logo search
Выриант подробный

Понятие «антагонизм» и его приложение к истории человечества в произведении и. Канта «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане»

История предстает у Канта как игра свободы человеческой воли и одновременно как прогресс постепенного развития человечества, т.е. прогресс свободы. Человек реализует свою свободу с помощью гражданского устройства, культуры и просвещения. Он действует не с помощью инстинктов, как в животном мире, а с помощью знаний и навыков, общественных институтов. В них Кант видит основной вектор истории – освобождение личности, снятие личных ограничений, навязанных ему из вне – заблуждениями, религией.

Свобода воли человека является его естественным свойством, данным ему природой. Для реализации своей свободы человек создает гражданское устройство: « величайшая проблема для человеческого рода, разрешить которую его вынуждает природа, - достижение всеобщего правового гражданского общества» - в этом Кант видит цель истории. Только в обществе, в котором членам его предоставлена величайшая свобода, а стало быть существует полный антагонизм, будет достигнута высочайшая цель природы – развитие всех задатков, заложенных в человеке.

Человек есть сначала природное существо, которое постепенно становится разумным, способным к господству над природой и рациональной организации совместной жизни с другими людьми. Кант пишет, что человек по природе зол и только развитие разума делает его добрым.

Средство, которым природа пользуется для того, чтобы осуществить развитие всех задатков людей, — это антагонизм их в обществе, поскольку он в конце концов становится причиной их законосообразного порядка.

Только антагонизм, столкновения человеческих интересов, эгоизм, честолюбие и другие страсти, непосредственно противоречащие нравственному идеалу, могут быть средством, ведущим к осуществлению этого идеала. Развитие социального зла неизбежно для достижения в конечном итоге высшего общественного блага.

Антагонизм – наличие противоречий в человеке. Антагонизм – недоброжелательная общительность людей, т.е. такая склонность к общению, которая вместе с тем связана с непрерывным сопротивлением группам, обществу, которое постоянно угрожает обществу разъединением.

С одной стороны, человек имеет склонность общаться с себе подобными, только так он чувствует себя человеком, т. е. чувствует развитие своих природных задатков.

С другой стороны, человеку также присуще сильное стремление уединяться, ибо он в то же время находит в себе необщительное свойство — желание все сообразовать только со своим разумением — и поэтому ожидает отовсюду сопротивление, так как он по себе знает, что сам склонен сопротивляться другим.

Раздор людей побуждает выйти из бездеятельного довольства и начать работать и трудиться. Это сопротивление заставляет человека создавать себе положение среди своих ближних, которых он, правда, не может терпеть, но без которых он не может и обойтись.

Человек как кривая тесина – из нее ничего хорошего не сделаешь, но надо! Человек – животное, которое нуждается в господине. Господин заставил бы подчиниться общепризнанной воле. Господин должен быть справедливым и быть человеком.