logo search
otvety_k_GOSu

Психологическая характеристика восприятия. Свойства

восприятия.

восприятие – это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.

виды восприятия.

В соответствии с тем, какой анализатор играет в данном воспри­ятии ведущую роль, различают: зрительные, слуховые, осязатель­ные, обонятельные, вкусовые восприятия.

В зависимости от цели восприятие бывает преднамеренное и непреднамеренное. В основе преднамеренного восприятия лежит сознательно поставленная цель (слушание доклада). Непреднамеренное восприятие – это такое восприятие, при котором окружающие предметы воспринимаются без специально поставленной задачи (идя по улице мы слышим шум машин, видим людей).

Свойство восприятия:

1. Целостность — свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект или пространственная предметная ситуа­ция воспринимаются как устойчивое системное целое. (образ воспри­нимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора эле­ментов). т.е. по незаконченному рисунку можно узнать, что на нем изображено.

2.Константность это относительное постоянство восприятия образа. Наше восприятие в определенных пределах сохраняет за параметрами их размеры, форму и цвет независимо от условий восприятия (расстояния до воспринимаемого предмета, условий освещенности, угла восприятия).

При восприятии прямоугольного предмета (например, листа бумаги) с разных точек зрения на сетчатке могут отображаться и квадрат, и ромб, и даже прямая линия. Однако во всех случаях мы сохраняем за этим предметом присущую ему форму. Белый лист бумаги вне зависимости от его освещенности будет воспринимать­ся как белый лист.

3.Предметность восприятия означает адекватность, соответствие образов восприятия реальным предметам действительности. Психические образы предметов человек осознает не как образы, а как реальные предметы, вынося образы вовне, объективируя их. Так, например, представляя лес, мы отдаем себе отчет в том, что наше представление — это образ, возникший в сознании, а не реаль­ный лес, ибо мы в данный момент находимся в комнате, а не в лесу.

4.Структурность восприятия — свойство восприятия челове­ка объединять воздействующие стимулы в целостные и сравни­тельно простые структуры. Восприятие не является простой сум­мой ощущений. Например, при прослушивании музыки воспринимаются не отдельные звуки, а мелодия.

5.Осмысленность восприятия определяется пониманием связи сущности предметов и явлений через процесс мышления. Всякое воспринимаемое явление мы осмыс­ливаем с точки зрения уже имеющихся знаний, накопленного опы­та. Глядя на сосну и называя это дерево сосной, мы тем самым отме­чаем признаки не только именно этой сосны (высокая, стройная, стоит у дороги и пр.), но и сосны вообще, даже как дерева. Осмысленность восприятия проявляется в узнавании.­

6. Избирательность — преимущественное выделение одних объ­ектов перед другими в процессе восприятия. Чаще всего избира­тельность восприятия проявляется в преимущественном выделе­нии объекта из фона.

Объект выделяется из фона по его контуру. Чем резче, конт­растнее контур предмета, тем легче его выделение.

Иллюзия это искаженное восприятие реально существующей действительности.