Требования к пользователям
Разные требования предъявляются к пользователям, являющимся профессиональными психологами, и пользователям-непсихологам.
1. Пользователь-психолог:
а) должен знать и применять на практике общие теоретико-методологические принципы психодиагностики, владеть основами дифференциальной психометрики, должен следить за текущей методической литературой по психодиагностике, самостоятельно вести картотеку и личную библиотечку методик, применяемых в заданной области;
б) психолог отвечает за решения, принимаемые на основе тестирования, обеспечивая их соответствие репрезентативности и прогностической валидности методики. Психолог предупреждает возможные ошибки, допускаемые непрофессионалами, не знакомыми с ограничениями в использовании того или иного теста;
в) психолог пользуется преимущественным правом по сравнению с непрофессиональными пользователями на проведение психодиагностики в заданной области, на использование протоколов в соответствии с профессионально-этическими принципами и интересами психологии. Психолог пользуется преимущественным правом получения методических материалов, в том числе с помощью их приобретения в качестве индивидуальной профессиональной собственности.
Психолог обеспечивает необходимый уровень надежности диагноза, применяя параллельные стандартизованные и нестандартнзованные методики, а также метод независимых экспертных оценок;
г) в подборе методик в батарею (программу обследования) психолог не руководствуется субъективными предпочтениями и предубеждениями в оценке методик, а исходит из требований максимальной эффективности диагностики — максимум надежности при минимуме затрат.
д) параллельно с использованием методик психолог ведет научно-методическую работу, анализируя по собранным данным эффективность применения методики в заданной области. Ведение такой научно-методической работы входит в основной круг обязанностей психолога, работающего и в исследовательских, и в практических учреждениях. В этой работе психолог поддерживает оперативные контакты с головной методической организацией, передавая ей копии протоколов (для накопления банков данных) и получая инструктивные методические материалы;
е) психолог обеспечивает тщательное соблюдение всех требований для проведения стандартных методик обследования. Подсчет баллов, интерпретация, прогноз делаются в строгом соответствии с методическими указаниями. Психолог не имеет права отклоняться от стандарта в использовании методики, принятого на определенный период. Все рекламации и предложения по использованию методики психолог направляет в методический центр и требует их учета при очередном пересмотре методики;
ж) психолог обеспечивает конфиденциальность психодиагностической информации, полученной от испытуемого на основе «личного доверия». Психолог обязательно предупреждает испытуемого о том, кто и для чего может использовать его результаты. Психолог не имеет права скрывать от испытуемого то, какие решения могут быть вынесены на основе психологической диагностики;
з) психолог хранит профессиональную тайну: не передает лицам, не уполномоченным вести психодиагностическую практику, инструктивных материалов, не раскрывает перед потенциальными испытуемыми секрет той или иной психодиагностической методики, на котором основана его валидность.
и) психолог обязательно рассматривает наряду с наиболее вероятной и альтернативную диагностическую гипотезу (интерпретацию данных), применяя в психодиагностике принцип, аналогичный принципу «презумпции невиновности» в судопроизводстве;
к) психолог сообщает в региональные или центральные органы Общества психологов о всех замеченных им где-либо нарушениях нормативных (процедурных и этических) принципов психодиагностики. Психолог уполномочен лично препятствовать некорректному и неэтичному применению психодиагностики.
- Вопрос 1. Понятие о психодиагностике.
- Вопрос 2. Психодиагностический метод и психодиагностическое обследование
- Вопрос 3. Психодиагностические задачи
- Вопрос 4. Классификации психодиагностических процедур и их основания
- Тема: Требования к построению и проверке психодиагностических методик
- Вопрос 1. Требования к психодиагностической литературе и методическим материалам.
- Вопрос 2. Валидность и способы ее оценки
- Вопрос 3. Надежность психодиагностических методик.
- Вопрос 4. Требования к организации психодиагностических процедур.
- Требования к пользователям
- Использование методик специалистами-смежниками
- Вопрос 1.
- Вопрос 2. Психодиагностика личностных черт (тест-опросники и субъективное шкалирование)
- Вопрос 3.
- Вопрос 4. Психодиагностика мотивации
- Вопрос 5. Измерение мотивации достижения
- Вопрос 1. Понятие поведенческой диагностики
- Функциональный анализ поведения по Кэнферу
- Определение целевого поведения
- Анализ условий поведения
- Вопрос 2. Схема basic id а. Лазаруса и ее использование в поведенческой диагностике
- Планирование и контроль терапевтических вмешательств
- Методы поведенческой диагностики
- Модель а-в-а
- Вопрос 3. Методы психодиагностики самосознания
- Вопрос 4. Опросник самоотношения
- Вопрос 5. Методы измерения локуса контроля
- Вопрос 1. Общая характеристика диагностики межличностных отношений.
- Вопрос 2. Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений.
- Вопрос 3. Методики косвенной оценки межличностных отношений
- Вопрос 4. Диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения.
- Вопрос 5. Методики исследования субъективного отражения межличностных отношений.