Психодинамическая концепция развития личности з.Фрейда, а.Фрейд.
Дочь 3. Фрейда Анна Фрейд (1895–1982) продолжила и развила классическую теорию и практику психоанализа. В инстинктивной части личности она выделила сексуальную и агрессивную составляющие. Она считала также, что каждая фаза развития ребенка есть результат разрешения конфликта между внутренними инстинктивными влечениями и ограничениями социального окружения. Детское развитие, по ее мнению, – это процесс постепенной социализации ребенка, подчиняющийся закону перехода от принципа удовольствия к принципу реальности. Продвижение от одного принципа к другому возможно только тогда, когда различные функции «Я» достигнут определенных ступеней развития. Примером этому может служить следующее: с развитием памяти ребенок может действовать на основе опыта и предвидения, обретение речи делает его членом общества, логика способствует пониманию причины и следствия, и поэтому приспособление к миру становится осознанным и адекватным. Становление принципа реальности и мыслительных процессов открывает путь к появлению новых механизмов социализации: имитации (подражания), идентификации (принятия роли), интроекции (принятия на себя чувств другого человека). Эти механизмы способствуют образованию «Сверх-Я». Возникновение этой инстанции означает для ребенка решающий прогресс в его социализации. Было доказано также, что на развитие ребенка оказывают влияние индивидуальные пристрастия и антипатии матери. По мнению А. Фрейд, негармоничное личностное развитие основывается на следующих причинах: неравномерный прогресс по линии развития, неравномерно длящиеся регрессии, особенности обособления внутренних инстанций друг от друга и формирование связей между ними и др. «При этих обстоятельствах не удивительно, что индивидуальные различия между людьми столь велики, отклонения от прямой линии развития заходят так далеко и определения строгой нормы так неудовлетворительны. Постоянные взаимовлияния прогресса и регресса приносят с собой бесчисленные вариации в рамках нормального развития».
- Предмет, задачи возрастной психологии.
- Проблема возраста в психологии. Основные структурные компоненты психологического возраста.
- Методы возрастной психологии.
- Концепция нормативного подхода л.Гезелла, л.Термена.
- Теория «чистой доски» Скиннера, Торндайка.
- Концепция конвергенции двух факторов в.Штерна.
- Психодинамическая концепция развития личности з.Фрейда, а.Фрейд.
- Эпигенетическая концепция э. Эриксона.
- Роль различных видов деятельности в психическом развитии ребенка. Понятие ведущей деятельности. Механизмы смены ведущих деятельностей.
- Кризис новорожденности. Переход от новорожденности к младенчеству. Комплекс оживления.
- Младенчество (ведущий вид деятельности, возникновение и развитие психических процессов, акт хватания, его значение).
- Кризис первого года жизни.
- Ранний возраст (социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, развитие познавательных процессов, самосознание, самостоятельность ребенка).
- Характеристика кризиса трех лет.
- Развитие психических процессов дошкольника.
- Развитие личности дошкольника. Проблема психологической готовности к школьному обучению.
- Кризис семи лет.
- Социальная ситуация развития и ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте.
- Развитие психических процессов младшего школьника.
- Личность младшего школьника: самооценка, усвоение моральных норм и правил поведения.
- Подросток. Анатомо-физиологическая перестройка организма и её влияние на процесс развития.
- Социальная ситуация развития и ведущий тип деятельности в подростковом возрасте.
- Особенности познавательных процессов и учебная деятельность в подростковом возрасте.
- Особенности развития личности в подростковом возрасте.
- Основные новообразования подросткового возраста.
- Социальная ситуация развития в юности. Общая социально-психологическая характеристика юности.
- Основные новообразования юности.
- Психологическая характеристика зрелости как вершины жизненного пути личности.
- Кризис зрелости.
- Психологическая характеристика старости.
- Типология старости и.С.Кон, д.Б. Бромлей.
- Проблема долголетия и жизнеспособности. Факторы долголетия.