logo
ответы ПРиВП

Концепция конвергенции двух факторов в.Штерна.

Спор психологов о том, что же предопределяет процесс детского развития – наследственная одаренность или окружающая среда – привел к теории конвергенции этих двух факторов. Основоположник ее – В.Штерн. Он считал, что психическое развитие – это не простое проявление врожденных свойств и не простое восприятие внешних воздействий. Это – результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни. В.Штерн писал, что ни об одной функции, ни об одном свойстве нельзя спрашивать: происходит ли она извне или изнутри? Закономерен лишь вопрос: что именно происходит в ней извне и что изнутри? Потому что в ее проявлении действуют всегда и то, и другое, только всякий раз в разных соотношениях.

За проблемой соотношения двух факторов, которые влияют на процесс психического развития ребенка, чаще всего скрывается предпочтение фактора наследственной предопределенности развития. Но даже и в том случае, когда исследователи подчеркивают примат среды над наследственным фактором, им не удается преодолеть биологизаторский подход к развитию, если среда обитания и весь процесс развития трактуется как процесс приспособления, адаптации к условиям жизни.

Основные идеи

Первое: психическое развитие это не простое проявление враждебных свойвств и не просто восприятие внешних воздействий. Это сочетание внутренних задатков с внешними условиями жизни.

Фактор психического развития включает в себя:

-наследственность, как свойство живых систем, воспринимающих сою организацию

-среду, как окружающую человек обществ, материальное и духовное условие существовании.

Третье: активность. Деятельна система организма, как условие его существования и поведения. Жизнедеятельность организма – уравновешивание человека со средой.