logo
266479_B2FC5_lubovskiy_d_v_vvedenie_v_metodolog

4.2.1. Структура теоретического знания

В методологии науки теория рассматривается как высшая форма научного знания. Каждая теория включа­ет в себя следующие основные компоненты (В. Н. Дру­жинин, 2002)

  1. исходную эмпирическую основу (факты, эмпири­ческие закономерности);

  2. базис — множество первичных условных допущений (аксиом, постулатов, гипотез), которые опи­сывают идеализированный объект теории;

  3. логику теории — множество правил логического вывода, которые допустимы в рамках теории

  4. множество выведенных в теории утверждений, которые составляют основное теоретическое знание.

Структурные компоненты теории имеют различное происхождение (Дружинин, 2002) — эмпириче­ские основания получены при обработке результатов экспериментов и наблюдения, базисные постулаты являются результатом обобщений, не основаны на эмпирике, правила логического вывода являются производными метатеории. Для психологии метатеорией становится философская или общенаучная ме­тодология. Теоретическое знание производно от исходной эмпирической основы и логики теории. Структура теоретического знания образована фундаментальной теоретической схемой, которая конкретизируется применительно к частным областям знания в виде частных теоретических схем. По словам В. С. Степина, «...в основании сложившейся теории всегда можно обнаружить взаимосогласованную сеть абстрактных объектов, определяющую специфику данной теории. Эту сеть объектов мы будем называть фундаментальной теоретической схемой. Исходные признаки ее абстрактных объектов и их главные отношения всегда характеризуют наиболее существенные черты исследуемой в теории предметной области. Фундаментальная теоретическая схема может рассматриваться в качестве весьма абстрактной модели изучаемых в теории взаимодействий. Она выявляет структурные особенности таких взаимодействий, фиксируя в познании их глубинные существенные характеристики» (Степин, 2000. С. 73). Сказанное относится, прежде всего, к естественным наукам, но В. С. Степин усматривает ту, же самую за­кономерность и в социальных науках, и в наиболее «мягких», по его выражению, формах гуманитарного знания — литературоведении, музыковедении, ис­кусствознании. Как и в естественных науках, в этих отраслях знания просматривается та же закономер­ность — ученый конструирует теоретическую схему, с помощью которой анализирует изучаемое произве­дение. Например, исследования В. М. Розина пока­зали, что М. М. Бахтин сначала создает понятие по­лифонического романа как идеальный объект, кон­струирует фундаментальную теоретическую схему, элементами которой являются «голос автора» и «го­лоса героев», а затем с ее помощью анализирует про­изведения Ф. М. Достоевского.

Эта закономерность отчетливо видна и в психоло­гических теориях. Во всей истории психологии как самостоятельной науки, начиная с Вундта, можно найти в основе психологических теорий фундамен­тальные схемы, элементы которых являются идеаль­ными объектами, результатами научной абстракции. Хорошо известная трехуровневая структура деятель­ности, по А. Н. Леонтьеву, является фундаменталь­ной схемой в созданной им теории деятельности. В некоторых случаях авторы специально подчеркива­ют, что объекты в их теориях носят идеализирован­ный характер, являясь (добавим от себя) элементами теоретической схемы. Например, К. Роджерс (1994) говорит о безусловно позитивном отношении как принципе клиент-центрированной психотерапии, что это теоретическая абстракция наподобие идеаль­ного газа в физике. Частной по отношению к этой фундаментальной схеме является реализация этого принципа в практике групп встреч (Роджерс, 1993).