Основные новообразования юности.
Многие исследователи считают основным новообразованием в старшем школьном возрасте личностное и профессиональное самоопределение, так как именно в самоопределении, в обстоятельствах жизни в период раннего юношеского возраста, в ее требованиях к школьнику кроется самое существенное, что во многом характеризует условия, в которых происходит формирование его личности.
Мы согласны с тем, что самоопределение — центральный вопрос в раннем юношеском возрасте, но нам хотелось бы ввести в эту проблему некоторое уточнение. Данные наших исследований позволяют говорить, что в старшем школьном возрасте формируется не само самоопределение — личностное, профессиональное (шире — жизненное), а психологическая готовность к нему.
Позволим себе провести несколько вольную параллель между выпускниками школы и детьми, поступающими в I класс. В последнем случае мы говорим о психологической готовности детей к школе. Эта психологическая готовность формируется постепенно, с момента рождения ребенка в общении с взрослыми и сверстниками, в игре, в посильном труде и дошкольном обучении. Затем ребенок поступает в школу, чтобы там в течение 10 лет готовиться «во всеоружии» вступить во взрослую жизнь — получать достаточные знания, научиться учиться, думать, работать, дружить, сформироваться как личность и т. д. в общении со взрослыми и сверстниками, в учении, труде, коллективной жизни. Про поступающего в школу первоклассника мы не говорим, что он уже «готовый» ученик, мы говорим о его психологической готовности или неготовности к новой жизни в школе (конечно, готовность должна быть не только психологическая, но нас интересует только этот аспект). Еще меньше оснований говорить о самоопределении выпускников школы, так как самоопределение предполагает направленную реализацию планов, намерений, желаний в действительной жизни. Но об их психологической готовности к этому самоопределению мы можем и должны знать.
Готовность к самоопределению предполагает формирование у старших школьников устойчивых, сознательно выработанных представлений о своих обязанностях и правах по отношению к обществу, другим людям, моральных принципов и убеждений, понимания долга, ответственности, умения анализировать собственный жизненный опыт, наблюдать за явлениями действительности и давать им оценку и пр. Иными словами, психологическая готовность к самоопределению предполагает формирование у старшеклассников неких психологических образований и механизмов, обеспечивающих им в дальнейшем сознательную, активную, творческую и созидательную жизнь.
Так же мы рассматриваем те психологические образования, которые, с нашей точки зрения, лежат в основе главного новообразования этого возрастного периода — психологической готовности к самоопределению — и свидетельствуют об определенной зрелости личности. Причем под зрелостью личности (напомним об этом еще раз) мы понимаем не завершенные в своем формировании структуры, а открытые дальнейшему развитию.
Вначале речь пойдет о том, какими видят старшеклассников учителя, имеющие возможность наблюдать их в самых различных ситуациях, как оценивают их с точки зрения направленности личности, проявления коллективистической или эгоистической мотивации. В следующем разделе представлены данные о том, какой возраст (свой или младше, старше) наиболее привлекателен для учащихся. Затем дан анализ развития социальных и познавательных мотивов учения у старших школьников, что является очень важным в плане решения проблемы непрерывного самообразования в будущем.
В психологической готовности к самоопределению, безусловно, ведущую роль играет самосознание — осознание своих качеств и оценка их, представление о своем реальном и желаемом Я, уровень притязаний старшеклассников в разных областях жизни и деятельности, оценка себя и другого с точки зрения принадлежности к определенному полу, интроспекция и личностная рефлексия; по всем этим вопросам представлены конкретные экспериментальные данные, и проведен их содержательный анализ. Мы полностью присоединяемся к этому и показываем на основе полученных данных развернутую характеристику представлений современных старшеклассников о будущей жизни. Важнейшее психологическое условие для возникновения и развития жизненных перспектив, жизненного самоопределения учащихся — их ценностные ориентации. Большие изменения в собственном организме и внешности, связанные с половым созреванием, известная неопределенность положения (уже не ребенок, но еще невзрослый); усложнение жизненной деятельности и расширение круга лиц, с которыми старший школьник должен сообразовывать свое поведение — все это резко активизирует в юношеском возрасте ценностно-ориентированную деятельность.
- Предмет, задачи возрастной психологии.
- Проблема возраста в психологии. Основные структурные компоненты психологического возраста.
- Методы возрастной психологии.
- Концепция нормативного подхода л.Гезелла, л.Термена.
- Теория «чистой доски» Скиннера, Торндайка.
- Концепция конвергенции двух факторов в.Штерна.
- Психодинамическая концепция развития личности з.Фрейда, а.Фрейд.
- Эпигенетическая концепция э. Эриксона.
- Роль различных видов деятельности в психическом развитии ребенка. Понятие ведущей деятельности. Механизмы смены ведущих деятельностей.
- Кризис новорожденности. Переход от новорожденности к младенчеству. Комплекс оживления.
- Младенчество (ведущий вид деятельности, возникновение и развитие психических процессов, акт хватания, его значение).
- Кризис первого года жизни.
- Ранний возраст (социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, развитие познавательных процессов, самосознание, самостоятельность ребенка).
- Характеристика кризиса трех лет.
- Развитие психических процессов дошкольника.
- Развитие личности дошкольника. Проблема психологической готовности к школьному обучению.
- Кризис семи лет.
- Социальная ситуация развития и ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте.
- Развитие психических процессов младшего школьника.
- Личность младшего школьника: самооценка, усвоение моральных норм и правил поведения.
- Подросток. Анатомо-физиологическая перестройка организма и её влияние на процесс развития.
- Социальная ситуация развития и ведущий тип деятельности в подростковом возрасте.
- Особенности познавательных процессов и учебная деятельность в подростковом возрасте.
- Особенности развития личности в подростковом возрасте.
- Основные новообразования подросткового возраста.
- Социальная ситуация развития в юности. Общая социально-психологическая характеристика юности.
- Основные новообразования юности.
- Психологическая характеристика зрелости как вершины жизненного пути личности.
- Кризис зрелости.
- Психологическая характеристика старости.
- Типология старости и.С.Кон, д.Б. Бромлей.
- Проблема долголетия и жизнеспособности. Факторы долголетия.