Методы психологического исследования.
Метод в психологии – это путь научного исследования или способ познания психологических явлений». Основными методами, использующимися в психологии, являются наблюдение и эксперимент.
Наблюдение - преднамеренное, систематизированное и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения без вмешательства со стороны наблюдателя. Предметом наблюдения являются действия и поступки человека, его высказывания, сопровождающиеся мимикой и жестами. Внешнее наблюдение - это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Самонаблюдение - наблюдение за внутренним планом собственной психической жизни, позволяющее фиксировать ее проявления — переживания, мысли, чувства
эксперимент – это метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений. Эксперимент основан на создании искусственных условий, в которых изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Главным достоинством эксперимента является то, что он позволяет надежнее других психологических методов делать выводы о причинно-следственных связях, научно объяснить происходящие явления и их развитие.
Беседа - применяется на разных стадиях исследования: 1. для первичной ориентировки; 2. для уточнения выводов, полученных иными методами, особенно наблюдением.
анализ продуктов деятельности – непосредственное изучение психологических явлений по практическим результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие силы и способности людей. Анализ результатов деятельности позволяет охарактеризовать особенности умений и навыков, приемы и способы работы, черты личности, выражающиеся в отношении к труду и к другим видам деятельности.
тесты – специализированные методы исследования, применяя которые можно получить точную количественную и качественную характеристику изучаемого явления.
проективные тесты (тесты рисунков, дополнение незаконченных фраз, сочинение рассказов по картинкам и т. п.). Они позволяют определить эмоции, настроение, состояние испытуемых косвенным путем.
- Понятия «психология», «психика», задачи психологии.
- Методы психологического исследования.
- Деятельность. Структура и виды деятельности
- Общение и его функции. Виды и стили общения.
- Психологическая характеристика внимания. Виды и свойства
- Психологическая характеристика ощущения. Виды ощущения.
- Психологическая характеристика восприятия. Свойства
- Психологическая характеристика памяти. Виды и процессы памяти.
- Психологическая характеристика мышления. Виды и операции
- Психологическая характеристика воображения. Виды воображения.
- Понятие «воля». Виды и структура волевого действия.
- Эмоции и их виды. Эмоциональные состояния. Эмоции – это реакции человека на воздействие внутренних или внешних раздражителей, которые проявляются в форме переживаний.
- Чувства. Виды чувств.
- Темперамент. Характеристика типов темперамента.
- Характер. Типы характеров.
- Способности. Виды способностей.
- Общая характеристика младшего школьного возраста.
- Общая характеристика подросткового возраста. Подростковый кризис.
- Общая характеристика юношеского возраста.
- Асоциальное поведение. Типы асоциального поведения.
- Влияние семьи на формирование личности учащегося.
- Коллектив. Стадии развития коллектива.
- Группы. Виды групп.
- Конфликты. Виды конфликтов.
- Взависимости от коллическтва человек
- 2. В зависимости от ранга
- Тактики и стратегии поведения в конфликте
- Понятие «возраст». Возрастная периодизация.