Эпигенетическая концепция э. Эриксона.
Возникла из практики психоанализа, но является психо-социальной, а не психо-сексуальной. Эриксон считал, что общество определяет развитие ребенка на этапах. Оно ставит перед человеком задачу, которую он должен решить. Он изобрел психо-исторический метод и исследовал развитие и стили воспитания в разных культурах. Групповая идентичность – начинает формироваться с рождения ребенка. Эго-идентичность – целостность личности, равенство самому себе, несмотря на обстоятельства жизни.
Стадии и задачи: 1. Младенченство – обретение доверия миру. 2. Ранний возраст – обретение независимости, борьба против сомнения и стыда. 3. Дошкольный возраст – стадия игры. Развитие инициативы – чувство вины, переживание моральной ответственности. Поощрение активности приводит к развитию инициативы. 4. Младший школьный возраст – формирование трудолюбия, умения против чувства неполноценности. 5. Подростковый возраст – формирование первого круга эго-идентичности. Впервые осознает себя и решает все задачи предшествующих периодов заново и тогда социальное доверие к миру создает новую структуру личности. Альтернативой является диффузия идентичности. 6. Молодость – близость-изоляция. Обретение спутника жизни, преодоление одиночества, обретение душевной теплоты, понимания. 7. Взрослость – генеративность (стремление тиражировать собственную личность в творчестве, в работе) и стогнация (застой). Для взрослого человека нужно быть нужным. 8. Старость – обретение окончательного цельного представления о себе. Альтернатива – отчаяние оттого, что ничего нельзя изменить и презрение к жизни. Обретение высшего круга эго-идентичности сопровождается чувством завершенности жизненного пути, полноценности. В этом случае человек не боится смерти, наделен мудростью.
Анализ: рассмотрел проблему «я и общества», сформулировал ряд понятий, рассмотрел весь период жизни. Критика – у него нет того, что Выготский называл «социальной ситуацией развития». Он рассмотрел природные основы человека, позволяющие ему преодолеть жизненно важные возрастные кризисы.
-
Содержание
- Предмет, задачи возрастной психологии.
- Проблема возраста в психологии. Основные структурные компоненты психологического возраста.
- Методы возрастной психологии.
- Концепция нормативного подхода л.Гезелла, л.Термена.
- Теория «чистой доски» Скиннера, Торндайка.
- Концепция конвергенции двух факторов в.Штерна.
- Психодинамическая концепция развития личности з.Фрейда, а.Фрейд.
- Эпигенетическая концепция э. Эриксона.
- Роль различных видов деятельности в психическом развитии ребенка. Понятие ведущей деятельности. Механизмы смены ведущих деятельностей.
- Кризис новорожденности. Переход от новорожденности к младенчеству. Комплекс оживления.
- Младенчество (ведущий вид деятельности, возникновение и развитие психических процессов, акт хватания, его значение).
- Кризис первого года жизни.
- Ранний возраст (социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, развитие познавательных процессов, самосознание, самостоятельность ребенка).
- Характеристика кризиса трех лет.
- Развитие психических процессов дошкольника.
- Развитие личности дошкольника. Проблема психологической готовности к школьному обучению.
- Кризис семи лет.
- Социальная ситуация развития и ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте.
- Развитие психических процессов младшего школьника.
- Личность младшего школьника: самооценка, усвоение моральных норм и правил поведения.
- Подросток. Анатомо-физиологическая перестройка организма и её влияние на процесс развития.
- Социальная ситуация развития и ведущий тип деятельности в подростковом возрасте.
- Особенности познавательных процессов и учебная деятельность в подростковом возрасте.
- Особенности развития личности в подростковом возрасте.
- Основные новообразования подросткового возраста.
- Социальная ситуация развития в юности. Общая социально-психологическая характеристика юности.
- Основные новообразования юности.
- Психологическая характеристика зрелости как вершины жизненного пути личности.
- Кризис зрелости.
- Психологическая характеристика старости.
- Типология старости и.С.Кон, д.Б. Бромлей.
- Проблема долголетия и жизнеспособности. Факторы долголетия.