5. Философия Платона. Конфликтогенность типов государственного устройства.
Основная часть философии Платона, давшая название целому направлению философии (идеализм) — это учение об идеях (эйдосах), о существовании двух миров: мира идей (эйдосов) и мира вещей, или форм. Идеи (эйдосы) являются прообразами вещей, их истоками. Идеи (эйдосы) — источник всего, сама же материя ничего не может породить.
Мир идей (эйдосов) существует вне времени и пространства. В этом мире есть определенная иерархия, на вершине которой стоит идея Блага, из которой проистекают все остальные. Благо тождественно абсолютной Красоте, но в то же время это Начало всех начал и Творец Вселенной. В мифе о пещере Благо изображается как Солнце, идеи символизируются теми существами и предметами, которые проходят перед пещерой, а сама пещера — образ материального мира с его иллюзиями.
Душа человека представляется у Платона в образе колесницы с всадником и двумя лошадьми, белой и черной. Возница символизирует разумное начало в человеке, а кони: белый — благородные, высшие качества души, черный — страсти, желания и инстинктивное начало. Когда человек пребывает в ином мире, он (возница) получает возможность вместе с богами созерцать вечные истины. Отсюда философы – люди , души которых дольше созерцали идеи, а обычные люди – меньше созевцавшие. Наилучший способ для души подняться по «золотой лестнице» к миру идей - необходимости искать Красоту в природе, людях, искусстве или прекрасно устроенных законах(для всех).
И философия, и любовь дают возможность рождения чего-то прекрасного: от создания прекрасных вещей до прекрасных законов и справедливых идей. Платон учит, что все мы можем выйти из «пещеры» к свету идей, поскольку способность видеть свет духовного Солнца (то есть созерцать истину и мыслить) есть в каждом, но, к сожалению, мы часто смотрим не в том направлении.
В «Государстве» Платон также дает нам учение об основных частях человеческой души, каждая из которых имеет свои добродетели: мудрость, умеренность и воздержанность, мужество и способность подчиняться разуму - вместе эти добродетели составляют справедливость. Стало быть справедливость – черта души. Платон проводит параллели между частями души и типами людей в государстве и называет справедливостью в государстве, когда каждый человек находится на своем месте и делает то, к чему более всего способен.
Согласно учению Платона, правители должны обладать мудростью, сословие воинов – мужеством, а низшие сословия – умеренностью. Используя жесткую политическую, а также моральную иерархию в государстве, можно достичь высшей добродетели. Эта добродетель – справедливость, которая свидетельствует, по мнению Платона, о социальной гармонии. Чтобы достичь ее, утверждает философ, необходимо принести в жертву интересы отдельной личности.
Разделение труда порождает необходимость различных добродетелей в каждой из профессий. Так что политический идеал Платона — это стабильность государства. Чтобы оно было стабильным, требуется стабильность в обществе, каждый выполняет собственную работу — это справедливо. Неравенство сословий — это тоже нормально, ведь счастье отдельного человека для счастья полиса не значит ничего.
Признает рабов, однако причина нестабильности – конфликтности в обществе – искусственное неравенство. Значит если каждый будет заниматься своим делом, во всем знать меру, а власть в государстве будет стремиться к стабильности и социальной гармонии (через справедливые законы – для всех), то и конфликты исчезнут.
Особое место в «Государстве» Платон уделяет стражам (воинам) и их воспитанию, которое должно сочетать в себе две части: мусическую и гимнастическую. Философами рождаются. Основная причина смены форм гос-ва – порча нравов.
монархия – справедливая власть одного человека; тимократия – несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии; олигархия – несправедливая власть меньшинства; демократия – справедливая власть большинства; тирания – несправедливая власть одного человека; аристократия – справедливая власть меньшинства.
Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами государства, а демократия – власть большинства – редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия. Все формы гос-ва конфликтогенны кроме аристократии.
Тимократия: Воинам прикосаться к золоту – великое зло, т к у них души грубее – их представление о счастье проще – много золота. Такое гос – во внутренне слабое.
При олигархии все продается и все покупается. Из государство внешне слабое. Т к чтоб победить олигархии нужно вооружить народ, а этого оно боится еще больше.
Демократия=анархия – вседозволенность. Каждый сам за себя. Никто не управляем.
Тирания – нет устоев.
Аристократия – правит несколько филосоов
Монархия правит один философ
- Вопрос 1. Понятие конфликта – логико-философский анализ. Классификация конфликтов
- 2. Анализ понятий (противоречие, антагонизм, синергизм). Виды взаимосвязей в конфликте.
- 3. Онтология конфликта – сущность конфликта. Конфликт в бытии и сознании. Необходимость (неизбежность), действительность и возможность конфликта.
- 4. Философия Платона. Справедливость как основа конфликторазрешения.
- 5. Философия Платона. Конфликтогенность типов государственного устройства.
- 6. Философия Платона. Античное искусство и социально-политические интересы платоновского государства. Сущность возможного конфликта между ними.
- 9. Цицерон – конфликт пользы и нравственности в человеческом поведении (трактат «Об обязанностях»).
- 10. Философия стоиков. Сенека – контроль разума над чувствами в условиях неизбежности конфликта.
- 11. Философия стоиков. Эпиктет – обеспечение свободы духа в конфликте с окружающим миром. Марк Аврелий – служение долгу как мотив поведения и смысл существования.
- 12. Тема конфликта в библейских текстах.
- Вопрос. Манихеи и катары: Конфликт противоположных начал в бытии. Социальная природа религиозного движения.
- 14. Манихеи и катары: Конфликт противоположных начал в бытии. Социальная природа религиозного движения. (вариант номер 2)
- 15. Боэций – «внутренний гений» и фортуна, их скрытый конфликт и судьба человека.
- 16.Августин. Теодицея: бог и зло. Проблема свободы воли
- 17. Христианская догматика и внутриконфессиональные конфликты. Ереси и борьба с ними.
- 18. Жан Буридан – буриданов осел и проблем оснований человеческого выбора.
- Вопрос 19. Н.Макиавелли. Управление политическим конфликтом
- Вопрос 20. Реформация и контрреформация как внутриконфессиональный и межконфессиональный конфликты
- Вопрос 21. М.Монтень. Философский скептицизм как антиконфликтная стратегия
- Политика и педагогика
- Развивающее обучение
- Вопрос 22. Н.Коперник, Дж.Бруно, г.Галилей – конфликт науки и религии
- 24. Джон Локк.
- 25 Вопрос. Б. Спиноза – геометрическая этика как способ формального анализа конфликта
- Вопрос 27. Тема «оправдания культуры» как социально-культурный конфликт в русской философии 2 пол. 19 века
- 28. Философия марксизма. Классовый конфликт в обществе.
- Вопрос 28. Философия марксизма. Классовый конфликт в обществе
- Вопрос 30. Идеологическая борьба и процесс глобализации в обществе
- Идея противоречивости мира ( Гераклит)
- Жертвоприношение как архаический механизм профилактики конфликтов ( р.Жирар «Насилие и священное»)
- 34. Диалектика Единого и Иного в диалоге Платона «Парменид»
- I. Полагание единого.
- II. Отрицание единого.
- 35. Добродетель, счастье и конфликт (Аристотель «Никомахова этика»).
- Понятие «антагонизм» и его приложение к истории человечества в произведении и. Канта «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане»
- 37. Конфликтологический потенциал трактата и. Канта «к вечному миру»
- Вопрос 38. Диалектика человеческого существования (Гегель «Феноменологии духа» раздел «Самостоятельность и несамостоятельность самосознания. Господство и рабство», а.Кожев Введение в чтение Гегеля).
- 39. Понятие отчуждение как основа для понимания конфликтов в марксизме
- 40.Учение о классовой борьбе и анализ противоречий в марксизме (к.Маркс «Манифесту кп», Ленин в.И. «Государство и революция»).
- Фрейдовское понимание агрессии и деструктивности (э. Фромм «Анатомия человеческой деструктивности», Приложение)
- 2 Представления о природе агрессивности.
- 43. Виды агрессии и деструктивности (э. Фромм «Анатомия человеческой деструктивности», 3ч гл 9-13) Часть третья. Различные типы агрессии и деструктивности и их предпосылки
- IX. Доброкачественная агрессия
- 1.Непреднамеренная агрессия
- X. Злокачественная агрессия
- XI. Злокачественная агрессия: жестокость и деструктивность
- 44. Теория агрессии к. Лоренца и ее критика (э.Фромм «Анатомия человеческой деструктивности» ч.2 5-8 гл. )
- Теория агрессии к. Лоренца
- Вопрос 45. Толерантность и конфликт (г.Маркузе «Репрессивная толерантность», с.Жижек «о насилии»)