Глава 2 Развитие методологии науки
Методологические идеи в философии Античности и Средних веков. Методологическая мысль Нового времени. Разработка проблем методологи познания в немецкой классической философии. Зарождение позитивизма (О. Конт). Поздний позитивизм (Э. Мах, Р. Авенариус). Проблема ценности научного познания, сциентизм и антисциентизм. Возникновение неопозитивизма — Б. Рассели Л. Витгенштейн, Венский кружок. Проблемы логических основ науки и критериев научности. Методологические проблемы науки в трудах К. Поппера. Методологические исследования в постпозитивизме (Т. Кун, И. Лакатос, М. Полани, С. Тулмин, П. Фейерабенд). Проблема рациональных моделей развития науки. Методологические исследования в отечественной философии (Б. М. Кедров, П. В. Копнин, В. С. Степин, М. К. Мамардашвили, Г. П. Щедровицкий). Расширение рефлексии над наукой как тенденция развития методологии в современности. Три этапа развития методологии науки как вида научной рефлексии — онтологизм, гносеологизм, методологизм.
- Введение в методологические основы психологии
- Глава 1
- 1.1. Определение методологии науки
- 1.2. Структура методологического знания
- 1.3. Базовые понятия методологии науки
- Глава 2 Развитие методологии науки
- 2.1. Методология в философии Античности и Средних веков
- 2.2. Методология науки в философии Нового времени
- 2.3. Возникновение методологических подходов в XVIII—XIX вв. Позитивизм
- Позитивизм.
- 2.4. Возникновение и развитие неопозитивизма
- 2.5. Постпозитивизм — новый этап в развитии методологии науки
- 2.6. Проблемы методологии в отечественной науке
- 2.7. Рефлексивность современного научного познания
- Вопросы и задания
- Глава 3 Уровни методологического знания
- Философско-мировоззренческий уровень в структуре методологического знания
- Уровень общенаучной методологии
- 3.3. Уровень конкретно-научной методологии
- 3.4. Уровень процедуры и техники исследования
- Соотношение естественно - научного и герменевтического подходов в психологическом исследовании.
- 3.6. Выдающиеся психологи XX в. Как методологи науки
- Глава 4 Теория и исследование в психологии
- 4.1. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука
- 4.1.1. Классическая наука
- Неклассическая наука
- Постнеклассическая наука
- 4.2. Виды теоретического знания
- 4.2.1. Структура теоретического знания
- 4.2.2. Виды психологических теорий
- 4.2.3. Предсказательная мощность теоретического знания и теории ad hoc
- 4.3. Эмпирические и теоретические обобщения в психологии
- 4.4. Объяснение и редукция в психологии
- 4.5. Исследование в психологии
- В заимодействие (субъект — субъект)
- Глава 5
- 5.1. Проблема объективного метода в психологии
- 5.2. Психофизическая и психофизиологическая проблема в психологии
- Проблема единиц анализа психики
- 5.4. Проблема биологического и социального
- Глава 6 Категории психологии
- Категория деятельности
- Категория общения
- 6.3. Личность как системообразующая категория в психологии
- 6.3.1. Методологические принципы определения личности
- 6.3.2. Проблема единиц анализа личности
- 6.3.3. Основные варианты теорий личности
- Глава 7 Методологические принципы Психологии
- Принцип детерминизма в психологии
- 7.2. Принцип развития
- 7.3. Принцип системности