В заимодействие (субъект — субъект)
Эксперимент Беседа
Измерение ---------------------------------------------------------►Понимание
Наблюдение Анализ продуктов
деятельности
(«архивный метод»)
Один субъект
Рис. 4.1. Основные методы психологического исследования
На этапе планирования исследования психолог принимает решение о том, какой подход будет реализован в данном исследовании — номотетический или идиографический. Номотетическим называют подход, в котором исследователь ориентируется на поиск общих законов, описывающих существование и развитие объектов. Идиографическим называют подход, ориентирующий исследователя на описание уникальных, единичных объектов, явлений и событий. Впервые эти два подхода были противопоставлены применительно к изучению истории немецким философом В. Виндельбандом. Применительно к психологии эти понятия были впервые использованы Г. Оллпортом. Примером номотетического подхода в психологии может быть любое исследование, направленное на поиск законов и закономерностей, которым подчинены психологические явления (например, исследование Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым и А. Р. Лурией опосредования в структуре высших психических функций для изучения хода их развития — «параллелограмм развития»). Примером идиографического исследования могут быть работы 3. Фрейда, посвященные психоанализу исторических личностей, или исследования А. Р. Лурии, о которых он рассказал в книгах «Потерянный и возвращенный мир» (М., 1971) и «Маленькая книжка о большой памяти» (М., 1968). Достаточно часто идиографический подход применяется в практической психологии, например в психотерапии при анализе отдельных случаев, на основе которых выводятся общие закономерности лечения тех или иных страданий (например, «Три взгляда на случай Эллен Вест» — Л. Бинсвангер, К. Роджерс, Р. Мэй).
Как отмечал Дж. Келли, и номотетический и идиографический подходы чреваты определенными методологическими ошибками. Номотетический подход опасен абсолютизацией статистических норм и общих закономерностей. Идиографический подход, напротив, несет в себе опасность распространения выводов, полученных на материале одного случая, на
более многочисленную популяцию. Сам Дж. Келли, а вслед за ним и другие специалисты в области психосемантики рассматривали психосемантические методы как средство, которое позволяет преодолеть крайности и номотетического и идиографического подходов.
Планы эмпирических исследований В. Н. Дружинин делит на доэкспериментальные, квазиэкспериментальные, планы ex-post-facto, планы корреляционных исследований и собственно экспериментальные планы. Эти планы подробно описаны в литературе, и мы ограничимся только тем, что дадим их краткие определения.
Доэкспериментальными называют планы исследований, проводимых по схемам, не учитывающим требований к плану классического экспериментального исследования (Дружинин, 2002): а) исследование единичного случая, когда однократно тестируется одна группа, подвергнутая воздействию; б) план с предварительным и итоговым тестированием одной группы по схеме О, — X — 02, где Оп — обследование, X — экспериментальное взаимодействие (недостаток — отсутствует контрольная выборка); в) план для двух неэквивалентных групп с тестированием после воздействия:
X О1
02
Квазиэкспериментальными называют планы с сознательным отступлением от схемы классического эксперимента в тех случаях, когда полная реализация требований к эксперименту невозможна по каким-либо причинам. Существуют:
а) планы экспериментов для неэквивалентных групп:
О1 – Х - О2
О3 04
б) план дискретных временных серий — с помощью серии последовательных замеров определяется исходный уровень зависимой переменной, затем исследователь воздействует на группу испытуемых, после чего проводит серию аналогичных замеров:
О1, О2 О3 X 04 05 06
Не вдаваясь в подробности, отметим, что эти планы превращаются в экспериментальные при помощи рандомизации, т. е. процедуры составления групп по случайному признаку.
Еще один план психологического исследования план ex-post-facto применяется в том случае, если изучаются психологические особенности, возникшие у людей в результате некоторого жизненного события. Он включает уравнивание двух групп (например, при помощи рандомизации (R)) и тестирование с последующим сравнением результатов:
(R) X О1, (Л) 02
Такая схема исследования применяется, например, при изучении посттравматического стресса.
Корреляционным называют исследование, в котором проверяется предположение о связи между несколькими переменными. По схеме корреляционные исследования чаще всего являются квазиэкспериментальными планами, но без воздействия независимой переменной на зависимую (Дружинин, 2002). Корреляционное исследование — один из самых распространенных планов исследования в современной психологии.
Проведение исследований по намеченному плану — следующий этап. В ходе реального эксперимента всегда возникают отклонения от замысла, которые необходимо учесть при интерпретации результатов и повторном проведении опыта.
После фиксации результатов эксперимента проводится первичный анализ данных, их математическая обработка, интерпретация и обобщение. Исходные гипотезы проверяются на достоверность. Формулируются новые факты или закономерности. Теории уточняются либо отбрасываются как непригодные. На основе уточненной теории делаются новые выводы и предсказания.
Общее требование к выводам из любого научного исследования — их достоверность. Так, в современных диссертационных исследованиях по психологии автору необходимо указывать, чем обеспечивается достоверность выводов. Как источники достоверности в психологических исследованиях обычно называют выбор адекватной методологической основы, применение разнообразных методик исследования, их соответствие целям и задачам работы, достаточный объем выборки и использование различных видов анализа с применением математической статистики. Применение разнообразных методик исследования обеспечивает многосторонность изучения явлений, дает возможность сочетать достоинства номотетического и идиографического подходов в изучении реальности.
Исследователь может определить, насколько соответствуют выбранные им методики целям и задачам исследования. Для этого цели и задачи исследования сопоставляются с качественными особенностями данных, которые исследователь получит при помощи выбранных методов. Например, если цель работы — изучение качественного своеобразия интеллекта 6—7-летних детей при подготовке к школе по развивающей программе и без нее, то одних только показателей IQ недостаточно, да они и не должны быть в центре внимания при обсуждении результатов и формулировании выводов. Выводы о качественном своеобразии могут быть получены на основе содержательного анализа протоколов тестирования, дополнены результатами по методикам, предполагающим качественный анализ результатов (например, пробам Пиаже).
Методы математической статистики существенно повышают достоверность выводов при соблюдении двух условий. Одно из них — учет тех отступлений от плана классического эксперимента, которые допущены в исследовании. Другое условие — применение методов математической статистики, адекватных тому виду данных, что получены в исследовании. Использование коэффициентов математической статистики в зависимости от исследовательских задач и вида получаемых данных подробно излагается в литературе по математической статистике для психологов, поэтому мы не останавливаемся на этой теме.
Следует остановиться подробнее на методологической основе, которая выбрана для работы. Адекватный выбор методологической основы, как и другие рассмотренные нами условия, сам по себе еще не гарантирует от недостоверных выводов. Достаточно типичная, особенно для студенческих дипломных работ, ошибка состоит в том, что выбранная методологическая основа остается красивой преамбулой текста и не используется в работе. Например, в исследовании по психологии семейных отношений автор пишет, что методологической основой работы стали представления о семье как системе, а в выводах описывает линейные причинно-следственные связи между психологическими параметрами семьи, не пытаясь проследить их циклическую динамику. Подобные выводы едва ли можно назвать достоверными. Таким образом, еще один источник повышения достоверности — рассмотрение полученных результатов в контексте тех методологических принципов, которые приняты в современной психологии. Изложению этих принципов будет посвящена отдельная глава настоящего пособия.
- Введение в методологические основы психологии
- Глава 1
- 1.1. Определение методологии науки
- 1.2. Структура методологического знания
- 1.3. Базовые понятия методологии науки
- Глава 2 Развитие методологии науки
- 2.1. Методология в философии Античности и Средних веков
- 2.2. Методология науки в философии Нового времени
- 2.3. Возникновение методологических подходов в XVIII—XIX вв. Позитивизм
- Позитивизм.
- 2.4. Возникновение и развитие неопозитивизма
- 2.5. Постпозитивизм — новый этап в развитии методологии науки
- 2.6. Проблемы методологии в отечественной науке
- 2.7. Рефлексивность современного научного познания
- Вопросы и задания
- Глава 3 Уровни методологического знания
- Философско-мировоззренческий уровень в структуре методологического знания
- Уровень общенаучной методологии
- 3.3. Уровень конкретно-научной методологии
- 3.4. Уровень процедуры и техники исследования
- Соотношение естественно - научного и герменевтического подходов в психологическом исследовании.
- 3.6. Выдающиеся психологи XX в. Как методологи науки
- Глава 4 Теория и исследование в психологии
- 4.1. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука
- 4.1.1. Классическая наука
- Неклассическая наука
- Постнеклассическая наука
- 4.2. Виды теоретического знания
- 4.2.1. Структура теоретического знания
- 4.2.2. Виды психологических теорий
- 4.2.3. Предсказательная мощность теоретического знания и теории ad hoc
- 4.3. Эмпирические и теоретические обобщения в психологии
- 4.4. Объяснение и редукция в психологии
- 4.5. Исследование в психологии
- В заимодействие (субъект — субъект)
- Глава 5
- 5.1. Проблема объективного метода в психологии
- 5.2. Психофизическая и психофизиологическая проблема в психологии
- Проблема единиц анализа психики
- 5.4. Проблема биологического и социального
- Глава 6 Категории психологии
- Категория деятельности
- Категория общения
- 6.3. Личность как системообразующая категория в психологии
- 6.3.1. Методологические принципы определения личности
- 6.3.2. Проблема единиц анализа личности
- 6.3.3. Основные варианты теорий личности
- Глава 7 Методологические принципы Психологии
- Принцип детерминизма в психологии
- 7.2. Принцип развития
- 7.3. Принцип системности