4.2.1. Структура теоретического знания
В методологии науки теория рассматривается как высшая форма научного знания. Каждая теория включает в себя следующие основные компоненты (В. Н. Дружинин, 2002)
исходную эмпирическую основу (факты, эмпирические закономерности);
базис — множество первичных условных допущений (аксиом, постулатов, гипотез), которые описывают идеализированный объект теории;
логику теории — множество правил логического вывода, которые допустимы в рамках теории
множество выведенных в теории утверждений, которые составляют основное теоретическое знание.
Структурные компоненты теории имеют различное происхождение (Дружинин, 2002) — эмпирические основания получены при обработке результатов экспериментов и наблюдения, базисные постулаты являются результатом обобщений, не основаны на эмпирике, правила логического вывода являются производными метатеории. Для психологии метатеорией становится философская или общенаучная методология. Теоретическое знание производно от исходной эмпирической основы и логики теории. Структура теоретического знания образована фундаментальной теоретической схемой, которая конкретизируется применительно к частным областям знания в виде частных теоретических схем. По словам В. С. Степина, «...в основании сложившейся теории всегда можно обнаружить взаимосогласованную сеть абстрактных объектов, определяющую специфику данной теории. Эту сеть объектов мы будем называть фундаментальной теоретической схемой. Исходные признаки ее абстрактных объектов и их главные отношения всегда характеризуют наиболее существенные черты исследуемой в теории предметной области. Фундаментальная теоретическая схема может рассматриваться в качестве весьма абстрактной модели изучаемых в теории взаимодействий. Она выявляет структурные особенности таких взаимодействий, фиксируя в познании их глубинные существенные характеристики» (Степин, 2000. С. 73). Сказанное относится, прежде всего, к естественным наукам, но В. С. Степин усматривает ту, же самую закономерность и в социальных науках, и в наиболее «мягких», по его выражению, формах гуманитарного знания — литературоведении, музыковедении, искусствознании. Как и в естественных науках, в этих отраслях знания просматривается та же закономерность — ученый конструирует теоретическую схему, с помощью которой анализирует изучаемое произведение. Например, исследования В. М. Розина показали, что М. М. Бахтин сначала создает понятие полифонического романа как идеальный объект, конструирует фундаментальную теоретическую схему, элементами которой являются «голос автора» и «голоса героев», а затем с ее помощью анализирует произведения Ф. М. Достоевского.
Эта закономерность отчетливо видна и в психологических теориях. Во всей истории психологии как самостоятельной науки, начиная с Вундта, можно найти в основе психологических теорий фундаментальные схемы, элементы которых являются идеальными объектами, результатами научной абстракции. Хорошо известная трехуровневая структура деятельности, по А. Н. Леонтьеву, является фундаментальной схемой в созданной им теории деятельности. В некоторых случаях авторы специально подчеркивают, что объекты в их теориях носят идеализированный характер, являясь (добавим от себя) элементами теоретической схемы. Например, К. Роджерс (1994) говорит о безусловно позитивном отношении как принципе клиент-центрированной психотерапии, что это теоретическая абстракция наподобие идеального газа в физике. Частной по отношению к этой фундаментальной схеме является реализация этого принципа в практике групп встреч (Роджерс, 1993).
- Введение в методологические основы психологии
- Глава 1
- 1.1. Определение методологии науки
- 1.2. Структура методологического знания
- 1.3. Базовые понятия методологии науки
- Глава 2 Развитие методологии науки
- 2.1. Методология в философии Античности и Средних веков
- 2.2. Методология науки в философии Нового времени
- 2.3. Возникновение методологических подходов в XVIII—XIX вв. Позитивизм
- Позитивизм.
- 2.4. Возникновение и развитие неопозитивизма
- 2.5. Постпозитивизм — новый этап в развитии методологии науки
- 2.6. Проблемы методологии в отечественной науке
- 2.7. Рефлексивность современного научного познания
- Вопросы и задания
- Глава 3 Уровни методологического знания
- Философско-мировоззренческий уровень в структуре методологического знания
- Уровень общенаучной методологии
- 3.3. Уровень конкретно-научной методологии
- 3.4. Уровень процедуры и техники исследования
- Соотношение естественно - научного и герменевтического подходов в психологическом исследовании.
- 3.6. Выдающиеся психологи XX в. Как методологи науки
- Глава 4 Теория и исследование в психологии
- 4.1. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука
- 4.1.1. Классическая наука
- Неклассическая наука
- Постнеклассическая наука
- 4.2. Виды теоретического знания
- 4.2.1. Структура теоретического знания
- 4.2.2. Виды психологических теорий
- 4.2.3. Предсказательная мощность теоретического знания и теории ad hoc
- 4.3. Эмпирические и теоретические обобщения в психологии
- 4.4. Объяснение и редукция в психологии
- 4.5. Исследование в психологии
- В заимодействие (субъект — субъект)
- Глава 5
- 5.1. Проблема объективного метода в психологии
- 5.2. Психофизическая и психофизиологическая проблема в психологии
- Проблема единиц анализа психики
- 5.4. Проблема биологического и социального
- Глава 6 Категории психологии
- Категория деятельности
- Категория общения
- 6.3. Личность как системообразующая категория в психологии
- 6.3.1. Методологические принципы определения личности
- 6.3.2. Проблема единиц анализа личности
- 6.3.3. Основные варианты теорий личности
- Глава 7 Методологические принципы Психологии
- Принцип детерминизма в психологии
- 7.2. Принцип развития
- 7.3. Принцип системности