Вопрос 22. Н.Коперник, Дж.Бруно, г.Галилей – конфликт науки и религии
Николай Коперник родился в Торуне в купеческой семье, рано лишился родителей. Коперник в 1491 году поступил в Краковский университет, изучал математику, медицину и богословие, но особенно его привлекала астрономия. По окончании университета (1494) Коперник не получил никакого учёного звания, и семейный совет решил, что ему предстоит духовная карьера. Для продолжения образования Коперник уехал в Италию (1497) и поступил в Болонский университет. Помимо богословия, права и древних языков, он имел там возможность заниматься и астрономией. В 1500 году Коперник оставил университет, вновь не получив никакого диплома или звания, и переехал в Рим. Затем, после кратковременного пребывания на родине, уехал в Падуанский университет и продолжил изучение медицины. В 1503 году Коперник наконец завершил своё образование, сдал в Ферраре экзамены, получил диплом и учёную степень доктора канонического права. В 1506 году Коперник получил известие, возможно, надуманное, о болезни дяди. Он покинул Италию и возвратился на родину. Следующие 6 лет он провёл в епископском замке Гейльсберг, занимаясь астрономическими наблюдениями и преподаванием в Кракове.Коперник переехал во Фромборк, где он всё это время числился каноником, и приступил к своим духовным обязанностям. Северо-западная башня крепости стала обсерваторией. Уже в 1500-е годы замысел новой астрономической системы сложился у него вполне ясно. Он начал писать книгу с описанием новой модели мира, обсуждая свои идеи с друзьями, среди которых немало его единомышленников (например, Тидеман Гизе, епископ Кульмский). Размышляя о Птолемеевой системе(Геоцентрическая система мира— представление об устройстве мироздания, согласно которому центральное положение во Вселенной занимает неподвижная Земля, вокруг которой вращаются Солнце, Луна, планеты и звёзды. В Средневековье, поскольку христианская церковь учила, что весь мир создан Богом ради человека, геоцентризм также успешно адаптировался к христианству. Этому способствовало также буквальное прочтение Библии)мира, Коперник поражался её сложности и искусственности, и, изучая сочинения древних философов, особенно Никиты Сиракузского и Филолая, он пришёл к выводу, что не Земля, а Солнце должно быть неподвижным центром Вселенной. Исходя из этого предположения, Коперник весьма просто объяснил всю кажущуюся запутанность движений планет. Николай Коперник разработал теорию движения планет вокруг Солнца(ГЕЛИОЦЕНТРИЗМ) на основании пифагорейского принципа равномерных круговых движений. Результаты своих трудов он обнародовал в книге «О вращениях небесных сфер», изданной в 1543 году. Католическая церковь, занятая борьбой с Реформацией, первоначально снисходительно отнеслась к новой астрономии, тем более что вожди протестантов (Мартин Лютер, Меланхтон) отнеслись к ней резко враждебно. Это было связано и с тем, что для предстоящей реформы календаря были полезны наблюдения Солнца и Луны, содержащиеся в книге Коперника. Хотя отдельные епископы уже тогда выступили с яростной критикой гелиоцентризма как опасной богопротивной ереси. В 1616 году, при папе Павле V, католическая церковь официально запретила придерживаться и защищать теорию Коперника как гелиоцентрическую систему мира, поскольку такое истолкование противоречит Писанию, хотя гелиоцентрической моделью по-прежнему можно было пользоваться для расчётов движения планет. Коперник скончался 24 мая 1543 года в возрасте 70 лет от инсульта.
Джордано Бруно— итальянский монах-доминиканец, философ и поэт, представитель пантеизма. Филиппо Бруно родился в местечке Нола близ Неаполя в 1548 году. В 15 лет в 1563 он поступил в местный монастырь Святого Доминика. Здесь в 1565 он стал монахом и получил имя Джордано. Вскоре за сомнения относительно пресуществления и непорочного зачатия Девы Марии навлёк на себя подозрения, кроме того он выносил из кельи иконы и оставлял лишь Распятие. Начальству пришлось начать расследование его деятельности. Не дожидаясь результатов, Бруно бежал в Рим, но, посчитав это место недостаточно безопасным, двинулся на север Италии. Здесь он стал зарабатывать на жизнь преподаванием, не задерживаясь подолгу на одном месте. Во Франции на Бруно обратил внимание присутствовавший на одной из его лекций король Генрих III Французский, на которого произвели впечатление знания и память Бруно. Он пригласил Бруно ко двору и предоставил ему несколько лет (до 1583) спокойствия и безопасности, а позднее дал рекомендательные письма для поездки в Англию. В Англии Джордано Бруно пытался убедить высокопоставленных лиц елизаветинского королевства в истинности идей Коперника, согласно которым Солнце, а не Земля, находится в центре планетарной системы. Это было до того, как Галилей обобщил доктрину Коперника.В Англии ему так и не удалось распространить простую систему Коперника: ни Шекспир, ни Бэкон не поддались его усилиям. Так же Бруно высказывал ряд догадок, опередивших эпоху и обоснованных лишь последующими астрономическими открытиями: о том, что звёзды — это далёкие солнца, о существовании неизвестных в его время планет в пределах нашей Солнечной системы, о том, что во Вселенной существует бесчисленное количество тел, подобных нашему Солнцу. Бруно не первый задумывался о множественности миров и бесконечности Вселенной: до него такие идеи принадлежали античным атомистам, эпикурейцам, Николаю Кузанскому.27 февраля 1593 года Бруно был перевезён в Рим. В Римских тюрьмах он провёл шесть лет, не соглашаясь признать свои научные и религиозные убеждения ошибкой.9 февраля 1600 инквизиционный трибунал своим приговором признал Бруно «нераскаявшимся, упорным и непреклонным еретиком». Бруно был лишён священнического сана и отлучён от церкви.По решению светского суда 17 февраля 1600 года Бруно предали сожжению в Риме на площади Цветов.Все произведения Джордано Бруно были занесены в 1603 году в католический Индекс запрещённых книг и были в нём до его последнего издания 1948 года.
Галиле́оГалиле́й— итальянский физик, механик, астроном, философ и математик, оказавший значительное влияние на науку своего времени.Галилей родился в 1564 году в итальянском городе Пиза. В 1581 году 17-летний Галилей по настоянию отца поступил в Пизанский университет изучать медицину. Вероятно, в эти годы он познакомился с теорией Коперника.Астрономические проблемы тогда живо обсуждались, особенно в связи с только что проведённой календарной реформой. Вскоре финансовое положение отца ухудшилось, и он оказался не в состоянии оплачивать далее обучение сына. В 1589 году Галилей вернулся в Пизанский университет, теперь уже профессором математики. В 1592 году Галилей получил место в престижном и богатом Падуанском университете (Венецианская республика), где преподавал астрономию, механику и математику.Научный авторитет Галилея уже в эти годы был чрезвычайно высок. Узнав об изобретении в Голландии зрительной трубы, Галилей в 1609 году конструирует собственноручно первый телескоп и направляет его в небо. Галилей открыл горы на Луне, Млечный путь распался на отдельные звёзды, но особенно поразили современников обнаруженные им 4 спутника Юпитера (1610). Увиденное Галилеем было настолько поразительно, что даже многие годы спустя находились люди, которые отказывались поверить в его открытия и утверждали, что это иллюзия или наваждение. Свои первые открытия с телескопом Галилей описал в сочинении «Звёздный вестник». Наступает всеобщее признание. Галилей становится самым знаменитым учёным Европы, в его честь сочиняются оды, где он сравнивается с Колумбом. Были, однако, и недовольные. Астроном ФранческоСицци (итал. Sizzi) выпустил памфлет, где заявил, что семь — совершенное число, и даже в голове человека семь отверстий, так что планет может быть только семь, а открытия Галилея — иллюзия. Протестовали также астрологи и врачи, жалуясь на то, что появление новых небесных светил «губительно для астрологии и большей части медицины», так как все привычные астрологические методы «окажутся до основания разрушенными». Общеевропейская слава и нужда в деньгах толкнули Галилея на губительный, как позже оказалось, шаг: в 1610 году он покидает спокойную Венецию, где он был недоступен для инквизиции, и перебирается во Флоренцию. Галилей продолжает научные исследования и открывает фазы Венеры, пятна на Солнце, а затем и вращение Солнца вокруг оси. В 1611 году Галилей, в ореоле своей славы, решил отправиться в Рим, надеясь убедить Папу, что коперниканство вполне совместимо с католицизмом. В 1613 году Галилей выпустил книгу «Письма о солнечных пятнах», в которой открыто высказался в пользу системы Коперника. 25 февраля 1615 года римская инквизиция начала первое дело против Галилея по обвинению в ереси.Последней ошибкой Галилея стал призыв к Риму высказать окончательное отношение к коперниканству (1615). 5 марта 1616 года Рим официально определяет гелиоцентризм как опасную ересь. Книга Коперника была включена в Индекс запрещённых книг «до её исправления». Церковный запрет гелиоцентризма, в истинности которого Галилей был убеждён, был неприемлем для учёного. Он вернулся во Флоренцию и стал размышлять, как, формально не нарушая запрета, продолжать защиту истины. В конце концов он решил издать книгу, содержащую нейтральное обсуждение разных точек зрения. Он писал эту книгу 16 лет, собирая материалы, оттачивая аргументы и выжидая благоприятного момента. В марте 1630 года книга «Диалог о двух главнейших системах мира — птолемеевой и коперниковой», итог почти 30-летней работы, в основном завершена, и Галилей, решив, что момент для её выхода благоприятен, предоставляет тогдашнюю версию своему другу, папскому цензору Риккарди. В начале 1632 года «Диалог» вышел в свет. Книга написана в форме диалога между тремя любителями науки: коперниканцемСальвиати, нейтральным участником Сагредо и Симпличио, приверженцем Аристотеля и Птолемея. Уже через несколько месяцев книга была запрещена и изъята из продажи, а Галилея вызвали в Рим (невзирая на эпидемию чумы) на суд Инквизиции по подозрению в ереси. После неудачных попыток добиться отсрочки по причине плохого здоровья и продолжающейся эпидемии чумы Галилей подчинился, отбыл положенный чумной карантин и прибыл в Рим 13 февраля 1633 года. . Первый допрос состоялся только спустя 2 месяца, 12 апреля 1633 года. Следствие тянулось с 21 апреля по 21 июня. На втором допросе, 30 апреля 1633 года Галилей признал, что приводя в книге аргументы сторонника Коперника, он «из тщеславия» увлёкся и придал этим аргументам бо́льшую силу, чем намеревался. Галилей предложил инквизиции дать ему возможность «исправить» свою книгу, но в этом ему было решительно отказано. 22 июня 1633 года Галилею вручили заранее подготовленный текст отречения. Галилея объявили не еретиком, а «сильно заподозренным в ереси»; такая формулировка также была тяжким обвинением, однако спасала от костра. Галилей умер 8 января 1642 года, в возрасте 78 лет, в своей постели. Папа Урбан запретил хоронить Галилея в семейном склепе собора Санта Кроче во Флоренции. Похоронили его в Арчетри без почестей, ставить памятник Папа тоже не позволил.
23. Т. Гоббс. Война всех против всех и общественный договор. Лекции Фатиева:
-
Серединное положение человека между обществом и природой;
-
Природа дала право каждому человеку;
-
Человек более хищный и жестокий зверь, чем волки…
-
Внешняя свобода есть в отличие от внутренней, которой нет;
-
Человек – экономическое существо;
-
В итоге «человек человеку – волк», т.е. индивид против индивида;
-
Общественный договор – выход из состояния войны всех против всех;
-
Общество отождествляется с государством;
-
Конфликт – болезнь государства;
-
Естественный закон равен гражданскому закону;
-
Не уйти от эгоизма, но ему придётся разумность, т.е. готовность эгоизма к самоограничению;
-
Стремление к миру через самоограничение;
-
Готовность поступиться правами личности ради общества;
-
Все обязуются исполнять договор;
-
Равные права и обязанность считать окружающих равными себе;
-
Правовая и моральная стороны совпадают (т.е. право = морали);
-
Критерий права и морали – полезность государству;
-
Источник правосознания – правитель;
-
Естественный закон = закон разума = требования права = требования морали = закон государства = указ правителя;
-
Неразумие суверена делает его частным лицом;
-
Благо суверена равно благу народа;
-
Бога нет;
-
Бог и Сатана – нарицательные названия качеств человека;
-
Всесилие Бога есть могущество природы;
-
Божья кара – естественное следствие проступков расходящихся с природой;
-
Религия – суеверие признаваемое государством;
-
Суверен должен признать лишь одно суеверие, т.е. одну религию;
-
Религия должна помогать разрешать конфликты;
-
Религия должна учить повиноваться власти;
-
После общественного договора все экономические споры решаются только в суде;
-
Если нет морали, то всё решается по принципу свой – чужой;
-
Мораль не обладает прямым действием, нужна воля индивида
Великий интернет:
Гоббс представляет государство в виде Левиафана, “искусственного человека”. Это страшное чудовище противостоит Богу и олицетворяет внеприродные силы. Гоббс считал необходимым с самого начала рассмотреть “материал, из которого он сделан, и его мастера, т. е. человека”.
Итак, от утверждения естественного равенства Гоббс переходит к мысли о неискоренимости войны всех против всех. Резкость и, можно сказать, безжалостность, с какой Гоббс сформулировал эту мысль, отталкивала его современников. Но на деле их согласие с Гоббсом было глубоким: ведь все крупные философы тоже считали, что люди “от природы” скорее заботятся о себе, чем об общем благе, скорее вступают в борьбу, чем воздерживаются от конфликта, и что направленность на благо других людей в индивиде необходимо особо воспитывать, прибегая к доводам разума, к различным государственным мерам и т. д.
Для Гоббса состояние мира и взаимопомощи немыслимо без сильного государства. Гоббс не считал себя вправе просто зафиксировать разрыв между идеалами равенства и свободы, якобы соответствующими “истинной” природе человека, и реальной жизнью людей. Отклонение идеала от реальности он понимал как принципиальную и постоянную возможность, вытекающую из самой человеческой природы. И по отношению к известным ему обществам он не грешил против исторической правды, когда показывал, что забота людей только о самих себе удостоверялась их борьбой друг с другом, войной всех против всех.
Гоббс хотел связать образ войны всех против всех не столько с прошлым, сколько с действительными проявлениями социальной жизни и поведения индивидов в его эпоху. “Может быть, кто-нибудь подумает, что такого времени и такой воины, как изображенные мной, никогда не было; да и я не думаю, чтобы они когда-либо существовали как общее правило по всему миру, однако есть много мест, где люди живут так и сейчас”, – пишет Гоббс и ссылается, например, на жизнь некоторых племен в Америке. Но особенно настойчиво осуществляется сближение естественного состояния и, следовательно, свойств человеческой природы с поведением людей во время гражданской войны и с “непрерывной завистью”, в которой пребывают по отношению друг к другу “короли и лица, облечённые верховной властью”.
Философ использует понятие “естественного состояния для своеобразного гуманистически-нравственного предостережения, он как бы говорит людям: подумайте над теми следствиями которые были бы неизбежны, если бы единственным правилом было следование индивида одним собственным побуждениям, если бы он вовсе не принимал в расчёт благо и интересы других людей, если бы общественный порядок, нормы, ограничения вообще не существовали. В результате получается, что это – своеобразное доказательство “от противного” тезиса о необходимости общественного объединения, общественного договора, прежде всего для отдельного человека, для его блага. Вместе с тем Гоббс обратил внимание и на другой факт: несмотря на постоянное стремление к перераспределению собственности и власти люди вынуждены жить в одном и том же государстве, так или иначе подчиняясь государственному порядку и самым различным общественным отношениям. Гоббса интересовала закономерная причинная логика такого, пусть временного и относительного, общественного мира.
Человек, несмотря на то, что он находится в естественном состоянии, склонен стремиться к миру, что требует от него серьёзных жертв и ограничений, которое порой могут показаться сложными и непосильными. Но суть дела для Гоббса – в провозглашении принципа, согласно которому индивиду надо отказаться от неограниченности притязаний, ибо это делает невозможной согласованную жизнь людей. Отсюда он выводит закон, предписание разума: Гоббс считает необходимым и разумным во имя мира отказаться даже от исконных прав человеческой природы - от безусловного и абсолютного равенства, от неограниченной свободы. Основной пафос концепции Гоббса состоит в провозглашении необходимости мира (т. е. согласованной совместной жизни людей), коренящейся в природе человека, причём равно и в его страстях, и в предписаниях его разума. Гипотетический и в то же время реалистический образ войны всех против всех также отчасти служит этой цели. Гоббса нередко упрекали в том, что он был сторонником слишком жесткой и решительной государственной власти. Но нельзя забывать, что он отстаивал лишь сильную власть государства, опирающуюся на закон и разум.
Таким образом, анализируя человеческую природу, Гоббс перешёл от утверждения равенства способностей и притязаний человека к представлению о существовании войны всех против всех. Тем самым философ хотел показать пагубность и невыносимость такой ситуации, при которой люди вынуждены постоянно воевать. Вследствие этого он пришёл к обоснованию того, что страсти, склоняющие к миру, могут и должны быть сильнее страстей, толкающих к войне, если они подкрепляются законами, правилами, предписаниями разума.
Общественный договор был «событием», когда люди объединялись и отказывались от своих естественных прав так, чтобы другие смогли отказаться также и от своих (например, лицо А отказывается от права убить лицо Б, если лицо Б делает то же самое). Это привело к созданию общества, и в дальнейшем, государства или суверенного образования, которое должно было защищать возникшие новые права, регулирующие социальное взаимодействие. Таким образом, общество больше не находилось в состоянии анархии.
Государства, возникшие не на основах общественного договора, были анархичными. Так же, как каждый человек в естественном состоянии был сам себе хозяин и, таким образом, направлялся личным интересом в отсутствии законов, так и государства действовали в собственных интересах и враждовали друг с другом. Все государства находились в конфликте, потому что не было никакого суверена свыше (то есть более влиятельного), способного к установлению законов общественного договора среди государств.
- Вопрос 1. Понятие конфликта – логико-философский анализ. Классификация конфликтов
- 2. Анализ понятий (противоречие, антагонизм, синергизм). Виды взаимосвязей в конфликте.
- 3. Онтология конфликта – сущность конфликта. Конфликт в бытии и сознании. Необходимость (неизбежность), действительность и возможность конфликта.
- 4. Философия Платона. Справедливость как основа конфликторазрешения.
- 5. Философия Платона. Конфликтогенность типов государственного устройства.
- 6. Философия Платона. Античное искусство и социально-политические интересы платоновского государства. Сущность возможного конфликта между ними.
- 9. Цицерон – конфликт пользы и нравственности в человеческом поведении (трактат «Об обязанностях»).
- 10. Философия стоиков. Сенека – контроль разума над чувствами в условиях неизбежности конфликта.
- 11. Философия стоиков. Эпиктет – обеспечение свободы духа в конфликте с окружающим миром. Марк Аврелий – служение долгу как мотив поведения и смысл существования.
- 12. Тема конфликта в библейских текстах.
- Вопрос. Манихеи и катары: Конфликт противоположных начал в бытии. Социальная природа религиозного движения.
- 14. Манихеи и катары: Конфликт противоположных начал в бытии. Социальная природа религиозного движения. (вариант номер 2)
- 15. Боэций – «внутренний гений» и фортуна, их скрытый конфликт и судьба человека.
- 16.Августин. Теодицея: бог и зло. Проблема свободы воли
- 17. Христианская догматика и внутриконфессиональные конфликты. Ереси и борьба с ними.
- 18. Жан Буридан – буриданов осел и проблем оснований человеческого выбора.
- Вопрос 19. Н.Макиавелли. Управление политическим конфликтом
- Вопрос 20. Реформация и контрреформация как внутриконфессиональный и межконфессиональный конфликты
- Вопрос 21. М.Монтень. Философский скептицизм как антиконфликтная стратегия
- Политика и педагогика
- Развивающее обучение
- Вопрос 22. Н.Коперник, Дж.Бруно, г.Галилей – конфликт науки и религии
- 24. Джон Локк.
- 25 Вопрос. Б. Спиноза – геометрическая этика как способ формального анализа конфликта
- Вопрос 27. Тема «оправдания культуры» как социально-культурный конфликт в русской философии 2 пол. 19 века
- 28. Философия марксизма. Классовый конфликт в обществе.
- Вопрос 28. Философия марксизма. Классовый конфликт в обществе
- Вопрос 30. Идеологическая борьба и процесс глобализации в обществе
- Идея противоречивости мира ( Гераклит)
- Жертвоприношение как архаический механизм профилактики конфликтов ( р.Жирар «Насилие и священное»)
- 34. Диалектика Единого и Иного в диалоге Платона «Парменид»
- I. Полагание единого.
- II. Отрицание единого.
- 35. Добродетель, счастье и конфликт (Аристотель «Никомахова этика»).
- Понятие «антагонизм» и его приложение к истории человечества в произведении и. Канта «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане»
- 37. Конфликтологический потенциал трактата и. Канта «к вечному миру»
- Вопрос 38. Диалектика человеческого существования (Гегель «Феноменологии духа» раздел «Самостоятельность и несамостоятельность самосознания. Господство и рабство», а.Кожев Введение в чтение Гегеля).
- 39. Понятие отчуждение как основа для понимания конфликтов в марксизме
- 40.Учение о классовой борьбе и анализ противоречий в марксизме (к.Маркс «Манифесту кп», Ленин в.И. «Государство и революция»).
- Фрейдовское понимание агрессии и деструктивности (э. Фромм «Анатомия человеческой деструктивности», Приложение)
- 2 Представления о природе агрессивности.
- 43. Виды агрессии и деструктивности (э. Фромм «Анатомия человеческой деструктивности», 3ч гл 9-13) Часть третья. Различные типы агрессии и деструктивности и их предпосылки
- IX. Доброкачественная агрессия
- 1.Непреднамеренная агрессия
- X. Злокачественная агрессия
- XI. Злокачественная агрессия: жестокость и деструктивность
- 44. Теория агрессии к. Лоренца и ее критика (э.Фромм «Анатомия человеческой деструктивности» ч.2 5-8 гл. )
- Теория агрессии к. Лоренца
- Вопрос 45. Толерантность и конфликт (г.Маркузе «Репрессивная толерантность», с.Жижек «о насилии»)