logo search
ответы ПРиВП

Эпигенетическая концепция э. Эриксона.

Возникла из практики психоанализа, но является психо-социальной, а не психо-сексуальной. Эриксон считал, что общество определяет развитие ребенка на этапах. Оно ставит перед человеком задачу, которую он должен решить. Он изобрел психо-исторический метод и исследовал развитие и стили воспитания в разных культурах. Групповая идентичность – начинает формироваться с рождения ребенка. Эго-идентичность – целостность личности, равенство самому себе, несмотря на обстоятельства жизни.

Стадии и задачи: 1. Младенченство – обретение доверия миру. 2. Ранний возраст – обретение независимости, борьба против сомнения и стыда. 3. Дошкольный возраст – стадия игры. Развитие инициативы – чувство вины, переживание моральной ответственности. Поощрение активности приводит к развитию инициативы. 4. Младший школьный возраст – формирование трудолюбия, умения против чувства неполноценности. 5. Подростковый возраст – формирование первого круга эго-идентичности. Впервые осознает себя и решает все задачи предшествующих периодов заново и тогда социальное доверие к миру создает новую структуру личности. Альтернативой является диффузия идентичности. 6. Молодость – близость-изоляция. Обретение спутника жизни, преодоление одиночества, обретение душевной теплоты, понимания. 7. Взрослость – генеративность (стремление тиражировать собственную личность в творчестве, в работе) и стогнация (застой). Для взрослого человека нужно быть нужным. 8. Старость – обретение окончательного цельного представления о себе. Альтернатива – отчаяние оттого, что ничего нельзя изменить и презрение к жизни. Обретение высшего круга эго-идентичности сопровождается чувством завершенности жизненного пути, полноценности. В этом случае человек не боится смерти, наделен мудростью.

Анализ: рассмотрел проблему «я и общества», сформулировал ряд понятий, рассмотрел весь период жизни. Критика – у него нет того, что Выготский называл «социальной ситуацией развития». Он рассмотрел природные основы человека, позволяющие ему преодолеть жизненно важные возрастные кризисы.