Понятие «антагонизм» и его приложение к истории человечества в произведении и. Канта «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане»
История предстает у Канта как игра свободы человеческой воли и одновременно как прогресс постепенного развития человечества, т.е. прогресс свободы. Человек реализует свою свободу с помощью гражданского устройства, культуры и просвещения. Он действует не с помощью инстинктов, как в животном мире, а с помощью знаний и навыков, общественных институтов. В них Кант видит основной вектор истории – освобождение личности, снятие личных ограничений, навязанных ему из вне – заблуждениями, религией.
Свобода воли человека является его естественным свойством, данным ему природой. Для реализации своей свободы человек создает гражданское устройство: « величайшая проблема для человеческого рода, разрешить которую его вынуждает природа, - достижение всеобщего правового гражданского общества» - в этом Кант видит цель истории. Только в обществе, в котором членам его предоставлена величайшая свобода, а стало быть существует полный антагонизм, будет достигнута высочайшая цель природы – развитие всех задатков, заложенных в человеке.
Человек есть сначала природное существо, которое постепенно становится разумным, способным к господству над природой и рациональной организации совместной жизни с другими людьми. Кант пишет, что человек по природе зол и только развитие разума делает его добрым.
Средство, которым природа пользуется для того, чтобы осуществить развитие всех задатков людей, — это антагонизм их в обществе, поскольку он в конце концов становится причиной их законосообразного порядка.
Только антагонизм, столкновения человеческих интересов, эгоизм, честолюбие и другие страсти, непосредственно противоречащие нравственному идеалу, могут быть средством, ведущим к осуществлению этого идеала. Развитие социального зла неизбежно для достижения в конечном итоге высшего общественного блага.
Антагонизм – наличие противоречий в человеке. Антагонизм – недоброжелательная общительность людей, т.е. такая склонность к общению, которая вместе с тем связана с непрерывным сопротивлением группам, обществу, которое постоянно угрожает обществу разъединением.
С одной стороны, человек имеет склонность общаться с себе подобными, только так он чувствует себя человеком, т. е. чувствует развитие своих природных задатков.
С другой стороны, человеку также присуще сильное стремление уединяться, ибо он в то же время находит в себе необщительное свойство — желание все сообразовать только со своим разумением — и поэтому ожидает отовсюду сопротивление, так как он по себе знает, что сам склонен сопротивляться другим.
Раздор людей побуждает выйти из бездеятельного довольства и начать работать и трудиться. Это сопротивление заставляет человека создавать себе положение среди своих ближних, которых он, правда, не может терпеть, но без которых он не может и обойтись.
Человек как кривая тесина – из нее ничего хорошего не сделаешь, но надо! Человек – животное, которое нуждается в господине. Господин заставил бы подчиниться общепризнанной воле. Господин должен быть справедливым и быть человеком.
- Вопрос 1. Понятие конфликта – логико-философский анализ. Классификация конфликтов
- 2. Анализ понятий (противоречие, антагонизм, синергизм). Виды взаимосвязей в конфликте.
- 3. Онтология конфликта – сущность конфликта. Конфликт в бытии и сознании. Необходимость (неизбежность), действительность и возможность конфликта.
- 4. Философия Платона. Справедливость как основа конфликторазрешения.
- 5. Философия Платона. Конфликтогенность типов государственного устройства.
- 6. Философия Платона. Античное искусство и социально-политические интересы платоновского государства. Сущность возможного конфликта между ними.
- 9. Цицерон – конфликт пользы и нравственности в человеческом поведении (трактат «Об обязанностях»).
- 10. Философия стоиков. Сенека – контроль разума над чувствами в условиях неизбежности конфликта.
- 11. Философия стоиков. Эпиктет – обеспечение свободы духа в конфликте с окружающим миром. Марк Аврелий – служение долгу как мотив поведения и смысл существования.
- 12. Тема конфликта в библейских текстах.
- Вопрос. Манихеи и катары: Конфликт противоположных начал в бытии. Социальная природа религиозного движения.
- 14. Манихеи и катары: Конфликт противоположных начал в бытии. Социальная природа религиозного движения. (вариант номер 2)
- 15. Боэций – «внутренний гений» и фортуна, их скрытый конфликт и судьба человека.
- 16.Августин. Теодицея: бог и зло. Проблема свободы воли
- 17. Христианская догматика и внутриконфессиональные конфликты. Ереси и борьба с ними.
- 18. Жан Буридан – буриданов осел и проблем оснований человеческого выбора.
- Вопрос 19. Н.Макиавелли. Управление политическим конфликтом
- Вопрос 20. Реформация и контрреформация как внутриконфессиональный и межконфессиональный конфликты
- Вопрос 21. М.Монтень. Философский скептицизм как антиконфликтная стратегия
- Политика и педагогика
- Развивающее обучение
- Вопрос 22. Н.Коперник, Дж.Бруно, г.Галилей – конфликт науки и религии
- 24. Джон Локк.
- 25 Вопрос. Б. Спиноза – геометрическая этика как способ формального анализа конфликта
- Вопрос 27. Тема «оправдания культуры» как социально-культурный конфликт в русской философии 2 пол. 19 века
- 28. Философия марксизма. Классовый конфликт в обществе.
- Вопрос 28. Философия марксизма. Классовый конфликт в обществе
- Вопрос 30. Идеологическая борьба и процесс глобализации в обществе
- Идея противоречивости мира ( Гераклит)
- Жертвоприношение как архаический механизм профилактики конфликтов ( р.Жирар «Насилие и священное»)
- 34. Диалектика Единого и Иного в диалоге Платона «Парменид»
- I. Полагание единого.
- II. Отрицание единого.
- 35. Добродетель, счастье и конфликт (Аристотель «Никомахова этика»).
- Понятие «антагонизм» и его приложение к истории человечества в произведении и. Канта «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане»
- 37. Конфликтологический потенциал трактата и. Канта «к вечному миру»
- Вопрос 38. Диалектика человеческого существования (Гегель «Феноменологии духа» раздел «Самостоятельность и несамостоятельность самосознания. Господство и рабство», а.Кожев Введение в чтение Гегеля).
- 39. Понятие отчуждение как основа для понимания конфликтов в марксизме
- 40.Учение о классовой борьбе и анализ противоречий в марксизме (к.Маркс «Манифесту кп», Ленин в.И. «Государство и революция»).
- Фрейдовское понимание агрессии и деструктивности (э. Фромм «Анатомия человеческой деструктивности», Приложение)
- 2 Представления о природе агрессивности.
- 43. Виды агрессии и деструктивности (э. Фромм «Анатомия человеческой деструктивности», 3ч гл 9-13) Часть третья. Различные типы агрессии и деструктивности и их предпосылки
- IX. Доброкачественная агрессия
- 1.Непреднамеренная агрессия
- X. Злокачественная агрессия
- XI. Злокачественная агрессия: жестокость и деструктивность
- 44. Теория агрессии к. Лоренца и ее критика (э.Фромм «Анатомия человеческой деструктивности» ч.2 5-8 гл. )
- Теория агрессии к. Лоренца
- Вопрос 45. Толерантность и конфликт (г.Маркузе «Репрессивная толерантность», с.Жижек «о насилии»)