.
Внимание – один из тех познавательных процессов, на самостоятельное существование которых среди психологов до сих пор нет согласия. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности.
Внимание можно определить как психофизиологическое состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Этот процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой.
Внимание человека обладает пятью основными свойствами:
Устойчивость – способность в течение длительно времени сохранять состояние внимания на каком–либо объекте.
Сосредоточенность или концентрация – способность сконцентрировать свое внимание на одном объекте при отвлечении от других.
Переключаемость – перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на другой.
Распределение – способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполняя несколько видов деятельности.
Объем – количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно.
Внимание у человека формируется с рождения, и в процессе формирования его происходит взаимосвязанное развитие памяти, речи и т.д. Всех людей можем определить как внимательных и невнимательных (рассеянных).
Отражая окружающий мир, человек определенным образом относится к нему. Это переживание своего отношения к окружающему миру проявляется в эмоциональной сфере личности.
Эмоции и чувства являются своеобразной формой отражения действительности, в которой выражается отношение человека к окружающему миру и самому себе, то есть эмоциональная сфера более субъективна, чем познавательная. Различия между эмоциями и чувствами выражаются в их происхождении. В психологии эмоции рассматриваются как исходные, первичные, более простые психические явления; чувства выступают как производные, вторичные, сложные, присущие человеку структурные образования. Каждое чувство формируется как результат обобщения эмоциональных переживаний, и, в то же время именно в эмоциональных переживаниях оно и выражается.
Эмоции – это особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, в отношении человека к миру и людям, в процессе и результатах его практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей.
Чувства являются высшими, культурно обусловленными эмоциями человека, связанными с некоторым социальным объектом. Чувства – одна их основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью.
Эмоциональная жизнь личности характеризуется богатством и разнообразием проявлений структурных компонентов, среди которых выделяют:
1. Эмоциональный тон ощущений – непосредственные переживания, побуждающие человека к их сохранению или устранению (иначе – желания).
2. Отдельные, так называемые ситуативные эмоции, являющиеся субъективной формой выражения степени удовлетворения той или иной потребности и выражающие оценочное отношение к отдельным условиям, которые способствуют или препятствуют осуществлению деятельности, конкретным достижениям в ней, к сложившимся или возможным ситуациям и перспективам удовлетворения потребностей.
- Основы психологии
- Педагогики
- Авторы:
- Рецензенты:
- Оглавление
- Раздел 1. Основы психологии 5
- Раздел 2. Основы педагогики 276
- Предисловие
- Раздел 1. Основы психологии
- 1.1. Введение в психологию
- Контрольные вопросы
- Тематика рефератов
- 1.2. История развития психологии и ее основные направления
- Контрольные вопросы
- Тематика рефератов
- 1.3. Личность в психологии
- Контрольные вопросы
- Тематика рефератов
- 1.4. Личность и психические процессы
- 3. Эмоциональные состояния:
- Контрольные вопросы
- Тематика рефератов
- 1.5. Личность и психические свойства
- Контрольные вопросы
- Тематика рефератов
- 1.6. Личность и психические состояния
- Контрольные вопросы
- Тематика рефератов
- 1.7. Общая характеристика деятельности личности
- Контрольные вопросы
- Тематика рефератов
- 1.8. Психология творческой деятельности
- Контрольные вопросы
- Тематика рефератов
- 1.9. Работоспособность человека и ее фазы
- Контрольные вопросы
- Тематика рефератов
- 1.10. Психология групп и коллективов. Социально-психологический климат производственного коллектива
- Контрольные вопросы
- Тематика рефератов
- 1.11. Психология управления
- Контрольные вопросы
- Тематика рефератов
- 1.12. Адаптация личности в производственном коллективе
- Контрольные вопросы
- Тематика рефератов
- 1.13. Конфликты в производственном коллективе и их регулирование
- Контрольные вопросы
- Тематика рефератов
- 1.14. Психология общения
- Контрольные вопросы
- Тематика рефератов
- 1.15. Основы инженерной психологии
- Контрольные вопросы
- Тематика рефератов
- Рекомендуемая литература по разделу «Основы психологии» Основная литература
- Дополнительная литература
- Раздел 2. Основы педагогики
- 2.1. Педагогика в системе наук о человеке
- Контрольные вопросы
- Тематика рефератов
- 2.2. Образование как социокультурный институт. Современное состояние образования
- Контрольные вопросы
- Тематика рефератов
- 2.3. Сущность и содержание процесса обучения и воспитания личности
- 2.3.1. Теоретические и методологические основы обучения (дидактика)
- Контрольные вопросы
- Тематика рефератов
- 2.3.2. Сущность и содержание процесса воспитания личности
- Контрольные вопросы
- Тематика рефератов
- 2.4. Социальные институты общества и их роль в социализации личности
- Контрольные вопросы
- Тематика рефератов
- Рекомендуемая литература по разделу «Основы педагогики» Основная литература
- Дополнительная литература