53.Воображение и творчество. Воображение в научном, художественном, техническом творчестве.
Воображение играет существенную роль в каждом творческом процессе. Его значение особенно велико в художественном творчестве. Всякое художественное произведение, достойное этого имени, имеет идейное содержание, но в отличие от научного трактата оно выражает его в конкретно - образной форме. В корне ошибочным является то представление, что чем причудливее и диковиннее произведение, тем о большей силе воображения оно свидетельствует.
Развитие воображения совершалось по мере того, как создавались все более совершенные продукты воображения. В процессе создания поэзии, изобразительного искусства, музыки, и их развития формировались и развивались все новые, более высокие совершенные формы изображения.
Создание великих произведений искусства, учивших людей по - новому видеть мир, открывало новое поле для деятельности воображения. Наконец воображение формируется в практической деятельности - особенно в революционные эпохи, когда практическая деятельность людей ломает установившееся нормы и рутинные представления, революционизируя мир.
Преобразование действительности в воображении не является чисто произвольным ее изменением, оно имеет свои закономерные пути, которые находят выражение в типичных способах или приемах преобразования. Одним из таких приемов является комбинирование, сочетание данных в опыте элементов в новых, более или менее необычных комбинациях. Это очень распространенный способ преобразования действительности. Он находит применение в науке, в техническом изобретательстве; им пользуются в искусстве, в художественном творчестве.
Существенную роль в определении направления, по которому идет развития воображения, играет направленность личности - интересы, создающие связанные с ними специальные очаги эмоциональной восприимчивости. В связи с общим направлением деятельности человека и воображение его может быть наиболее деятельным - у одних в области практической деятельности конструктивного, технического изобретательства, у другого - в области художественного, у третьего - в области научного творчества. В каждом человеке заключен какой - то «кусочек фантазии», но у каждого фантазия и воображение проявляются по - своему.
- Большое спасибо Вале, Вере, Денису, Насте и Соне за помощь в подготовке билетов!!!
- 1. Предмет и задачи общей психологии
- 2. Житейская психология
- 3. Психика…
- 4.Отрасли психологии как научной дисциплины
- 5. Предмет педагогической психологии
- 6. Методы психологии
- 2 Эмпирические методы
- 7. Представления о душе в античность и средневековье
- 8. Психология 17-18
- 9. Ассоцианизм.
- 10 Бихевиоризм
- 11. Гештальтпсихология.
- 12. Психоанализ
- 13. Когнитивная психология
- 14. Учение Сеченова о торможении
- 15. Учение о рефлексах и второй сигнальной системе Павлова Иван Петрович
- 16. Психологическая структура сознания.
- 17. Деятельность и ее роль в развитии психики
- 18. Потребности и мотивы
- 19.Субъект деятельности и субъект познания
- 20. Бессознательное
- 21. Строение и функции нервной системы, централизация и энфализация
- 22. Отделы нс
- 23. Нейрон – строение, типы, функции, синапс.
- 24. Рецепторы и их виды
- 25. Спинной мозг – х-ка строение ф-ии
- 26. Головной мозг – х-ка строение ф-ии
- 27. Виды чувствительности
- 28. Функц и структурное строение коры полушарий головного мозга
- 29. Функциональная асимметрия полушарий мозга
- 30. Эксперимент. Исследования высшей нервной деят-и животных
- 31. Условные рефлексы, память, научение у животных
- 32. Определение ощущений и восприятия. Свойства виды динамика(сенсорная адаптация) и взаимодействие ощущений (синестезия)
- 33. Психофиз закон и примеры психофиз зависимостей
- 34. Теория обнаружения сигнала
- 35. Восприятие. Ф-ии и св-ва. Базовые и высшие процессы восприятия.
- 36. Восприятие глубины рельефа , осн механизмы восприятия
- 37. Осн теории восприятия – гештальттеория, экологич подход, теория бессознат умозаключений, структурная теория
- 38. Специфика мышления как псих процесса
- 39. Виды мышления
- 40. Мышление и речь. Внутренняя речь. Роль речи в развитии высших псих.Функции
- 41. Развитие мышления в онтогенезе. Сенсомоторный интеллект. Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Развитие понятийного мышления.
- 42. Врожденное и приобретенное в психическом развитии человека
- 43. Теория культурного опосредования в развитии высших психических функций.
- 44, Философские и психологические проблемы «искусственного интеллекта»
- 45. Общая характеристика памяти. Основные категории мнемических процессов и их характеристика.
- 46. Виды амнезий. Корсаковский синдром. Закон т. Рибо.
- 47. Структура памяти.
- 48. Семантические сети и работа памяти
- 49. Внимание как универсальный психический процесс: связи с другими процессами
- 50. Внимание и невнимание
- 1 Обнаружение сигнала 2 бдительность 3 поиск 4 избирательное внимание 5 распределенное внимание
- 51. Виды внимания
- 52. Общая характеристика воображения. Виды воображения.
- 53.Воображение и творчество. Воображение в научном, художественном, техническом творчестве.
- 54. Виды эмоц процессов
- 55Физиологические аспекты эмоциональных процессов. Органические функции эмоций.
- 56 Воля и произвольная регуляция поведения.
- 57 Темперамент.Определение темперамента. Виды темперамента.
- 58 Различные подходы к личности. Биогенетический подход, социогенетический, персоногенетический, культурно-исторический и деятельностный подход.
- 59. Теории личности в отечественной психологии (л.С. Выготский.А.Н.Леонтьев. Б.С.Братусь)
- 60. Развитие личности
- 61. Общение и его механизмы
- 62. Фигуры и формы межличностного общения. Ошибки восприятия в общении
- 63. Социальная группа: её структура и развитие. Виды социальных групп.
- 64. Влияние социальной группы на личность.