Предмет, задачи возрастной психологии.
Возрастная психология – это одна из областей психологии. Предметами возрастной психологии являются изучение и формирование представлений о психическом развитии детей каждого возрастного этапа и переходе из одного возраста в другой. Составляются психологические характеристики каждого возрастного этапа развития детей.
Предмет возрастной психологии
Область науки, изучающая закономерности психического развития человека и его психологические особенности на различных возрастных ступенях, называется возрастной психологией.
В предмет современной возрастной психологии кроме детства включены и периоды взрослости. Это стало возможным благодаря пониманию человека как существа бесконечно развивающегося, а следовательно, на протяжении всей жизни приобретающего новообразования. Возрастная психология также изучает условия, при которых возможно обучение взрослого человека, исследует, что движет развитием человека, какие кризисы развития присущи периоду взрослости.
Под возрастными особенностями развития понимают типические особенности возраста, определяющие основное направление развития в онтогенезе.
Зарождение системных исследований в возрастной психологии было положено наблюдением и изучением таких аспектов развития, как личностное, когнитивное, нравственное, духовное, социальное развитие.
Характеризуя условия, источники, движущие силы и механизмы развития в целом и отдельных его аспектов в частности, возрастная психология показывает и возможные направления развития.
Задачи возрастной психологии
Главной задачей возрастной психологии является исследование и описание психической реальности человека в определённые возрастные периоды его жизни.
Решение этой задачи сопряжено с проблемой построения периодизации возрастных изменений в жизненном цикле человека. Возрастная периодизация представляет собой схему разделения жизненного пути человека на отдельные периоды, каждый из которых имеет свою психологическую характеристику.
Многообразие имеющихся в современной возрастной психологии периодизаций психического развития объясняется многообразием исследовательских подходов к изучению развития человека и зависит от того, исследуется ли весь комплекс личностного развития человека или какой-либо отдельный его аспект (когнитивный, нравственный, духовный и т.п.).
Одной из ведущих задач возрастной психологии является задача соотнесения данных, полученных опытным путем (преимущественно наблюдением) с имеющимися теориями психического развития.
В решении этой задачи следует руководствоваться убеждением Жана Пиаже в том, что «лишь по степени возможности практического применения узнаётся теоретическая плодотворность науки». Жан Пиаже полагал для всех, чья деятельность требует точного знания ребёнка, что детальный анализ фактов важнее теории. Вместе с тем, сугубо утилитарный подход сдерживает формирование теоретической основы любой науки. В своей книге "Беседы с учителями о психологии" В.Джеймс пишет о том, что психология не должна объяснять учителям, как учить детей, это предмет другой науки. Возрастная психология призвана помочь педагогу понять внутреннюю жизнь ребёнка и особенности его развития.
Важной задачей возрастной психологии является также выявление нормы и отклонения в психическом развитии человека определённого возраста. Норма психического развития определяется в отечественной психологии развития не как характеристика среднестатистического уровня развития в какой-либо возрастной группе, но как указание на высшие возможности достижения для этого возраста. Отклонения в возрастном развитии рассматриваются в возрастной психологии в связи с условиями развития (например, экстремальные ситуации, условия депривации) или в связи с индивидуальными особенностями (например, одарённость).
- Предмет, задачи возрастной психологии.
- Проблема возраста в психологии. Основные структурные компоненты психологического возраста.
- Методы возрастной психологии.
- Концепция нормативного подхода л.Гезелла, л.Термена.
- Теория «чистой доски» Скиннера, Торндайка.
- Концепция конвергенции двух факторов в.Штерна.
- Психодинамическая концепция развития личности з.Фрейда, а.Фрейд.
- Эпигенетическая концепция э. Эриксона.
- Роль различных видов деятельности в психическом развитии ребенка. Понятие ведущей деятельности. Механизмы смены ведущих деятельностей.
- Кризис новорожденности. Переход от новорожденности к младенчеству. Комплекс оживления.
- Младенчество (ведущий вид деятельности, возникновение и развитие психических процессов, акт хватания, его значение).
- Кризис первого года жизни.
- Ранний возраст (социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, развитие познавательных процессов, самосознание, самостоятельность ребенка).
- Характеристика кризиса трех лет.
- Развитие психических процессов дошкольника.
- Развитие личности дошкольника. Проблема психологической готовности к школьному обучению.
- Кризис семи лет.
- Социальная ситуация развития и ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте.
- Развитие психических процессов младшего школьника.
- Личность младшего школьника: самооценка, усвоение моральных норм и правил поведения.
- Подросток. Анатомо-физиологическая перестройка организма и её влияние на процесс развития.
- Социальная ситуация развития и ведущий тип деятельности в подростковом возрасте.
- Особенности познавательных процессов и учебная деятельность в подростковом возрасте.
- Особенности развития личности в подростковом возрасте.
- Основные новообразования подросткового возраста.
- Социальная ситуация развития в юности. Общая социально-психологическая характеристика юности.
- Основные новообразования юности.
- Психологическая характеристика зрелости как вершины жизненного пути личности.
- Кризис зрелости.
- Психологическая характеристика старости.
- Типология старости и.С.Кон, д.Б. Бромлей.
- Проблема долголетия и жизнеспособности. Факторы долголетия.