Психологическая характеристика восприятия. Свойства
восприятия.
восприятие – это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.
виды восприятия.
В соответствии с тем, какой анализатор играет в данном восприятии ведущую роль, различают: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые восприятия.
В зависимости от цели восприятие бывает преднамеренное и непреднамеренное. В основе преднамеренного восприятия лежит сознательно поставленная цель (слушание доклада). Непреднамеренное восприятие – это такое восприятие, при котором окружающие предметы воспринимаются без специально поставленной задачи (идя по улице мы слышим шум машин, видим людей).
Свойство восприятия:
1. Целостность — свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект или пространственная предметная ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое. (образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов). т.е. по незаконченному рисунку можно узнать, что на нем изображено.
2.Константность — это относительное постоянство восприятия образа. Наше восприятие в определенных пределах сохраняет за параметрами их размеры, форму и цвет независимо от условий восприятия (расстояния до воспринимаемого предмета, условий освещенности, угла восприятия).
При восприятии прямоугольного предмета (например, листа бумаги) с разных точек зрения на сетчатке могут отображаться и квадрат, и ромб, и даже прямая линия. Однако во всех случаях мы сохраняем за этим предметом присущую ему форму. Белый лист бумаги вне зависимости от его освещенности будет восприниматься как белый лист.
3.Предметность восприятия означает адекватность, соответствие образов восприятия реальным предметам действительности. Психические образы предметов человек осознает не как образы, а как реальные предметы, вынося образы вовне, объективируя их. Так, например, представляя лес, мы отдаем себе отчет в том, что наше представление — это образ, возникший в сознании, а не реальный лес, ибо мы в данный момент находимся в комнате, а не в лесу.
4.Структурность восприятия — свойство восприятия человека объединять воздействующие стимулы в целостные и сравнительно простые структуры. Восприятие не является простой суммой ощущений. Например, при прослушивании музыки воспринимаются не отдельные звуки, а мелодия.
5.Осмысленность восприятия определяется пониманием связи сущности предметов и явлений через процесс мышления. Всякое воспринимаемое явление мы осмысливаем с точки зрения уже имеющихся знаний, накопленного опыта. Глядя на сосну и называя это дерево сосной, мы тем самым отмечаем признаки не только именно этой сосны (высокая, стройная, стоит у дороги и пр.), но и сосны вообще, даже как дерева. Осмысленность восприятия проявляется в узнавании.
6. Избирательность — преимущественное выделение одних объектов перед другими в процессе восприятия. Чаще всего избирательность восприятия проявляется в преимущественном выделении объекта из фона.
Объект выделяется из фона по его контуру. Чем резче, контрастнее контур предмета, тем легче его выделение.
Иллюзия — это искаженное восприятие реально существующей действительности.
- Понятия «психология», «психика», задачи психологии.
- Методы психологического исследования.
- Деятельность. Структура и виды деятельности
- Общение и его функции. Виды и стили общения.
- Психологическая характеристика внимания. Виды и свойства
- Психологическая характеристика ощущения. Виды ощущения.
- Психологическая характеристика восприятия. Свойства
- Психологическая характеристика памяти. Виды и процессы памяти.
- Психологическая характеристика мышления. Виды и операции
- Психологическая характеристика воображения. Виды воображения.
- Понятие «воля». Виды и структура волевого действия.
- Эмоции и их виды. Эмоциональные состояния. Эмоции – это реакции человека на воздействие внутренних или внешних раздражителей, которые проявляются в форме переживаний.
- Чувства. Виды чувств.
- Темперамент. Характеристика типов темперамента.
- Характер. Типы характеров.
- Способности. Виды способностей.
- Общая характеристика младшего школьного возраста.
- Общая характеристика подросткового возраста. Подростковый кризис.
- Общая характеристика юношеского возраста.
- Асоциальное поведение. Типы асоциального поведения.
- Влияние семьи на формирование личности учащегося.
- Коллектив. Стадии развития коллектива.
- Группы. Виды групп.
- Конфликты. Виды конфликтов.
- Взависимости от коллическтва человек
- 2. В зависимости от ранга
- Тактики и стратегии поведения в конфликте
- Понятие «возраст». Возрастная периодизация.