logo
266479_B2FC5_lubovskiy_d_v_vvedenie_v_metodolog

6.3.1. Методологические принципы определения личности

Общеизвестно, что в психологии нет другой категории, у которой было бы столько различных тракто­вок, как у категории личности. В любом современном учебном пособии по психологии личности представ­лено множество теорий личности, и в каждой из них дается свое определение личности. Тем не менее суще­ствуют несколько исходных методологических принципов, которые берутся за основу в большинстве подходов к формулированию психологического определе­ния того, что есть личность. «Лишь немногие общие положения о личности, — писал А. Н. Леонтьев, — принимаются, с теми или иными оговорками, всеми авторами» (1975. С. 160). Назовем эти принципы.

Один из них состоит в том, что личность представляет собой «некое неповторимое единство, некую це­лостность» (А. Н. Леонтьев). Другой принцип заключается в том, что личность признается высшей интегрирующей инстанцией, управляющей психическими процессами. К этим исходным принципам относится разделе­ние понятий «индивид», «личность» и «индивидуаль­ность», которое принято в отечественной психоло­гии. Эти понятия отражают целостность человека, но каждое из них отражает различные аспекты этой це­лостности. Понятие «индивид» подразумевает генотипическое образование, продукт эволюции. Индивидны­ми называют те свойства человека, которые подверже­ны действию биологических законов наследственности и изменчивости, как, например, темперамент или при­родные задатки способностей. В отличие от индивида, личность «есть относительно поздний продукт обще­ственно-исторического и онтогенетического разви­тия человека» (А. Н. Леонтьев). Личностными назы­вают, как правило, те свойства человека, которые характеризуют его как субъекта отношений с окру­жающим миром и формируются во взаимоотноше­ниях с миром. Личностью во многих общепсихоло­гических теориях называют человека, достигшего определенного уровня развития (этот принцип мож­но выразить хорошо известным высказыванием «лич­ностью не рождаются, личностью становятся»). Мно­гие теории личности предлагают свой критерий того, можно ли считать человека сформированной («зре­лой») личностью. Одна из распространенных точек зрения состоит в том, что зрелой личностью можно считать человека, овладевшего своим поведением (Л. С. Выготский, Л. И. Божович). Другая точка зре­ния, дополняющая предыдущую (А. Н. Леонтьев, Ю. Б. Гиппенрейтер), состоит в том, что при опреде­ленном, достаточно высоком уровне развития чело­века его личностные характеристики как бы «снима­ют» его индивидные свойства. Другими словами, у человека, являющегося зрелой личностью, по пове­дению трудно сказать, например, о свойствах его тем­перамента. Обе точки зрения дополняют одна дру­гую. По-своему сформулированы критерии лич­ностной зрелости в гуманистической психологии (ответственность, опора на себя, принятие себя и, следовательно, другого человека таким, какой он есть, подвижность представлений о себе, позитив­ная самооценка и др.)

Индивидуальностью называют совокупность со­циально значимых качеств человека, характеризую­щих его как уникального и неповторимого. Если о сформированности личности можно говорить, начиная с определенного момента в развитии человека, то индивидуальность формируется на протяжении всей жизни и неправомерно пытаться выделить критерий ее сформированности. А. Г. Асмолов (1996) говорит о жизненном пути личности как пути становления ее индивидуальности.

Необходимо выделить еще одно различие лично­сти и индивидуальности. К личностным относят те характеристики человека, которые являются со­циально-типическими, имеющими историческую и культурную обусловленность. К свойствам ин­дивидуальности относят то, что уникально и непо­вторимо. А. Г. Асмолов (1996), говоря о проявлениях индивидуальности, разделяет продуктивные и инст­рументальные проявления личности как субъекта де­ятельности. Среди продуктивных проявлений лично­сти индивидуальность обнаруживает себя в личностных вкладах человека в других людей (А В. Петровский, В. А Петровский), благодаря которым человек обре­тает свое продолжение в других людях. Среди инстру­ментальных проявлений личности индивидуальность проявляется в способах конструктивного разрешения противоречий между индивидными и личностными свойствами человека, личностью и характером, лич­ностью и чуждыми ей требованиями внешнего окру­жения. В этом смысле правомерно утверждение о том, что личностью становятся, а индивидуальность отста­ивают.