Психологическая характеристика воображения. Виды воображения.
Воображение — познавательный процесс, направленный на создание новых образов.
виды воображения.
По степени активности воображение может быть пассивным и активным.
1. Активное воображение. Оно включает в себя воссоздающее и творческое воображение. Воссоздающее воображение – это создание образа предмета по его описанию. Например, представьте себе зеленое мясистое растение без листочков, усеянное колючками. Что это? (кактус)
Творческое воображение – это создание новых образов.
2. Пассивное воображение. Образы пассивного воображения возникают помимо воли и желания человека. Представьте, что вы идете по темной улице. Раскидистое дерево может показаться вам сказочным чудовищем – это будет работать пассивное воображение.
3. Продуктивное воображение – сознательное построение какого-либо образа и творческое его преобразование.
4. Репродуктивное воображение – воспроизведение реальности в том виде, в каком она есть. Например, представьте себе автобус. Этот вид воображения больше напоминает память или восприятие.
5. Галлюцинациями называются фантастические видения, не связанные с окружающей действительностью. Причины: заболевание, гипноз, воздействие психотропных веществ типа наркотиков, алкоголя и т.п.
6. Мечты — это образ, отражающий желаемое будущее. В мечтах содержатся реальные и в принципе осуществимые планы человека.
7. Грезами называют фантазии, образы, которыми человек защищается от реальности. Грезы занимают промежуточное положение между мечтами и галлюцинациями.
8. Сновидения – пассивное воображение, где находят выражение многие жизненно важные потребности, которые не могут реализоваться в жизни.
По степени участия волевых процессов бывает произвольное и непроизвольное воображение
Если образы создаются при ослабленной деятельности сознания, воображение именуется непроизвольным. Оно имеет место в полудремотном состоянии или во сне, а также при некоторых расстройствах сознания.
Произвольное воображение — это осознанная, направленная деятельность, выполняя которую, человек отдает себе отчет относительно ее целей и мотивов. Оно характеризуется преднамеренным созданием образов.
Операции воображения:
Гиперболизация - преувеличение или преуменьшение реально существующих объектов или их частей (например, создание образов великана, джина или Дюймовочки);
акцентирование - подчеркивание или утрирование реально существующих объектов или их частей (например, длинный нос Буратино, голубые волосы Мальвины, шаржи, карикатуры);
агглютинация - соединение различных, реально существующих частей и свойств объектов в необычных сочетаниях (образ кентавра, русалки, избушка на курьих ножках).
Схематизация – выделение главных, важных деталей и отбрасывание второстепенных (например, арнамент).
Типизация – выделение существенного повторяющегося в однородных явлениях, и воплощение его в конкретном образе. Кто из вас может привести пример? (король - корона)
- Понятия «психология», «психика», задачи психологии.
- Методы психологического исследования.
- Деятельность. Структура и виды деятельности
- Общение и его функции. Виды и стили общения.
- Психологическая характеристика внимания. Виды и свойства
- Психологическая характеристика ощущения. Виды ощущения.
- Психологическая характеристика восприятия. Свойства
- Психологическая характеристика памяти. Виды и процессы памяти.
- Психологическая характеристика мышления. Виды и операции
- Психологическая характеристика воображения. Виды воображения.
- Понятие «воля». Виды и структура волевого действия.
- Эмоции и их виды. Эмоциональные состояния. Эмоции – это реакции человека на воздействие внутренних или внешних раздражителей, которые проявляются в форме переживаний.
- Чувства. Виды чувств.
- Темперамент. Характеристика типов темперамента.
- Характер. Типы характеров.
- Способности. Виды способностей.
- Общая характеристика младшего школьного возраста.
- Общая характеристика подросткового возраста. Подростковый кризис.
- Общая характеристика юношеского возраста.
- Асоциальное поведение. Типы асоциального поведения.
- Влияние семьи на формирование личности учащегося.
- Коллектив. Стадии развития коллектива.
- Группы. Виды групп.
- Конфликты. Виды конфликтов.
- Взависимости от коллическтва человек
- 2. В зависимости от ранга
- Тактики и стратегии поведения в конфликте
- Понятие «возраст». Возрастная периодизация.