1.7. Общая характеристика деятельности личности
Понятие о деятельности. Мотивы и цели деятельности. Интериоризация и экстериоризация. Две сферы в структуре деятельности: потребностно-мотивационная и предметно-операционная. Знания, умения и навыки — основа успешной деятельности. Принцип единства сознания и деятельности. Основные виды деятельности. Профессиональная деятельность личности и её особенности. Профессиограммы и их виды. Профессиональная пригодность личности. Профессиональное становление личности. Деятельный подход к воспитанию и развитию личности.
Задачей психологического изучения деятельности является раскрытие того, как в процессе деятельности осуществляется субъективное отражение действительности и каков механизм психической регуляции деятельности. Её задачей является также изучение влияния деятельности на развитие психологических функций, процессов, состояний и свойств человека.
Деятельность – это процесс, посредством которого реализуется то или иное отношение человека к окружающему миру, другим людям, к задачам, которые ставит перед собой человек. Личность в деятельности сознательно осуществляет поставленные цели. Достигая эти жизненные цели, личность проявляет все свои качества, подаренные самой природой и приобретённой им в социогенетическом развитии. Поэтому изучение психической деятельности естественно и закономерно переходит в изучение свойств личности - её установок, способностей, черт характера, проявляющихся и формирующих в деятельности.
Деятельность можно охарактеризовать как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
Психические процессы являются важнейшими компонентами любой человеческой деятельности. Но при этом они не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности. Таким образом, всякая человеческая деятельность - это соединение внутренних и внешних, психических и поведенческих действий и поступков.
Деятельность определяется целями и задачами, которые ставит перед собой человек. Если нет цели - нет деятельности. Целью человека чаще всего является то, что в данный момент времени отсутствует и должно быть достигнуто в результате деятельности. Цель представлена в коре головного мозга образом, динамической моделью будущего результата деятельности. Эта модель результата управляет поведением и деятельностью человека. В качестве цели деятельности выступает её продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет (платье, картина, молоток, компьютер) или определённые знания, умения, навыки, приобретённые в ходе деятельности; творческий результат (мысль, идея, теория, произведение искусства и т.п. - продукты деятельности).
Деятельность вызывается мотивами, причинами, которые побудили человека поставить перед собой ту или иную цель и организовать деятельность по её достижению. В качестве мотива могут выступать конкретные потребности, которые в ходе и с помощью деятельности удовлетворяются. Тип деятельности обычно определяется по её доминирующему мотиву (всякая деятельность побуждается несколькими мотивами).
Мотивы человеческой деятельности могут быть различными:
Органическими (удовлетворение естественных потребностей организма).
Функциональными (удовлетворение с помощью разного рода культурных форм активности, например, игр и занятий спортом).
Социальными (порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определённое место в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих людей).
Духовными (лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека).
Таким образом, развертывание структур во внутреннем плане деятельности идет в следующей последовательности: потребность мотив цель задача; во внешнем плане деятельности наблюдается такая картина: действие операция движение.
Итак, цель - то, ради чего действует человек; мотив - то, почему действует человек. Цель и мотив могут совпадать.
Действие, совершаемое человеком, не является совершенно изолированным актом: оно включается в более обширное целое поле деятельности данной личности и лишь в связи с ней может быть понято. Общественная организация человеческой деятельности, объективный факт разделения труда порождают своеобразный характер её мотивации. Поскольку деятельность человека и входящие в её состав действия служат при разделении труда непосредственно для удовлетворения не личных, а общественных потребностей, действия человека, направляясь не на предметы, служащие для удовлетворения его потребностей, не могут возникнуть инстинктивно, а лишь в силу осознания зависимости удовлетворения личных потребностей от выполнения действий, направленных на удовлетворение общественных потребностей. В силу общественного характера человеческой деятельности, она из инстинктивной, какой была у животных, становится сознательной. Вместе с тем, создаётся возможность, как схождения, так и расхождения между мотивом и целью деятельности. Прямой целью общественно организованной человеческой деятельности является выполнение определённой общественной функции; мотивом же её для индивида может оказаться удовлетворение личных потребностей. В меру того, как общественные и личные потребности, и интересы, и мотивы расходятся у индивида, расходятся также мотивы и цели его собственной деятельности.
Любая деятельность окажется малоэффективной или вообще неэффективной, если у работника не будет заинтересованности в её реализации. Эта заинтересованность выражается в мотивированности субъекта на соответствующую деятельность. Мотивация выполняет оценочную и компенсирующую роль. Формирование деятельности начинается с принятия её личностью. Возникает желание выполнить эту деятельность, которое стимулирует активность личности в соответствующем направлении. Мотивация побуждает трудовую активность и влияет на формирование цели и путей её достижения. Функция мотивирования является необходимым структурным элементом общей системы деятельности. Она включает две стороны: во-первых, активизирует в деятельности все потребности личности, во-вторых, помогает оценить реальный вклад каждого работника в общем итоге деятельности. Отношение к труду вообще и к конкретной профессиональной деятельности в частности принципиально определяют успешность деятельности. Эти отношения выражаются в мотивах деятельности. Мотивы - это побудительные причины деятельности. Все побудительные источники активности личности объединяются понятием поьребностно-мотивационной сферы. Она включает потребности личности, интересы, стремления, убеждения, влечения, установки и т.п. Вместе с тем, мотивирующей силой могут обладать также социальные нормы и правила, жизненные принципы, цели, ценности, система мировоззрения в целом. Однако важнейшим источником мотивов являются потребности, в которых отражается зависимость человека от условий существования и развития. Через потребности осуществляется регуляция поведения человека. Потребности могут отражать материальную, духовную и социальную зависимость. Соответственно выделяют и группы мотивов.
Человеческая деятельность имеет внешние и внутренние компоненты. К внутренним компонентам относятся анатомо-физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельности со стороны центральной нервной системы, а также психологические процессы и состояния, включённые в регуляцию деятельности. К внешним компонентам можно отнести разнообразные движения, связанные с практическим выполнением деятельности. По мере развития и совершенствования деятельности происходит систематический переход внешних компонентов во внутренние. Интериоризация – означает переход из внешней для организма среды во внутреннюю. Применительно к человеку, это превращение внешних действий с предметами во внутренние, умственные, оперирующие символами. Интериоризация является основным механизмом развития психических функций. Благодаря интериоризации психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент не воздействуют на его органы чувств. Важнейшим средством интериоризации является слово, которое выделяет и закрепляет в себе существенные свойства вещей. Поэтому овладение правильным употреблением слов есть одновременно усвоение существенных свойств вещей и способов оперирования информацией. Усваивая слова, человек фактически усваивает опыт всего человечества. Таким образом, внутреннюю, психическую деятельность можно рассматривать как результат интериоризации внешней, предметной деятельности.
Экстериоризация – процесс перехода внутренних состояний во внешние, практические действия.
В процессе развития деятельности происходят внутренние преобразования: деятельность обогащается новым предметным содержанием; появляются новые средства реализации, которые ускоряют её течение и совершенствуют результаты, например, усвоение нового языка расширяет возможности для записи и воспроизводства информации. В процессе деятельности происходит автоматизация отдельных операций и других компонентов, превращение в умения, навыки. В результате развития деятельности из неё могут выделяться, обособляться и дальше развиваться новые виды деятельности.
Этот механизм деятельности описан А.Н. Леонтьевым и получил название сдвига на цель 21.
Структура деятельности: действия, операции, средства.
Различают сенсорные действия (по восприятию объекта); моторные (двигательные); волевые, мыслительные, мнемические (действия памяти) – это умственные действия, выполняемые во внутреннем плане сознания; внешние и предметные, направленные на изменение состояния или свойства окружающего внешнего мира; импульсивные – это действия, производимые под влиянием сильных чувств, сильнодействующих раздражителей, часто неожиданных.
Операцией именуют способ осуществления действий. Например, разные люди запоминают и пишут информацию по-разному, т.е. при помощи различных операций. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.
В качестве средств осуществления деятельности выступают те инструменты, которыми человек пользуется, выполняя те или иные действия и операции, соблюдая определённую технологию для достижения поставленной цели. Это всё составляет предметно-операционную сферу.
Итак, деятельность - это активное взаимодействие человека со средой, в которой, он достигает сознательно поставленные цели, возникшие в результате появления у него определённых потребностей, мотивов и интересов 22.
Возможность предвидения человеком будущих результатов действий возникает благодаря одной принципиальной особенности окружающего мира - его закономерности. Это означает, что различные явления связаны определёнными постоянными связями и отношениями; предметы имеют определённые устойчивые свойства и структуры.
Такие устойчивые (инвариантные) отношения между объектами и явлениями называются существенными свойствами объектов и закономерностями явлений. Именно благодаря наличию существенных и устойчивых свойств и закономерностей человек может предвосхищать «поведение» предметов в определённых условиях, в результате определённых воздействий на них. При этом внешняя, предметная деятельность предваряется внутренней, идеальной деятельностью. Предметные действия над объектами заменяются идеальными (психическими) операциями над существенными свойствами этих объектов.
Формы и способы организации человеческой деятельности связаны со сложными двигательными умениями и навыками, которых нет у животных. Умения и навыки, приобретаются в результате сознательного, целенаправленного обучения. Например, с раннего детства ребёнка обучают по-человечески пользоваться предметами обихода (вилка, ложка, одежда, стол, стул, мыло, карандаш, бумага), различными инструментами. Дети начинают знакомиться с предметами, с которыми человек имеет дело, их предназначением. Возникает предметная деятельность, которая отличается от активности животных.
Основу успешной деятельности составляют: знания, умения и навыки. Знания человек может усваивать в результате целенаправленного обучения, а также попутно в других видах деятельности.
Автоматизированные сознательно, полусознательно, бессознательно контролируемые компоненты деятельности называются умениями, навыками и привычками 23.
Умения - это элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством, например, точно и качественно выполнять какие-либо действия, операции, серию действий или операций. Умения - это знания в действии, включают в себя автоматически выполняемые части, но в целом, представляют собой сознательно контролируемые части деятельности. Умения – промежуточный этап овладения новым способом деятельности. Выполнение деятельности в этом случае осуществляется под сознательным контролем и регулируется значением. Умением называем и самый элементарный уровень выполнения действия, и мастерство человека в данном виде деятельности. Очевидно, следует различать элементарные умения, идущие вслед за знаниями, и умения, выражающие ту или иную степень мастерства, которое следует за этапом выработки навыков. Элементарные умения – действия, возникшие на основе знаний или в результате подражания. Умение – мастерство, возникшее в ходе деятельности, на основе уже отработанных навыков и знаний. Квалифицированная деятельность предполагает овладение навыками выполнения отдельных действий.
Навыки – это полностью автоматизированные, инстинктивноподобные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля. Физиологической основой навыка является динамический стереотип. При автоматизации действий и операций, их превращение в навыки в структуре деятельности, происходит ряд преобразований. Во-первых, автоматизированные действия и операции сливаются в единый, целостнопротекаемый акт, называемый умением. Например, сложная система движений человека, пишущего текст, выполняющего спортивные упражнения, проводящего хирургическую операцию, изготавливающего тонкую деталь. При этом лишние, ненужные движения исчезают, а количество ошибочных резко сокращается. Во-вторых, контроль за действием смещается на конечный результат, а внешний сенсорный контроль замещается внутренним, проприоцептивным. Скорость выполнения действия или операции резко возрастает, достигая максимума. Всё это происходит в результате упражнений или тренировки. Упражнение – это многократное повторение действий для их сознательного совершенствования. Можно часто повторять одни и те же действия, но если нет сознательной цели их совершенствовать, улучшения может и не наступить. Необходимы два условия, при которых многократные повторения становятся упражнением:
Наличие ясно осознанной цели и стремление её достичь.
Обучающийся должен знать, каких результатов он добивается в процессе упражнений, осознавать свои успехи и свои ошибки, недостатки и причины их.
Умения в отличие от навыков всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления. Сознательный интеллектуальный контроль – это главное, что отличает умения от навыков. Активизация интеллектуальной деятельности в умениях происходит как раз в те моменты, когда меняются условия деятельности, возникают нестандартные ситуации, требующие оперативного принятия разумных решений. Умения и навыки делятся на несколько типов: двигательные, познавательные, теоретические, практические.
Двигательные включают разнообразные движения, сложные и простые, составляющие внешние, моторные аспекты деятельности. Есть и специальные виды деятельности: спортивная, например, целиком построенная на основе двигательных умений и навыков.
Познавательные включают способности, связанные с поиском, восприятием, запоминанием и переработкой информации. Они соотносятся с основными психическими процессами и предполагают формирование знаний.
Теоретические умения и навыки связаны с интеллектом. Они выражаются в способности анализировать, обобщать материал, строить гипотезы, теории, производить перевод информации из одной знаковой системы в другую. Такие умения и навыки более всего проявляются в творческой работе, связанной с получением идеального продукта мысли.
Инженеру необходимо обладать достаточно развитыми техническими способностями, которые позволяют человеку успешно работать с разнообразным оборудованием. Технические способности включают независимые факторы: пространственные представления (способность оперировать зрительными образами геометрических фигур) и техническое понимание (способность правильно воспринимать пространственные модели, сравнивать их друг с другом, умение конструировать, понимать общие технические и физические принципы, собирать технические приспособления из отдельных деталей) 24.
Большое значение в формировании всех типов умений и навыков имеют упражнения. Без постоянных, систематических упражнений умения и навыки обычно утрачивают, теряют свои качества. Кроме того, навыки могут быть классифицированы на мыслительные, сенсорные. Классификация может быть дана и по другому основанию, по тем видам деятельности, в которые включён навык: игровые, учебные, трудовые, навыки поведения, навыки внимания и волевые навыки.
Ещё один элемент деятельности - это привычка. Привычкой называют потребность человека совершать определённые действия. Привычка и навык во многом сходны: привычки также представляют собой автоматизированные способы выполнения действий, закрепившиеся в результате многократного повторения. В основе привычек также лежат динамические стереотипы. Но привычка - это навык, ставший потребностью. Если человек по каким-то причинам не выполняет привычных действий, у него возникают непривычные переживания, чувство неудовлетворённости. Навык есть возможность успешного осуществления действия, привычка – побуждение производить эти действия. Это непродуктивный элемент деятельности. Привычка является негибкой (часто и неразумной) частью деятельности, которая человеком выполняется механически и не имеет сознательной цели выраженного продуктивного завершения. В отличие от простого навыка привычка в определённой степени может сознательно контролироваться. Но от умения она отличается тем, что не всегда является разумной и полезной (дурные привычки). В неблагоприятных условиях воспитания могут сформироваться и отрицательные привычки, вредные: грубость, употребление нецензурных, вульгарных выражений, сквернословие, курение, употребление слов-паразитов и др. Полезные привычки (гигиенические – мытьё рук перед едой, умывание, привычка быть опрятным и чистоплотным; нравственные – вежливость, постоянная готовность прийти на помощь другим людям, дисциплинированность). Существуют общие трудовые привычки. Например, не мешать чужой работе, составлять перед началом работы организационный план, помогать другим, быть аккуратным и др.
Опыт личности определяет успех в деятельности, а деятельность определяет жизненный путь личности. С одной стороны, опыт, психика формируются и проявляются в деятельности, а с другой – психика регулирует деятельность.
Всякая деятельность имеет определённую структуру. Человеческая деятельность состоит из действий и поступков.
Действия - это элементарная часть деятельности, в которой достигается простейшая цель, не разлагаемая на более простые. Каждое действие имеет начало и конец, смысловое завершение и направлено на достижение относительно близких целей. Действие всегда в той или иной мере осознанно.
Всякое действие представляет собой сложную систему, состоящую из нескольких частей: ориентировочная (управляющая), исполнительная (рабочая) и контрольно-корректировочная. Ориентировочная часть действия обеспечивает отражение совокупности объективных условий, необходимых для успешного выполнения данного действия. Исполнительная часть осуществляет заданные преобразования в объекте действия. Контрольная часть отслеживает ход выполнения действия, сопоставляет полученные результаты с заданными образцами и при необходимости обеспечивает коррекцию как ориентировочной, так и исполнительной частей действия.
Поступками называются действия, которые подчинены нравственным принципам, морали. Социальное значение их осознаётся человеком. Поэтому поступки людей по своему содержанию бывают благородными и недостойными, положительными и отрицательными. Вместе с тем поступок – это ещё и способ осуществления какого-либо конкретного действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных поступков.
Единство действий и поступков, совершающихся в игре, учении и труде, представляет собой деятельность человека. В ней человек формируется и проявляет себя как личность, обладающая сознанием.
Один из основополагающих принципов отечественной психологии, принцип единства сознания и деятельности, заключается в утверждении их взаимосвязи и взаимообусловленности: деятельность человека определяет формирование его сознания, а последнее, осуществляя регуляцию деятельности человека, улучшает его приспособленность к внешнему миру 25.
Главная отличительная особенность психики человека – наличие сознания, а сознательное отражение – это такое отражение предметной действительности, в котором выделяются ее объективные устойчивые свойства вне зависимости от отношений к ней субъекта (А. Н. Леонтьев). Ведущими факторами возникновения были труд и язык.
Деятельность – форма активности сознания. Сознание – результат поведения и деятельности. Сознание образует внутренний план деятельности человека. Именно в сознании синтезируются динамические модели действительности, при помощи которых человек ориентируется в окружающей физической и социальной среде.
Сознание определяет предварительное, мысленное построение действий, предусмотрение их последствий, контроль и управление поведением человека, его способностью отдавать себе отчёт в том, что происходит в нём самом и в окружающем его мире. Использование сознания позволяет человеку в конце процесса труда получить результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, то есть идеальный. В отличие от животных, человек не просто реализует заложенную видовым опытом программу поведения, определяемую чисто биологическими потребностями, а вырабатывает свою программу путём выдвижения новых целей и задач.
Изменение содержания деятельности способствует формированию качественно нового уровня сознания. К этому следует добавить, что влияние деятельности на формирование сознания конкретного человека во многом зависит от его профессиональной направленности. На этом основан принцип единства сознания и деятельности.
Жизнь во всех своих формах связана с движением, и по мере её развития двигательная активность приобретает всё более совершенные формы. Элементарные простейшие живые существа гораздо более активны, чем самые сложно организованные растения. Это относится к разнообразию и скорости движения, возможности перемещения в пространстве на различные расстояния. Простейшие могут жить только в водной среде, земноводные выходят на сушу, червеобразные на земле и под землёй, птицы поднимаются в небо. Человек способен создавать себе условия и обитать в любой среде, в любой точке земного шара, а в последние годы и вне Земли. Ни одно живое существо не в состоянии сравниться с ним по разнообразию, распространению и формам активности.
Активность растений ограничена обменом веществ с окружающей средой. Активность животных включает элементарные формы исследования этой среды и научение. Активность человека самая разнообразная. Кроме всех видов и форм, характерных для животных она содержит особую форму, называемую деятельностью (табл. 1.7.1).
Таблица 1.7.1
Главные отличия деятельности человека от активности животных
№ п/п | Деятельность человека | Активность животных |
1 | Деятельность человека носит продуктивный характер, творческий, созидательный. | Активность животных имеет потребительскую основу, по сравнению с тем, что дано природой, она ничего нового не производит и не создаёт. |
2 | Деятельность человека связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются им или в качестве инструментов, или в качестве предметов для удовлетворения потребностей, или в качестве средств собственного развития. | Для животных человеческие орудия и средства удовлетворения потребностей как таковые не существуют. |
3 | Деятельность человека преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни. | Активность животных практически ничего не меняет ни в них самих, ни во внешних условиях жизни. |
4 | Человеческая деятельность в её разнообразных формах и средствах реализации есть продукт истории. | Активность животных выступает как результат их биологической эволюции. |
5 | Предметная деятельность людей с рождения им не дана. Такую деятельность необходимо формировать и развивать в процессе обучения и воспитания. | Активность животных изначально задана, генотипически обусловлена, разворачивается по мере естественного анатомо-физиологического созревания организма. |
Самый первый вид деятельности, возникший в процессе индивидуального развития человека – это общение, за ним следуют игра, учение, труд. Все виды деятельности носят развивающий характер, т.е. при включении и активном участии в них ребёнка происходит его интеллектуальное и личностное развитие.
Общение рассматривается как вид деятельности, направленной на обмен информацией между общающимися людьми. Оно также преследует цели установления взаимопонимания, добрых личных и деловых отношений, оказания взаимопомощи и учебно-воспитательного влияния людей друг на друга. Общение может быть непосредственным и опосредствованным, вербальным и невербальным. При непосредственном общении люди находятся в прямых контактах друг с другом, знают и видят друг друга, прямо обмениваются вербальной и невербальной информацией, не пользуясь для этого никакими вспомогательными средствами. При опосредствованном общении прямых контактов между людьми нет. Они осуществляют обмен информацией или через других людей, или через средства записи и воспроизведения информации (книги, газеты, телефон, радио и т. п.). Благодаря общению, происходит передача опыта от одного поколения другому. Детей специально обучают, как пользоваться по-человечески предметами обихода и различными инструментами, т.е. дети начинают понимать предназначение предметов, с которыми имеют дело.
Инженеру необходимо обладать достаточно развитыми коммуникативными навыками общения, взаимодействия, взаимопонимания с другими людьми, с другими специалистами, развитым коммуникативным мышлением. Формированию коммуникативного мышления и навыков способствует знание психологии.
Следующий вид деятельности – игра, результатом которой не становиться производство какого-либо материального или идеального продукта (за исключением деловых и конструкторских игр взрослых людей и детей). Игры часто имеют характер развлечения, преследуют цель: получение отдыха. Иногда игры служат средством символической разрядки напряжённости, возникшей под влиянием актуальных потребностей человека, которые он не в состоянии ослабить иным путём. Типы игр: индивидуальные, групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами. Нередко можно наблюдать смешение игр: сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами. Игровое поведение и игровые отношения мало влияют на реальные взаимоотношения людей, по крайней мере, взрослых. Для детей игры имеют значение развивающее, для взрослых - средство общения, разрядки. Некоторые формы игровой деятельности приобретают характер ритуалов, учебно-тренировочных занятий, спортивных увлечений. Люди играют в психологические игры как бридж, шашки, «монополия». Для того, чтобы играть, игроки должны знать правила игры. Все игры имеют начало, данный ряд правил и вносимую плату. Психологические игры, кроме того, имеют ещё и скрытую цель, и в них играют не для удовольствия. Люди играют в психологические игры потому, что они заполняют их время, привлекают внимание, поддерживают прежнее мнение о себе и других, наконец, превращаются в их судьбу. Игры имеют 2 основные характеристики: 1) скрытые мотивы; 2) наличие выигрыша. Процедуры бывают успешными, ритуал – эффективным, а время препровождения – выгодным. Могут содержать элемент соревнования, но не конфликта, а их исход может быть неожиданным, но никогда - драматичным. Игры же, наоборот, могут быть нечестными и нередко с драматичным, а не захватывающим исходом.
Игра совсем не обязательно предполагает удовольствие или веселье. Спортсмены всерьёз играют в футбол, но игроков нельзя обвинить в отсутствии серьёзного отношения к играм. Наиболее зловещей игрой является война. Игры имеют тягу к повторению. Люди обнаруживают, что говорят те же слова, с теми же интонациями, меняются только место и время. Повторение игры может восприниматься как ощущение, что это происходило раньше. Люди играют в игры различной степени напряжённости, от социально приемлемого, смягчённого уровня до убийственного (самоубийственного) уровня.
Известный психолог Э. Берн различает 26:
а) игры первой степени, которые приемлемы в обществе;
б) игры второй степени, которые не всегда наносят непоправимый ущерб, но некоторые игроки будут, скорее всего, скрывать это от посторонних;
в) игры третьей степени, в которые играют раз и навсегда, и которые заканчиваются в кабинете врача, в зале суда и в морге.
Игры индивидуально программируются.
Их используют из состояния «Я-Родителя», когда повторяют игры родителей. Их исполняют из состояния «Я-Взрослого», когда они сознательно рассчитаны. Их исполняют из состояния «Я-Ребёнка», если они основаны на ранних жизненных переживаниях, которые ребёнок принял о себе самом и других в детстве. Приняв психологическую позицию, личность старается сохранить своё восприятие окружающего мира.
Учение – как вид деятельности, целью которого является приобретение знаний, умений, навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальном образовательном учреждении. Неорганизованное происходит попутно, в других видах деятельности, как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение – как самообразование. Особенность учебной деятельности состоит в том, что она прямо служит средством психологического развития индивида.
В общеисторическом плане основным видом деятельности, определяющим развитие сознания человечества, является труд. С трудом, прежде всего, связано создание и совершенствование орудий труда. Они в свою очередь явились фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества. Труд рабский в эпоху рабовладельческого строя не мог воспитывать человека и формировать у него осознанного положительного отношения к труду и к орудиям труда. Непосильный, изнуряющий труд вызывает у человека отрицательные эмоции, отрицательное отношение к нему, порождает тенденцию уклоняться от него.
Сущность труда в том, что в процессе физического и умственного труда человек воздействует на природу и создаёт то, что необходимо для удовлетворения материальных и духовных потребностей.
В деятельности человек создаёт предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создаёт то, что без его активности не существовало бы в природе. Животные только потребляют то, что им дано природой. Человек, напротив, больше создаёт, чем потребляет. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на природу и на самого себя. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвёл на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру, в конечном итоге преобразовал самого себя. Исторический прогресс обязан своим происхождением деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей.
Творческая деятельность, дающая новый, оригинальный продукт высокой общественной ценности (техническое изобретение, создание художественных, музыкальных произведений).
Деятельность – это форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта.
Прогрессивное развитие общества связано с повышением роли человеческого фактора в системе профессиональной деятельности. Повышение информационной, психической и социальной нагрузки на человека-труженика предъявляет особые требования к организации как процесса труда, так и субъекта трудовой деятельности. Это ставит перед наукой задачу исследования особенностей психических и личностных факторов человека. Трудовая деятельность является основным предметом психологии труда. Тем самым понятие деятельности выполняет предметообразующую функцию по отношению к психологии труда.
На сегодняшний день психология труда – это наука, решающая различные прикладные проблемы, например, отбора кандидатов на вакантные места; разработки программ профессионального обучения и переподготовки кадров; проектирования средств предъявления информации; планирования организационных изменений и т.д. Психология труда изучает особую форму поведения работающих людей в рамках той или иной организации. Прежде всего, психология труда изучает общие характеристики деятельности и условия труда, профориентацию, профпригодность и профобучение. К настоящему времени в психологии профессиональной деятельности принято выделять две основные парадигмы психологического анализа деятельности: структурно-морфологическую и функционально-динамическую. Согласно структурно-морфологической парадигме психологического анализа деятельности, основным структурным компонентом деятельности является действие, а организация деятельности в целом трактуется как иерархия систем действий разного уровня сложности. Согласно второму основному подходу (функционально-динамическому), который является более современным и совершенным, психологическую структуру любой деятельности образует устойчивый, постоянный набор её основных компонентов. Все они объективно необходимы для организации деятельности, а их совокупность обозначается понятием инвариантной психологической структуры деятельности. Основными компонентами инвариантной структуры деятельности являются: мотивация, целеобразование, информационная основа деятельности, антиципирование (прогнозирование) её результатов, принятие решения, планирование, программирование, контроль, коррекция, а также оперативный образ объекта деятельности, система индивидуальных качеств субъекта и совокупность исполнительских действий.
Деятельность человека не только предельно сложна по содержанию и строению, но и крайне разнообразна в своих общих разновидностях и конкретных проявлениях. Наиболее традиционная и простая классификация видов деятельности – по их предметной сфере, т.е. по профессиональной принадлежности. Принято выделять пять основных типов профессиональной деятельности. Это профессии следующих типов: человек-техника, человек-природа, человек-знаковая система, человек-человек, человек-художественный образ 27.
В связи с проблемами профессионального самоопределения важную роль приобретает психологический аспект, связанный с установлением границ профессиональной пригодности.
Пригодность человека к конкретному виду трудовой деятельности определяется методами профессиональной ориентации и профессионального отбора.
Профориентация – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессий, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.
Профотбор – это система мероприятий, позволяющая выявить людей, которые по своим индивидуальным личностным качествам наиболее пригодны к обучению и дальнейшей профессиональной деятельности по определенной специальности.
Профессиональная пригодность – это вероятностная характеристика, отражающая возможности человека по овладению какой-либо профессиональной деятельностью.
Основными структурными компонентами пригодности человека к работе являются:
- гражданские качества (моральный облик, отношение к обществу). В некоторых профессиях недостаточное развитие именно этих качеств делает человека профессионально непригодным (учитель, воспитатель, судья, руководитель);
- отношение к труду, к профессии, интересы, склонности к данной области труда, так называемая профессионально-трудовая направленность личности;
- общая дееспособность (физическая и умственная): широта и глубина ума, самодисциплина, развитый самоконтроль, бескорыстная инициатива, активность;
- единичные, частные, специальные способности, т. е. качества, необходимые в определенных видах деятельности: память на ароматы для кулинара, звуковысотный слух для музыканта, для конструктора - пространственное мышление и т. п. Сами по себе они не делают из человека аса, но необходимы в общей структуре профпригодности;
- знания, умения, навыки в данной профессиональной области.
Из сказанного следует, что творцом профпригодности является сам субъект при условии его высокой активности.
В профотборе профессиональная пригодность может оцениваться по нескольким критериям: по медицинским показателям – внимание обращается на ряд противопоказаний, которые могут предопределить снижение надежности в работе и способствовать развитию заболеваний, связанных с профессиональной деятельностью. К ним относятся: противопоказания в отношении системы, слуха, зрения, сердечно-сосудистой и дыхательной систем и т. д. (например, к водителям предъявляются требования в отношении нервно-психического здоровья, остроты зрения, цветоощущения); отбор по данным образовательного ценза, по конкурсным экзаменам направлен на выделение тех лиц, знания которых обеспечивают успешное овладение или выполнение данных профессиональных обязанностей; психологический отбор предназначен для выявления лиц, которые по своим способностям и индивидуальным психофизиологическим возможностям соответствуют требованиям, предъявляемым спецификой обучения и деятельности по конкретной специальности.
В процессе отбора можно выделить несколько этапов. Первый этап включает психологическое изучение профессии с целью выявления требований к человеку. При этом должна быть раскрыта внутренняя структура деятельности и дан не просто перечень психических процессов, которые необходимы для выполнения данной деятельности, а показана целостная картина их взаимосвязи. Информация о профессиональной деятельности может быть получена из разных источников: изучение инструкций, документов, в которых регламентируется деятельность; наблюдение за деятельностью соответствующих специалистов; беседа со специалистами об особенностях профессии, фотографирование, киносъёмка, хронометраж профессиональной деятельности. Информация о профессии обобщается в профессиограмме, в которой указываются особенности данной профессиональной деятельности, основные действия, операции, их последовательность, необходимая специальная подготовка, требующиеся знания и умения, режим труда и отдыха, санитарно-гигиенические условия, характерные психофизиологические состояния (монотонность, утомление, эмоциональная напряженность), объем и характер перерабатываемой информации, физическая и интеллектуальная тяжесть труда, используемое оборудование, алгоритмы и психологическая структура выполняемых человеком действий. Затем оценивают степень значимости различных психических свойств и качеств личности для эффективного выполнения данной деятельности. Для этого в соответствии с проведенным описанием профессиональных действий определяются свойства личности, которые обеспечивают реализацию каждого такого действия и определяют степень важности различных психических Функций для достижения конечного эффекта трудового процесса; продолжительность загрузки психической функции в течение всего трудового процесса. Такой анализ позволяет получить среднюю оценку значимости каждой психической функции в обеспечении отдельных рабочих операций и трудового процесса в целом, необходимую для ранжирования функций по степени их важности для изучаемой деятельности, и сформулировать требования к профессионально важным качествам, функциям личности. Другой подход к оценке личностных качеств состоит в определении одного или нескольких интегральных показателей, характеризующих способности человека по выполнению наиболее ответственных сторон профессиональной деятельности. Например, для машиниста тепловоза - способность человека сохранять в условиях длительного монотонного воздействия высокий уровень готовности к экстренным действиям, сохранять бдительность, а для водителя – психофизиологические качества, наиболее сильно влияющие на безопасность движения: внимательность, быстрота ориентировки и предвидения.
Второй этап отбора включает выбор психодиагностических методов исследования, в том числе тестов, в наибольшей степени характеризующих те психические процессы и профессиональные действия, в отношении которых надлежит оценивать профессиональную пригодность. К психодиагностическим методикам и тестам предъявляются следующие требования: 1) прогностическая ценность методики - характеризует возможность методики, теста выявлять различия в психофизиологических функциях у лиц с разным уровнем профессиональной подготовленности; 2) надежность методики - характеризует стабильность результатов, получаемых с ее помощью при повторных исследованиях одного и того же человека; 3)дифференцированность методики - означает, что каждая методика должна оценивать строго определенную функцию психики человека.
Важным условием формирования профессиональной пригодности является благоприятная мотивация, которая должна поддерживаться различными мероприятиями психологического и средствами морального и материального стимулирования. Обычно мотивы, лежащие в основе профессиональной направленности, неоднородны по происхождению, характеру связи с профессией. В этом плане правомерно выделение группы мотивов, выражающих потребность в том, что составляет основное содержание профессии. Другая группа мотивов связана с отражением некоторых особенностей профессии в общественном сознании (мотивы престижа, общественной значимости профессии). Очевидно, что связь индивидуального сознания с профессией приобретает в данном случае более опосредованный характер. Третья группа мотивов выражает ранее сложившиеся потребности личности, актуализированные при взаимодействии с профессией (мотивы самораскрытия и самоутверждения, материальные потребности, особенности характера, привычек и т.п.). Четвёртую группу составляют мотивы, выражающие особенности самосознания личности в условиях взаимодействия с профессией (убеждённость в собственной пригодности, в обладании творческим потенциалом, в том, что намечаемый путь и есть «моё призвание» и т.п.). Мотивы, относимые к пятой группе, выражают заинтересованность человека во внешних, объективно несуществующих атрибутах профессии. Нередко именно эти мотивы порождают стремление к отдельным «романтическим» профессиям.
Таким образом, психологически оправданным и педагогически целесообразным является различение мотивов органически связанных с содержанием выполняемой деятельности.
Выбор профессии – это правильность и пригодность профессии с учётом индивидуальных способностей, качеств человека и требований специальности.
Размышляя, какую выбрать профессию в будущем, каждый из нас, так или иначе, собирает информацию о заинтересовавших видах труда. Собранные сведения мы анализируем, и на их основе складывается представление об определённой профессиональной деятельности. Фактически на простейшем уровне каждый из нас занимается составлением профессиограмм - характеристик профессий с требованиями, которые они предъявляют к личности работающего.
Профессиография – одно из направлений профориентации. Это описание профессий (специальностей), включающее их требования к психофизиологическим качествам человека. Результатом профессиографии являются профессиограммы и психограммы.
Профессиограмма – описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определённой схеме и для решения определённых задач 28.
Профессиограмма – комплексное, систематизированное описание конкретной профессии (вида трудовой деятельности), её характеристика, включающая сведения об условиях труда, правах и обязанностях работника, а также необходимых для овладения профессией личностных качествах, знаниях, умениях, навыках. Профессиограмма должна содержать следующие сведения о профессии:
Название профессии и её деление на специальности; основные виды работ по данной профессии.
Общие и специальные знания, умения, навыки.
Особенности психических и психофизиологических процессов (память, внимание, мышление, речь, эмоционально-волевая сфера, индивидуально-типологические особенности, утомляемость, выносливость и т.д.).
Профессиональные вредности и риски.
Психологические, медицинские, анатомо-физиологические противопоказания к данной профессии.
Информация о путях и возможностях получения профессии.
Профессиограмма раскрывает самые существенные характеристики профессии и профессионально важные качества (ПВК) человека.
Важной составной частью профессиограммы является психограмма, которая отражает требования профессии к личности специалиста, описывает профессиональные психологические качества, необходимые для успешного овладения данной профессией 29.
На основании целей и задач, для решения которых предназначены те или иные описательные системы профессий, Е.М. Иванова выделяет следующие типы профессиограмм:
Информационные профессиограммы (предназначены для использования в профконсультационной и профориентационной работе для информирования клиентов о тех профессиях, которые вызвали у них интерес).
Ориентировочно-диагностические профессиограммы (служат для выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда и организуются на основе сопоставления реальной работы данного человека или рабочей группы с требуемыми – эффективными – образцами организации трудовой деятельности).
Конструктивные профессиограммы (служат для совершенствования эргатической системы, на основе проектирования новых образцов техники, а также для подготовки и организации труда самого персонала).
Методические профессиограммы (служат для подбора адекватных методов исследования данной эргатической системы, т.е. направлены на рефлексию и последующую организацию труда самого специалиста, составляющего профессиографическое описание конкретной работы).
Диагностические профессиограммы, целью которых является подбор методик для профотбора, расстановки и переподготовки кадров.
А.К. Маркова анализирует и выделяет следующие основные подходы к содержанию и структуре профессиограмм:
Комплексная профессиограмма (по К.К. Платонову, Ю.В. Котеловой и др.), где учитывается широкий круг характеристик (социальных, технических, экономических, медико-гигиенических и др.), а также указывается предмет, цели, способ, критерии оценки результатов и т.п.
Аналитическая профессиограмма (по Е.М. Ивановой), где раскрываются не отдельные характеристики компонентов профессии, а обобщённые нормативные показатели профессии и показатели психологической структуры профессиональной деятельности. При этом специально анализируются объективные характеристики труда и психологическая характеристика труда, что в итоге и позволяет выделять ПВК, соответствующие данным задачам.
Психологически ориентированная профессиограмма (по Е.И. Гарберу), где выделяются: 1)описание внешней картины труда, трудовое поведение: фотография рабочего дня, хронометраж рабочего времени при выполнении конкретных заданий, временная динамика производственной активности, типичные ошибки и др.; 2)внутренняя картина труда: типичные реакции личности на определённые профессиональные ситуации, интегральные образования личности работника (способности, структуры научения и опыт), психические состояния (интеллектуальные и эмоциональные процессы, эмоции, воля, внимание, память, психомоторика).
«Модульный подход» в профессиографировании (по В.Е. Гаврилову) 30. Сам психологический модуль – это «типовой элемент профессиональной деятельности присущий ряду профессий и выделяемый на основе общности требований к человеку». Структура модуля: 1)объективные характеристики типового элемента (например, для рабочего – измерение объектов без помощи инструментов и приборов – это левая часть модуля); 2)психологические характеристики требований к человеку, предъявляемые этим элементом (например, для рабочего – объёмный и линейный глазомер, точность – это правая часть модуля). Каждая профессия состоит из нескольких модулей. Число возможных модулей меньше, чем число всех профессий, поэтому целесообразнее (и экономичнее) изучать эти модули и уже из них составлять описание самих профессий.
«Модуль профессии» понимается как совокупность единиц объекта и субъекта трудовой деятельности. Основные требования к профессиограмме:
Чёткое выделение предмета и результата труда (на что направлены главные усилия человека).
Не выделение отдельных компонентов и сторон труда, а описание целостной профессиональной деятельности.
Демонстрация возможных линий развития человека в данной профессии.
Показ возможных перспектив изменения в самой профессии.
Направленность профессиограммы на решение практических задач (профессиограмма как основа профотбора, профессионального обучения, рационализации труда и др.).
Выделение и описание различных не компенсируемых профессиональных психологических качеств (ППК), а также тех качеств, которые могут быть компенсированы.
Профессиональная пригодность человека определяется как «совокупность психологических и психофизиологических особенностей, необходимых для достижения им, при наличии специальных знаний, умений и навыков, общественно приемлемой эффективности труда». В это понятие входит также «удовлетворение, переживаемое человеком в процессе самого труда и при оценке его результата» 31. О профессиональной пригодности, следовательно, можно судить по объективному критерию – успешному овладению профессией и субъективному – удовлетворённости трудом. Современный взгляд на профессиональную пригодность заключается в том, что она формируется в трудовой деятельности, в ходе овладения профессией, а не дана человеку изначально, как некое врождённое качество. Для овладения профессиональным мастерством необходимы соответствующие способности, на основе которых формируются умения и навыки, а также склонность к работе, т.е. положительная профессиональная мотивация. На каждом этапе профессия предъявляет определённые требования к моторике, мышлению, памяти, вниманию, другим психическим функциям и качествам личности. Под влиянием этих требований в ходе овладения профессией формируются профессионально важные качества личности, способности её, которые и обеспечивают развитие необходимых навыков, определяющих квалификацию, мастерство.
Профпригодность рассматривается как динамическое образование, свойство личности, которое формируется в ходе деятельности, а не дано изначально. На формирование пригодности к профессии оказывает влияние большое число факторов, и определённый уровень развития способностей далеко не всегда является среди них главным. Профессиональное становление зависит от таких особенностей, как профессиональная мотивация, интерес к профессии, увлечённость ею, взаимоотношения в коллективе, первые достижения и их оценка. Низкий уровень развития способностей в свою очередь далеко не всегда является препятствием для овладения профессией. Большинство исследователей, занимающихся этими проблемами, приходят к выводу о вариативности развития и проявлении способностей у разных людей. Известно много случаев раннего профессионального самоопределения при наличии ярко выраженных способностей, одарённости, особенно в творческих профессиях. В этих случаях выбор профессии как бы «предопределяется». О невозможности прогнозирования будущей профессиональной успешности на основе актуального уровня способностей говорят не только факты позднего профессионального самоопределения, но и сама природа способностей. Они, по мнению Б.М. Теплова, существуют только в движении, только в развитии. Он отмечал, что «никто не может предсказать, до каких пределов может развиваться та или иная способность: принципиально говоря, она может развиваться беспредельно», «практически пределы развития человеческих способностей определяются только такими факторами, как длительность человеческой жизни, методы воспитания и обучения, но вовсе не заложены в них самих». Не менее важны также высокая пластичность способностей и возможности формирования компенсаторных механизмов, помогающих «заменить» в случае необходимости одни способности другими.
«Профессиональная пригодность» – характеристика системы «субъект-объект» (негодными, неприемлемыми могут быть и плохо спроектированные средства, орудия труда, и организационные, гигиенические условия; улучшив их, мы получаем эффект профпригодности).
Взаимосоответствие человека и работы устанавливается и за счёт совершенствования деловых качеств человека, и за счёт улучшения среды (предметной и социальной); за счёт подбора профессии человеку или, наоборот, отбора людей для профессий.
Один из путей уравновешивания особенностей человека и требований профессии – формирование индивидуального стиля деятельности. Высокие результаты в данной деятельности могут быть достигнуты людьми, сильно отличающимися друг от друга по своим личным качествам (но чтобы работать одинаково результативно, разные люди должны работать разными способами).
Профессиональное становление охватывает длительный период жизни человека. В течение этого времени меняются жизненные и профессиональные планы, происходит смена социальной ситуации, ведущей деятельности, перестройка структуры личности. Поэтому возникает необходимость разделения данного процесса на периоды, или стадии. В качестве оснований для выделения стадий профессионального становления оправданно взять социальную ситуацию и уровень реализации ведущей деятельности. Рассмотрим влияние этих двух факторов на профессиональное становление личности.
Началом данного процесса является зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей у детей под влиянием родственников, учителей, сюжетно-ролевых игр и учебных предметов (10-12 лет). Это стадия аморфной оптации. Данная стадия соответствует этапу профессионального просвещения, когда вырабатываются знания о мире профессий, способах и условиях осуществления профессионального выбора.
Затем следует формирование профессиональных намерений, которое завершается осознанным, желанным, а иногда и вынужденным выбором профессии. Этот период в становлении личности получил название оптации. Особенность социальной ситуации заключается в том, что юноши и девушки находятся на завершающем этапе детства – перед началом самостоятельной жизни. Ведущей деятельностью становится – учебно-профессиональная. В её рамках складываются познавательные и профессиональные интересы, формируются жизненные планы. Профессиональная активность личности направлена на поиск своего места в мире профессий и отчётливо проявляется в решении вопроса о выборе профессии.
Следующая стадия становления начинается с поступления в профессиональное учебное заведение (профессиональное училище, техникум, вуз) и соответствует этапу профессионального обучения. Социальная ситуация характеризуется новой социальной ролью личности (учащийся, студент), новыми взаимоотношениями в коллективе, большей социальной независимостью, политическим и гражданским совершеннолетием. Ведущая деятельность – профессионально-познавательная, ориентированная на получение конкретной профессии. Длительность стадии профессиональной подготовки зависит от типа учебного заведения, а в случае поступления на работу сразу после окончания школы её продолжительность может быть значительно сокращена (до одного-двух месяцев).
После окончания учебного заведения наступает стадия профессиональной адаптации. Социальная ситуация коренным образом меняется: новая система отношений в разновозрастном производственном коллективе, иная социальная роль, новые социально-экономические условия и профессиональные отношения. Ведущей деятельностью становится профессиональная. Однако уровень её выполнения, как правило, носит нормативно-репродуктивный характер. Профессиональная активность личности на этой стадии резко возрастает. Она направлена на социально-профессиональную адаптацию – освоение системы взаимоотношений в коллективе, новой социальной роли, приобретение профессионального опыта и самостоятельное выполнение профессионального труда.
По мере освоения профессии личность всё больше погружается в профессиональную среду. Реализация деятельности осуществляется относительно устойчивыми и оптимальными для работника способами. Стабилизация профессиональной деятельности приводит к формированию новой системы отношений личности к окружающей действительности и к самой себе. Эти изменения ведут к образованию новой социальной ситуации, а сама профессиональная деятельность характеризуется индивидуальными личностно-сообразными технологиями выполнения. Наступает стадия первичной профессионализации и становлении специалиста. Это происходит на этапе профессионального развития, неотъемлемой части профессионализации личности. Данный процесс весьма сложен и проявляется как в совершенствовании знаний, умений, навыков и способностей человека, так и в формировании отрицательных феноменов (деформаций, специфических состояний), снижающих профессиональную эффективность и нарушающих «непрофессиональную» жизнь.
Дальнейшее повышение квалификации, индивидуализация технологий выполнения деятельности, выработка собственной профессиональной позиции, высокое качество и производительность труда приводят к переходу личности на второй уровень профессионализации, на котором происходит становление профессионала. На этой стадии профессиональная активность постепенно стабилизируется, уровень её проявления индивидуализируется и зависит от психологических особенностей личности. Но в целом каждому работнику присущ свой устойчивый и оптимальный уровень профессиональной активности. Появление профессионального стереотипа, т.е. определённого уровня достигнутого профессионального мастерства, проявляющийся в знаниях, автоматизированных умениях и навыках, подсознательных установках, не загружающих сознания. Отрицательное влияние стереотипов, проявляется в упрощённом подходе к решению проблем, к созданию представления о том, что данный уровень знаний и представлений может обеспечить успешность деятельности.
И лишь часть работников, обладающих творческими потенциями, развитой потребностью в самоосуществлении и самореализации, переходит на следующую стадию – профессионального мастерства и становления профессионалов. Для неё характерны высокая творческая и социальная активность личности, продуктивный уровень выполнения профессиональной деятельности. Переход на стадию мастерства изменяет социальную ситуацию, кардинально меняет характер выполнения профессиональной деятельности, резко повышает уровень профессиональной активности личности. Профессиональная активность проявляется в поиске новых, более эффективных способов выполнения деятельности, изменении устоявшихся взаимоотношений с коллективом, попытках преодолеть, сломать традиционно сложившиеся методы управления, в неудовлетворённости собой, стремлении выйти за пределы себя. Постижение вершин профессионализма (акме) – свидетельство того, что личность состоялась.
Таким образом, в целостном процессе профессионального становления личности выделяется семь стадий.
Переход от одной стадии профессионального становления к другой означает смену социальной ситуации развития, изменение содержания ведущей деятельности, освоение либо присвоение новой социальной роли, профессионального поведения и, конечно, перестройку личности. Все эти изменения не могут не вызывать психической напряжённости личности. Переход от одной стадии к другой порождает субъективные и объективные трудности, межличностные и внутриличностные конфликты. Можно утверждать, что смена стадий инициирует нормативные кризисы профессионального становления личности (табл.1.7.2) 32.
Таблица 1.7.2
Стадии профессионального становления личности
Название стадий | Основные психологические новообразования, стадии | |
Аморфная оптация (0-12 лет) | Профессионально ориентированные интересы и склонности | |
Оптация (12-16 лет) | Профессиональные намерения, выбор пути профессионального образования и профессиональной подготовки, учебно-профессиональное самоопределение | |
Профессиональная подготовка (16-23 года) | Профессиональная подготовленность, профессиональное самоопределение, готовность к самостоятельному труду | |
Профессиональная адаптация (18-25 лет) | Освоение новой социальной роли, опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности, профессионально важные качества | |
Первичная профессионализа-ция | Профессиональная позиция, интегративные профессионально значимые констелляции (ключевые квалификации), индивидуальный стиль деятельности, квалифицированный труд | |
Вторичная профессионализа-ция | Профессиональный менталитет, идентификация с профессиональным сообществом, ключевая компетенция, профессиональная мобильность, корпоративность, гибкий стиль деятельности, высококвалифицированная профессиональная деятельность | |
Профессиональное мастерство | Творческая профессиональная деятельность, подвижные интегративные психологические новообразования, самопроектирование своей деятельности и карьеры, вершина (акме) профессионального развития |
Деятелъностно-отношенческая концепция воспитания гласит, что только включая растущего человека в разнообразные виды деятельности по овладению общественным опытом и умело стимулируя его активность (отношение) в этой деятельности, можно осуществлять его действенное воспитание. Без организации этой деятельности и формирования положительного отношения к ней воспитание невозможно. Именно в этом состоит глубинная сущность этого сложнейшего процесса.
В процессе воспитания необходимо побудить ребенка к осуществлению самовоспитания.
Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции.
Самоопределение представляет собой сознательный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, профессии, условий жизни.
К методам самовоспитания относятся: 1) самопознание; 2) самообладание; 3) самостимулирование.
Самопознание включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение.
Самообладание опирается на: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.
Самостимулирование предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение.
Целостная психическая организация личности проявляется в определённом стиле жизни и поведения. Наиболее полно характеризуют личность такие свойства, как целеустремлённость, воспитанность, цельность, активность, оригинальность, профессионализм и т.п. Эти и другие свойства личности формируются в процессе обучения и научения, воспитания и самовоспитания. Однако воспитание не всемогуще, так как развитие личности имеет свои собственные закономерности, свою внутреннюю логику, а не является лишь пассивным отражением объективных условий. Понятие внутренней логики отражает простую мысль: индивид, являясь существом саморегулирующимся, в процессе развития приобретает такие свойства, которые не предопределены однозначно ни внешними воздействиями, ни внутренними факторами, в том числе природными данными. Эти свойства есть результат взаимодействия внешнего и внутреннего, результат деятельности человека как саморегулирующегося целого.
- Основы психологии
- Педагогики
- Авторы:
- Рецензенты:
- Оглавление
- Раздел 1. Основы психологии 5
- Раздел 2. Основы педагогики 276
- Предисловие
- Раздел 1. Основы психологии
- 1.1. Введение в психологию
- Контрольные вопросы
- Тематика рефератов
- 1.2. История развития психологии и ее основные направления
- Контрольные вопросы
- Тематика рефератов
- 1.3. Личность в психологии
- Контрольные вопросы
- Тематика рефератов
- 1.4. Личность и психические процессы
- 3. Эмоциональные состояния:
- Контрольные вопросы
- Тематика рефератов
- 1.5. Личность и психические свойства
- Контрольные вопросы
- Тематика рефератов
- 1.6. Личность и психические состояния
- Контрольные вопросы
- Тематика рефератов
- 1.7. Общая характеристика деятельности личности
- Контрольные вопросы
- Тематика рефератов
- 1.8. Психология творческой деятельности
- Контрольные вопросы
- Тематика рефератов
- 1.9. Работоспособность человека и ее фазы
- Контрольные вопросы
- Тематика рефератов
- 1.10. Психология групп и коллективов. Социально-психологический климат производственного коллектива
- Контрольные вопросы
- Тематика рефератов
- 1.11. Психология управления
- Контрольные вопросы
- Тематика рефератов
- 1.12. Адаптация личности в производственном коллективе
- Контрольные вопросы
- Тематика рефератов
- 1.13. Конфликты в производственном коллективе и их регулирование
- Контрольные вопросы
- Тематика рефератов
- 1.14. Психология общения
- Контрольные вопросы
- Тематика рефератов
- 1.15. Основы инженерной психологии
- Контрольные вопросы
- Тематика рефератов
- Рекомендуемая литература по разделу «Основы психологии» Основная литература
- Дополнительная литература
- Раздел 2. Основы педагогики
- 2.1. Педагогика в системе наук о человеке
- Контрольные вопросы
- Тематика рефератов
- 2.2. Образование как социокультурный институт. Современное состояние образования
- Контрольные вопросы
- Тематика рефератов
- 2.3. Сущность и содержание процесса обучения и воспитания личности
- 2.3.1. Теоретические и методологические основы обучения (дидактика)
- Контрольные вопросы
- Тематика рефератов
- 2.3.2. Сущность и содержание процесса воспитания личности
- Контрольные вопросы
- Тематика рефератов
- 2.4. Социальные институты общества и их роль в социализации личности
- Контрольные вопросы
- Тематика рефератов
- Рекомендуемая литература по разделу «Основы педагогики» Основная литература
- Дополнительная литература