Общая характеристика юношеского возраста.
Юность – решающий этап формирования мировоззрения, период стабилизации личности. Центральным новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное. Старшеклассник решает, кем быть и каким быть в своей будущей жизни.
Юность является периодом завершения физического созревания и формирования первичной социализации личности. В юности расширяются временные представления, включая будущее, личные и социальные перспективы. Становление социальной зрелости предполагает формирование полоролевых отношений, как основы взаимодействия между мужчиной и женщиной в общественных и семейных отношениях.
Условия личностного развития. В переходный от подросткового к юношескому возрасту период у детей возникает особый интерес к общению со взрослыми. При благоприятном стиле отношений в семье после подросткового возраста — этапа эмансипации от взрослых — обычно восстанавливаются эмоциональные контакты с родителями, причем на более высоком, сознательном уровне.
С родителями обсуждаются в это время жизненные перспективы, главным образом, профессиональные, удовлетворенность ситуацией в школе и особенности жизни в семье. Жизненные планы дети могут обсуждать и с учителями, и со своими взрослыми знакомыми, чье мнение для них важно.
Общение со сверстниками тоже необходимо для становления самоопределения в ранней юности, но оно имеет другие функции. Если к доверительному общению со взрослым старшеклассник прибегает, в основном, в проблемных ситуациях, то общение с друзьями остается интимно-личностным.
Юношеская дружба занимает исключительное положение в ряду других привязанностей. С лучшим другом или подругой обсуждаются случаи наибольших разочарований, переживаемых в настоящее время, отношения со сверстниками — представителями противоположного пола (помимо вопросов проведения свободного времени, о чем говорят и с менее близкими друзьями). Содержание такого общения — реальная жизнь, а не жизненные перспективы, которые обсуждаются с родителями.
Общение со сверстниками требует взаимопонимания, внутренней близости, откровенности. Оно поддерживает самопринятие, самоуважение.
Ранняя юность - время реального перехода к настоящей взрослости. На этот возрастной период приходится ряд новообразований в структуре личности – в нравственной сфере, мировоззренческой, существенно изменяются особенности общения со взрослыми и сверстниками.
Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план — решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное или моральное самоопределение).
-
Содержание
- Понятия «психология», «психика», задачи психологии.
- Методы психологического исследования.
- Деятельность. Структура и виды деятельности
- Общение и его функции. Виды и стили общения.
- Психологическая характеристика внимания. Виды и свойства
- Психологическая характеристика ощущения. Виды ощущения.
- Психологическая характеристика восприятия. Свойства
- Психологическая характеристика памяти. Виды и процессы памяти.
- Психологическая характеристика мышления. Виды и операции
- Психологическая характеристика воображения. Виды воображения.
- Понятие «воля». Виды и структура волевого действия.
- Эмоции и их виды. Эмоциональные состояния. Эмоции – это реакции человека на воздействие внутренних или внешних раздражителей, которые проявляются в форме переживаний.
- Чувства. Виды чувств.
- Темперамент. Характеристика типов темперамента.
- Характер. Типы характеров.
- Способности. Виды способностей.
- Общая характеристика младшего школьного возраста.
- Общая характеристика подросткового возраста. Подростковый кризис.
- Общая характеристика юношеского возраста.
- Асоциальное поведение. Типы асоциального поведения.
- Влияние семьи на формирование личности учащегося.
- Коллектив. Стадии развития коллектива.
- Группы. Виды групп.
- Конфликты. Виды конфликтов.
- Взависимости от коллическтва человек
- 2. В зависимости от ранга
- Тактики и стратегии поведения в конфликте
- Понятие «возраст». Возрастная периодизация.