logo
Выриант подробный

5. Философия Платона. Конфликтогенность типов государственного устройства.

Основная часть философии Платона, давшая название целому направлению философии (идеализм) — это учение об идеях (эйдосах), о существовании двух миров: мира идей (эйдосов) и мира вещей, или форм. Идеи (эйдосы) являются прообразами вещей, их истоками. Идеи (эйдосы) — источник всего, сама же материя ничего не может породить.

Мир идей (эйдосов) существует вне времени и пространства. В этом мире есть определенная иерархия, на вершине которой стоит идея Блага, из которой проистекают все остальные. Благо тождественно абсолютной Красоте, но в то же время это Начало всех начал и Творец Вселенной. В мифе о пещере Благо изображается как Солнце, идеи символизируются теми существами и предметами, которые проходят перед пещерой, а сама пещера — образ материального мира с его иллюзиями.

Душа человека представляется у Платона в образе колесницы с всадником и двумя лошадьми, белой и черной. Возница символизирует разумное начало в человеке, а кони: белый — благородные, высшие качества души, черный — страсти, желания и инстинктивное начало. Когда человек пребывает в ином мире, он (возница) получает возможность вместе с богами созерцать вечные истины. Отсюда философы – люди , души которых дольше созерцали идеи, а обычные люди – меньше созевцавшие. Наилучший способ для души подняться по «золотой лестнице» к миру идей - необходимости искать Красоту в природе, людях, искусстве или прекрасно устроенных законах(для всех).

И философия, и любовь дают возможность рождения чего-то прекрасного: от создания прекрасных вещей до прекрасных законов и справедливых идей. Платон учит, что все мы можем выйти из «пещеры» к свету идей, поскольку способность видеть свет духовного Солнца (то есть созерцать истину и мыслить) есть в каждом, но, к сожалению, мы часто смотрим не в том направлении.

В «Государстве» Платон также дает нам учение об основных частях человеческой души, каждая из которых имеет свои добродетели: мудрость, умеренность и воздержанность, мужество и способность подчиняться разуму - вместе эти добродетели составляют справедливость. Стало быть справедливость – черта души. Платон проводит параллели между частями души и типами людей в государстве и называет справедливостью в государстве, когда каждый человек находится на своем месте и делает то, к чему более всего способен.

Согласно учению Платона, правители должны обладать мудростью, сословие воинов – мужеством, а низшие сословия – умеренностью. Используя жесткую политическую, а также моральную иерархию в государстве, можно достичь высшей добродетели. Эта добродетель – справедливость, которая свидетельствует, по мнению Платона, о социальной гармонии. Чтобы достичь ее, утверждает философ, необходимо принести в жертву интересы отдельной личности.

Разделение труда порождает необходимость различных добродетелей в каждой из профессий. Так что политический идеал Платона — это стабильность государства. Чтобы оно было стабильным, требуется стабильность в обществе, каждый выполняет собственную работу — это справедливо. Неравенство сословий — это тоже нормально, ведь счастье отдельного человека для счастья полиса не значит ничего.

Признает рабов, однако причина нестабильности – конфликтности в обществе – искусственное неравенство. Значит если каждый будет заниматься своим делом, во всем знать меру, а власть в государстве будет стремиться к стабильности и социальной гармонии (через справедливые законы – для всех), то и конфликты исчезнут.

Особое место в «Государстве» Платон уделяет стражам (воинам) и их воспитанию, которое должно сочетать в себе две части: мусическую и гимнастическую. Философами рождаются. Основная причина смены форм гос-ва – порча нравов.

монархия – справедливая власть одного человека; тимократия – несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии; олигархия – несправедливая власть меньшинства; демократия – справедливая власть большинства; тирания – несправедливая власть одного человека; аристократия – справедливая власть меньшинства.

Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами государства, а демократия – власть большинства – редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия. Все формы гос-ва конфликтогенны кроме аристократии.

Тимократия: Воинам прикосаться к золоту – великое зло, т к у них души грубее – их представление о счастье проще – много золота. Такое гос – во внутренне слабое.

При олигархии все продается и все покупается. Из государство внешне слабое. Т к чтоб победить олигархии нужно вооружить народ, а этого оно боится еще больше.

Демократия=анархия – вседозволенность. Каждый сам за себя. Никто не управляем.

Тирания – нет устоев.

Аристократия – правит несколько филосоов

Монархия правит один философ