logo
Выриант подробный

II. Отрицание единого.

A. Выводы для единого:

a) при относительном отрицании единого

Сначала отрицается единое в относительном смысле, т.е. ставится вопрос, что получится, если единого не будет. Ясно, что если единого не будет, то тем самым мы уже устанавливаем какое-то отличие, и притом отличие чего-то иного от нашего отрицаемого единого. Следовательно, если единого нет в относительном смысле, то в нем есть и все иное, т.е. все категории вообще. если одного нет, но не вообще, а в каком-нибудь специальном смысле, то это одно есть всё.

b) при абсолютном отрицании единого.

Если единое отрицается абсолютно, то отрицается и все то, что в нем могло бы быть. Единого нет.

B. Выводы для иного:

a) при относительном отрицании единого

мы отрицаем единое относительно. Это значит, что кроме единого мы допускаем и иное. А всматриваясь в это иное, мы видим, что в нем есть все, что угодно, так как то единое, которому оно противопоставлено, взято не абсолютно, а относительно, т.е. оно не мешает иному быть.

если единое отрицается только в каком-нибудь специальном смысле, то все иное помимо этого единого существует.

b) при абсолютном отрицании единого.

И опять совершенно противоположная картина при абсолютном отрицании единого. Если единого начисто не существует, то о каком же ином для такого одного может идти речь? Если единого действительно не существует, то ничего иного тоже не существует, поскольку оно возникает только в результате противоположения ему единого. А потому и приписывать ему что-нибудь, т.е. находить в нем какие-нибудь категории, тоже бессмысленно.

Кратко: если единое отрицается целиком, то отрицается в нем и все иное, что могло бы быть.