Психологическая характеристика зрелости как вершины жизненного пути личности.
Зрелость – один из самых длительных периодов жизни человека. Это период подъема уже закончивших свое формирование психологических, индивидуальных, личностных и профессиональных качеств. Хронологические границы зрелости называются неоднозначно. Во многом это зависит непосредственно от человека, от того, насколько успешно протекают его развитие и становление как личности. В период зрелости человек имеет больше возможностей, он может ставить перед собой самые высокие цели и добиваться их. Его знания достаточно велики и разнообразны, он способен реально оценивать ситуацию и себя. Зрелостью можно назвать период индивидуального расцвета. В зрелом возрасте человек уже состоялся в профессиональной деятельности, занял определенную социальную позицию. Работа (карьера), семья – это то, что в большей степени занимает человека в этот период. Э. Эриксон полагает, что в этом возрасте есть одна основная проблема – выбор, перед которым встает сам человек. Он заключается в определении человеком того, что для него является более значимым: карьерный рост или же решение личных проблем и задач (это продуктивность или инертность). Важным в этом возрасте является понимание человеком того, что он не только обладает определенными возможностями и правами, но и должен нести ответственность за свои поступки, решения. Если прежде он отвечал только за себя, то с возрастом на него ложится ответственность за других. Как и любой жизненный этап, период взрослости может сопровождаться кризисом. Это кризис человека 40 лет. В профессиональной деятельности в период зрелого возраста человек, как правило, состоялся. Он уже добился определенного положения в обществе, уважения со стороны коллег и подчиненных, его профессиональные знания расширились и приумножились. Человек сам ощущает себя профессиональной личностью. В своей работе он находит источник получения морального удовольствия, раскрытия своих способностей.В этот период у человека, чаще всего, есть семья. Основными семейными задачами являются обучение и воспитание детей, становление их как личностей. Значимо взаимодействие родителей и детей. Во многом оно определяет семейную ситуацию: спокойную и благоприятную или неспокойную и негативную. В период зрелости человек может не ощущать своего настоящего возраста, а чувствовать себя настолько, насколько позволяет физическое и психическое состояние. Выделяют три вида возраста: хронологический, физический и психологический. Чаще люди ощущают себя моложе, чем есть на самом деле.
-
Содержание
- Предмет, задачи возрастной психологии.
- Проблема возраста в психологии. Основные структурные компоненты психологического возраста.
- Методы возрастной психологии.
- Концепция нормативного подхода л.Гезелла, л.Термена.
- Теория «чистой доски» Скиннера, Торндайка.
- Концепция конвергенции двух факторов в.Штерна.
- Психодинамическая концепция развития личности з.Фрейда, а.Фрейд.
- Эпигенетическая концепция э. Эриксона.
- Роль различных видов деятельности в психическом развитии ребенка. Понятие ведущей деятельности. Механизмы смены ведущих деятельностей.
- Кризис новорожденности. Переход от новорожденности к младенчеству. Комплекс оживления.
- Младенчество (ведущий вид деятельности, возникновение и развитие психических процессов, акт хватания, его значение).
- Кризис первого года жизни.
- Ранний возраст (социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, развитие познавательных процессов, самосознание, самостоятельность ребенка).
- Характеристика кризиса трех лет.
- Развитие психических процессов дошкольника.
- Развитие личности дошкольника. Проблема психологической готовности к школьному обучению.
- Кризис семи лет.
- Социальная ситуация развития и ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте.
- Развитие психических процессов младшего школьника.
- Личность младшего школьника: самооценка, усвоение моральных норм и правил поведения.
- Подросток. Анатомо-физиологическая перестройка организма и её влияние на процесс развития.
- Социальная ситуация развития и ведущий тип деятельности в подростковом возрасте.
- Особенности познавательных процессов и учебная деятельность в подростковом возрасте.
- Особенности развития личности в подростковом возрасте.
- Основные новообразования подросткового возраста.
- Социальная ситуация развития в юности. Общая социально-психологическая характеристика юности.
- Основные новообразования юности.
- Психологическая характеристика зрелости как вершины жизненного пути личности.
- Кризис зрелости.
- Психологическая характеристика старости.
- Типология старости и.С.Кон, д.Б. Бромлей.
- Проблема долголетия и жизнеспособности. Факторы долголетия.