4.2.3. Предсказательная мощность теоретического знания и теории ad hoc
Теоретическое знание в психологии оценивается по критерию предсказательной мощности (Дружинин, 2002). Наиболее мощными являются теории, законы и гипотезы всеобщего характера. Гипотезы и теории ad hoc нередко оцениваются в науке как «второсортные», маломощные. Между тем в психологии они нередко содержат теоретические принципы и обобщения, которые применимы не только к данному конкретному случаю, но и к более широкому классу объектов. Примером может служить предложенное Л. И. Божович (1951) понятие внутренней позиции школьника. В теории личности, которую Л. И. Божович создавала на основе культурно-исторической теории Л. С. Выготского, понятие внутренней позиции занимает место центрального свойства личности. Другое понятие, введенное Л. И. Божович, — направленность личности — в принципе выводимо из понятия внутренней позиции. Однако сложилось так, что данное понятие Л. И. Божович формулировала и уточняла вплоть до конца жизни, но проделанная ею работа осталась незавершенной.
Изучение работ Л. И. Божович, а также исследований, посвященных анализу данного понятия (например, Нежнова, 1991), позволяют внести ясность, что же включает в себя данное понятие. Опираясь на поздние работы Л. И. Божович, в которых данное понятие раскрыто наиболее полно и непротиворечиво
Т. Д. Нежнова делает вывод о том, что внутренняя позиция — именно то внутреннее условие, благодаря которому, по С. Л. Рубинштейну, преломляются внешние воздействия на ребенка 6—7 лет и он становится менее ситуативным, т. е. его мотивационные образования становятся более соподчиненными. Именно устойчивость мотивации как основной показатель сформированное внутренней позиции была взята Т. А. Нежновой за основу при конструировании методики, направленной на диагностику внутренней позиции.
Анализ работ самой Л. И. Божович и других авторов, изучавших свойства внутренней позиции, позволяет выделить основные аспекты этого личностного образования: 1) рефлексивный: осознание своей позиции в данной социальной ситуации (для 6—7-летних детей — «Я — школьник» и т. д.); 2) эмоциональный: наличие внутренней позиции, подразумевающей отношение к некоторой реальности или явлению; 3) мотивационный: наличие внутренней позиции, задающей направление деятельности человека. Направленность личности, по Л. И. Божович, является ее обобщенной характеристикой. Как единичное проявление личности, в которой обнаруживается направленность как интегральное свойство, может быть предложена внутренняя позиция, а поступок, который, по мнению Л. И. Божович, может быть единицей анализа личности, — это внешнее выражение внутренней позиции.
Понимаемая таким образом внутренняя позиция не замкнута в рамках 6—7-летнего возраста. Очевидно, речь идет об универсальной характеристике, имеющей различное содержание и различные формы проявления, в зависимости от возраста. Приведенный нами пример показывает, что в психологии теоретическое положение, сформулированное ad hoc, может стать основой для более общей теории и более широкой исследовательской программы.
Рассказав об особенностях теоретического знания и видах научных теорий в психологии, мы можем обсудить несколько дискуссионных вопросов, касающихся развития психологической теории. Один из них — вопрос о том, возможно ли появление единой общепсихологической парадигмальной теории в ближайшее время и возможно ли вообще создание такой теории. На этот вопрос приходится ответить отрицательно, но с некоторыми существенными оговорками. Об этом нет оснований говорить в связи с невысоким уровнем развития навыков методологической рефлексии и, что гораздо хуже, неумением ученых слушать другого. Уровень разработанности понятийного аппарата психологии многие авторы оценивают как низкий, но не он является единственным препятствием на пути создания общепсихологической парадигмальной теории. Средством для преодоления такого положения дел является методологическая рефлексия психологами тех теоретических схем и понятийных систем, которыми они пользуются.
Другой вопрос, тесно связанный с первым: возможна ли единая общепсихологическая аксиоматика? На этот вопрос также следует ответить отрицательно. Например, А. П. Стеценко (1990) убедительно показала это исходя из специфики психологии как науки. В принципе, как отмечает А. П. Стеценко, такая проблема разрешима, но через построение аксиоматики тех реальных задач, которые должна решать психология. Такая задача представляется более разрешимой, чем создание единой парадигмальной теории. Между тем и построение аксиоматики таких задач неизбежно сталкивается с необходимостью соотнесения учеными их исходных теоретико-методологических основ познания, которые на этот раз обусловливают видение ими задач психологии.
Другими словами, ученому необходимы навыки методологического анализа собственных исходных основ познания. Таким образом, развитие навыков методологической рефлексии становится для психологов важным условием роста научной теории.
- Введение в методологические основы психологии
- Глава 1
- 1.1. Определение методологии науки
- 1.2. Структура методологического знания
- 1.3. Базовые понятия методологии науки
- Глава 2 Развитие методологии науки
- 2.1. Методология в философии Античности и Средних веков
- 2.2. Методология науки в философии Нового времени
- 2.3. Возникновение методологических подходов в XVIII—XIX вв. Позитивизм
- Позитивизм.
- 2.4. Возникновение и развитие неопозитивизма
- 2.5. Постпозитивизм — новый этап в развитии методологии науки
- 2.6. Проблемы методологии в отечественной науке
- 2.7. Рефлексивность современного научного познания
- Вопросы и задания
- Глава 3 Уровни методологического знания
- Философско-мировоззренческий уровень в структуре методологического знания
- Уровень общенаучной методологии
- 3.3. Уровень конкретно-научной методологии
- 3.4. Уровень процедуры и техники исследования
- Соотношение естественно - научного и герменевтического подходов в психологическом исследовании.
- 3.6. Выдающиеся психологи XX в. Как методологи науки
- Глава 4 Теория и исследование в психологии
- 4.1. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука
- 4.1.1. Классическая наука
- Неклассическая наука
- Постнеклассическая наука
- 4.2. Виды теоретического знания
- 4.2.1. Структура теоретического знания
- 4.2.2. Виды психологических теорий
- 4.2.3. Предсказательная мощность теоретического знания и теории ad hoc
- 4.3. Эмпирические и теоретические обобщения в психологии
- 4.4. Объяснение и редукция в психологии
- 4.5. Исследование в психологии
- В заимодействие (субъект — субъект)
- Глава 5
- 5.1. Проблема объективного метода в психологии
- 5.2. Психофизическая и психофизиологическая проблема в психологии
- Проблема единиц анализа психики
- 5.4. Проблема биологического и социального
- Глава 6 Категории психологии
- Категория деятельности
- Категория общения
- 6.3. Личность как системообразующая категория в психологии
- 6.3.1. Методологические принципы определения личности
- 6.3.2. Проблема единиц анализа личности
- 6.3.3. Основные варианты теорий личности
- Глава 7 Методологические принципы Психологии
- Принцип детерминизма в психологии
- 7.2. Принцип развития
- 7.3. Принцип системности