Соотношение естественно - научного и герменевтического подходов в психологическом исследовании.
Сложность явлений, изучаемых психологией, неизбежно порождает многообразие подходов к изучению психологической реальности. Эти подходы имеют различные идеалы научности в своей основе. Некоторые авторы говорят о том, что в психологии существуют несколько парадигм научного исследования, по крайней мере, две — естественно - научная и гуманитарная. При этом нынешний момент в развитии науки характеризуется как «борьба естественно - научной и гуманитарной парадигм». Слово «парадигма» используется здесь для обозначения определенной модели научного исследования или подхода к изучению объекта. Чтобы не вносить терминологическую путаницу, откажемся от употребления термина «парадигма» в этом значении.
Более удачно, на наш взгляд (и в терминологическом и в содержательном аспектах), проблема решена в работе В. Н. Дружинина (2002). Вместо понятия «парадигма» В. Н. Дружинин использует понятие «метод» для обозначения обобщенного подхода к изучению психологической реальности. Естественно - научный метод — подход к изучению психологической реальности, в котором широко используются количественные методы, для упорядочения объектов применяются шкалы большой мощности, для определения закономерностей, норм и др. — большие выборки. Герменевтический метод основывается на опыте и интуиции исследователя и направлен на достижение понимания изучаемой реальности (правомерно сказать, что «понимающая психология» Дильтея должна была основываться на применении герменевтических методов). Далее В. Н. Дружинин выделяет пять уровней психической регуляции, соответствующие им отношения, психическую реальность, относящуюся к каждому уровню, а также способ описания данных, применяющийся при изучении психической реальности, относящейся к каждому из этих уровней (табл. 3.1).
По мысли В. Н. Дружинина, чем выше уровень психической реальности, тем больше мощность герменевтического метода в изучении психической реальности и тем меньше мощность естественно - научного метода.
Таблица 3.1
Связь уровней психической регуляции и способов их эмпирического описания (Дружинин, 2002)
Уровень | Функция | Отношение | Предмет (психическая реальность) | Способ описания данных (измерительная шкала) |
0 | — | — | — | — |
1 | Обеспечение психической регуляции. Регуляция движений | Психика — организм | Субсенсорные процессы | Шкалы отношений и интервалов |
2 | Регуляция операций | Психика — внешние условия (среда) | Сенсорно-перцептивные процессы, образы, эмоции и пр. | Шкала интервалов |
3 | Регуляция действий | Психика — задача | Мышление, мотивации, принятие решений и пр. | Шкала интервалов и порядка |
4 | Регуляция деятельности | Психика — деятельность | Структура целостной психики (сознание, подсознание, личностные образования) | Шкала порядка и классификации (номинативная шкала) |
5 | Регуляция жизнедеятельности | Психика — жизненный путь | Уникальная, целостная, индивидуальная психика | Сходство (размытие классификации) и описание отдельных случаев |
Соотношение естественно - научного и герменевтического методов в изучении психической реальности В. Н. Дружинин изображает следующим образом (рис. 3.2). j Соотношение между естественно - научным и герменевтическим методами в психологическом исследовании, понимаемое таким образом, помогает преодолеть крайности, в которые порой впадают некоторые современные методологи науки, когда говорят о ситуации
Рис. 3.2. Соотношение мощности герменевтического и
естественно-научного методов в изучении психической
реальности
в психологии как о борьбе естественно-научной и гуманитарной парадигм. Предложенная В. Н. Дружининым схема показывает, что естественно-научный и герменевтический подходы в описании психической реальности не враждебные, а взаимодополняющие. Такое представление вполне соответствует тем принципам и нормам научного познания, что характерны для неклассической науки.
- Введение в методологические основы психологии
- Глава 1
- 1.1. Определение методологии науки
- 1.2. Структура методологического знания
- 1.3. Базовые понятия методологии науки
- Глава 2 Развитие методологии науки
- 2.1. Методология в философии Античности и Средних веков
- 2.2. Методология науки в философии Нового времени
- 2.3. Возникновение методологических подходов в XVIII—XIX вв. Позитивизм
- Позитивизм.
- 2.4. Возникновение и развитие неопозитивизма
- 2.5. Постпозитивизм — новый этап в развитии методологии науки
- 2.6. Проблемы методологии в отечественной науке
- 2.7. Рефлексивность современного научного познания
- Вопросы и задания
- Глава 3 Уровни методологического знания
- Философско-мировоззренческий уровень в структуре методологического знания
- Уровень общенаучной методологии
- 3.3. Уровень конкретно-научной методологии
- 3.4. Уровень процедуры и техники исследования
- Соотношение естественно - научного и герменевтического подходов в психологическом исследовании.
- 3.6. Выдающиеся психологи XX в. Как методологи науки
- Глава 4 Теория и исследование в психологии
- 4.1. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука
- 4.1.1. Классическая наука
- Неклассическая наука
- Постнеклассическая наука
- 4.2. Виды теоретического знания
- 4.2.1. Структура теоретического знания
- 4.2.2. Виды психологических теорий
- 4.2.3. Предсказательная мощность теоретического знания и теории ad hoc
- 4.3. Эмпирические и теоретические обобщения в психологии
- 4.4. Объяснение и редукция в психологии
- 4.5. Исследование в психологии
- В заимодействие (субъект — субъект)
- Глава 5
- 5.1. Проблема объективного метода в психологии
- 5.2. Психофизическая и психофизиологическая проблема в психологии
- Проблема единиц анализа психики
- 5.4. Проблема биологического и социального
- Глава 6 Категории психологии
- Категория деятельности
- Категория общения
- 6.3. Личность как системообразующая категория в психологии
- 6.3.1. Методологические принципы определения личности
- 6.3.2. Проблема единиц анализа личности
- 6.3.3. Основные варианты теорий личности
- Глава 7 Методологические принципы Психологии
- Принцип детерминизма в психологии
- 7.2. Принцип развития
- 7.3. Принцип системности