Вопрос 19. Н.Макиавелли. Управление политическим конфликтом
Одну из первых попыток в Средние века систематического анализа социальных конфликтов предпринял флорентийский теоретик и государственный деятель Николо Макиавелли (1469-1527 гг.). Ценность его концепции заключается в отходе от господствовавших тогда божественных взглядов на источники общественного развития. Великий теоретик средневековья считал конфликт универсальным и непрерывающимся состоянием общества ввиду корыстной природы человека, стремления различных групп постоянному и неограниченному обогащению. Н.Макиавелли одним из источников конфликта считал знать, сосредотачивающую в своих руках всю полноту государственной власти. Он отрицательно относился к дворянству. Тем не менее, Макиавелли видел в конфликтах не только разрушительную, но и созидательную функцию, которая заключалась в том, что для того, чтобы уменьшить негативную роль конфликта, нужно правильно воздействовать на него. Выполнять эту миссию призвано государство, считал мыслитель.
Законы общества, по Макиавелли:
-
человеческими действиями руководят мотивы корысти, приобретения и удержания власти.
-
умный правитель не должен выполнять все обещания.
Если выполняет обещания – становится зависимым от своих подданых. На пути к власти нужно казаться милым и завоевать доверие. А когда придет к власти, то надо править, основываясь на страхе подчиненных.
-
творить зло надо сразу, а добро постепенно.
Макиавелли большое внимание уделял частной собственности, считая, что во имя этого человек живет.
Никакая форма правления не вечна, в каждой уже заложено некое гнилое начало. Фигура монарха может на время остановить процесс гниения государства. С точки зрения Макиавелли это – идеальный правитель.
Макиавелли отделил этику от политики. «вы можете совершать любые действия, не задумываясь об этике, если это в конце приведет к успеху».
Итальянский политический мыслитель Никколо Макиавелли (1469— 1527) выступал против политической раздробленности, за сильную государственную власть, базирующуюся на частнособственнических буржуазных отношениях. Он вошел в историю мировой политической науки как автор книги "Государь". Главным в политических воззрениях Макиавелли является выдвинутый им принцип политического реализма, который предполагает учет в политике подлинных условий действительности, подчинение политических действий практическим интересам.
Высшее правило политики и главная ее проблема — определить такую форму действий, которая соответствует характеру времени и специфическим обстоятельствам в момент принятия решения. В чрезвычайных обстоятельствах, когда "народ развращен", нужны и чрезвычайные меры. Ради упрочения государства допустимо использование любых средств, во имя государства можно нарушить и религию, и мораль. "Если безопасность государства зависит от предстоящего решения, не следует учитывать, справедливо оно или нет, гуманно или жестоко, благородно или постыдно. Отодвинув все в сторону, нужно спрашивать лишь одно — спасет ли оно жизнь и свободу государства".
Сердцевина политической теории Макиавелли — концепция исторического процесса, в основе которой лежит представление о социальной борьбе как движущей силе общественных и политических изменений. Макиавелли первый сформулировал чрезвычайно важную для позднейшей политической науки идею функциональности политического конфликта. Соответственно смену форм правления он связывал не с божественной волей или человеческой природой, а с закономерными повторениями определенных ситуаций и соотношений борющихся сил, которые обусловливают приход к власти то монарха, то аристократии, то народа.
Макиавелли утверждает, что в начале времён, когда обитателей земли было мало, они жили рассеявшись по свету, наподобие зверей; когда же население стало увеличиваться, люди стали стихийно объединятся для общего блага, возникло политическое общение, появилась социальная группа. Для наилучшей защиты и взаимодействия люди стали выбирать себе лидеров из себе подобных, тех, кто был сильнее и храбрее, и подчинялись им. С этого времени у людей появилось чувство различия между делами хорошими и пристойными, с одной стороны, и делами вредными и преступными с другой. Когда кто либо из членов группы наносил ущерб своему благодетелю, у членов группы появлялись ненависть и сострадание, ненависть к нанёсшему обиду, почтение к проявившему признательность. Полагая, что подобная обида будет нанесена и им, люди во избежание подобного зла пришли к установлению законов и наказанию для нарушителей, откуда и явилось понятие справедливости. Конфликт являлся средством борьбы за справедливую, лучшую жизнь и возвращению государства на изначально положенные в нём направления развития-стремление к лучшей жизни, нежелание мирится с несправедливостью, или произвол, отступление от изначальных целей государства, разрушение его первичного устройства. Причины же конфликта являлись притеснение со стороны власть имущих, и вызываемая ими ненависть, а также стремление к более благому общественному устройству, общей пользе, презрение к нынешнему устройству, политическому классу(знать, народ) или государю, то есть стремление к конфликту понуждаемое обстоятельствами, или страхом. Второй причиной начало конфликта, он видит в честолюбивых устремлениях людей, желании возвысится. «люди действую либо по необходимости, либо по свободному выбору» Когда люди не удовольствуются тем, что имеют, и делают, что хотят, там проявляются дурные наклонности людей, ясно просматривается и в его стадиях политических преобразований, на примере установки тирании, олигархии и охлократии. Он же развивает эту тему в своём сочинении государь, где указывает государю, как лучше избегать ненависти и призрения, для сохранение власти, и избежание потрясений- социальных конфликтов. Но, поскольку люди склонны действовать не только из-за нужды, но из-за честолюбивых побуждений, говорит о том, что Государю, лучше внушать народу страх, нежили любовь, но страх можно внушать, не навлекая на себя ненависти, в достаточном уровне для уважения. Для этого, государю следует воздержаться от преступлений в отношении имущества и женщин подвластных, покушение на это вызывает у людей наибольшее желание отмстить, всё остальное переносится менее тяжко. Макиавелли считает конфликт благом, если в государстве есть благая цель, в достижение общей пользы. Тогда в конфликте государство может прейти к более мудрому законодательству, сохраняющее гражданскую свободу. Как мы видим, конфликт является естественным проявлением природы человека, его желанию жить в лучшей социальной среде. Лучшая жизнь и безопасность может быть достигнута, если цель конфликта- это общее благо всего социума, тогда никому нечего боятся, что в отношении него будет творится зло, а социум будет трудится на лучшую жизнь для всех, а следовательно, и на жизнь каждого человека.
- Вопрос 1. Понятие конфликта – логико-философский анализ. Классификация конфликтов
- 2. Анализ понятий (противоречие, антагонизм, синергизм). Виды взаимосвязей в конфликте.
- 3. Онтология конфликта – сущность конфликта. Конфликт в бытии и сознании. Необходимость (неизбежность), действительность и возможность конфликта.
- 4. Философия Платона. Справедливость как основа конфликторазрешения.
- 5. Философия Платона. Конфликтогенность типов государственного устройства.
- 6. Философия Платона. Античное искусство и социально-политические интересы платоновского государства. Сущность возможного конфликта между ними.
- 9. Цицерон – конфликт пользы и нравственности в человеческом поведении (трактат «Об обязанностях»).
- 10. Философия стоиков. Сенека – контроль разума над чувствами в условиях неизбежности конфликта.
- 11. Философия стоиков. Эпиктет – обеспечение свободы духа в конфликте с окружающим миром. Марк Аврелий – служение долгу как мотив поведения и смысл существования.
- 12. Тема конфликта в библейских текстах.
- Вопрос. Манихеи и катары: Конфликт противоположных начал в бытии. Социальная природа религиозного движения.
- 14. Манихеи и катары: Конфликт противоположных начал в бытии. Социальная природа религиозного движения. (вариант номер 2)
- 15. Боэций – «внутренний гений» и фортуна, их скрытый конфликт и судьба человека.
- 16.Августин. Теодицея: бог и зло. Проблема свободы воли
- 17. Христианская догматика и внутриконфессиональные конфликты. Ереси и борьба с ними.
- 18. Жан Буридан – буриданов осел и проблем оснований человеческого выбора.
- Вопрос 19. Н.Макиавелли. Управление политическим конфликтом
- Вопрос 20. Реформация и контрреформация как внутриконфессиональный и межконфессиональный конфликты
- Вопрос 21. М.Монтень. Философский скептицизм как антиконфликтная стратегия
- Политика и педагогика
- Развивающее обучение
- Вопрос 22. Н.Коперник, Дж.Бруно, г.Галилей – конфликт науки и религии
- 24. Джон Локк.
- 25 Вопрос. Б. Спиноза – геометрическая этика как способ формального анализа конфликта
- Вопрос 27. Тема «оправдания культуры» как социально-культурный конфликт в русской философии 2 пол. 19 века
- 28. Философия марксизма. Классовый конфликт в обществе.
- Вопрос 28. Философия марксизма. Классовый конфликт в обществе
- Вопрос 30. Идеологическая борьба и процесс глобализации в обществе
- Идея противоречивости мира ( Гераклит)
- Жертвоприношение как архаический механизм профилактики конфликтов ( р.Жирар «Насилие и священное»)
- 34. Диалектика Единого и Иного в диалоге Платона «Парменид»
- I. Полагание единого.
- II. Отрицание единого.
- 35. Добродетель, счастье и конфликт (Аристотель «Никомахова этика»).
- Понятие «антагонизм» и его приложение к истории человечества в произведении и. Канта «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане»
- 37. Конфликтологический потенциал трактата и. Канта «к вечному миру»
- Вопрос 38. Диалектика человеческого существования (Гегель «Феноменологии духа» раздел «Самостоятельность и несамостоятельность самосознания. Господство и рабство», а.Кожев Введение в чтение Гегеля).
- 39. Понятие отчуждение как основа для понимания конфликтов в марксизме
- 40.Учение о классовой борьбе и анализ противоречий в марксизме (к.Маркс «Манифесту кп», Ленин в.И. «Государство и революция»).
- Фрейдовское понимание агрессии и деструктивности (э. Фромм «Анатомия человеческой деструктивности», Приложение)
- 2 Представления о природе агрессивности.
- 43. Виды агрессии и деструктивности (э. Фромм «Анатомия человеческой деструктивности», 3ч гл 9-13) Часть третья. Различные типы агрессии и деструктивности и их предпосылки
- IX. Доброкачественная агрессия
- 1.Непреднамеренная агрессия
- X. Злокачественная агрессия
- XI. Злокачественная агрессия: жестокость и деструктивность
- 44. Теория агрессии к. Лоренца и ее критика (э.Фромм «Анатомия человеческой деструктивности» ч.2 5-8 гл. )
- Теория агрессии к. Лоренца
- Вопрос 45. Толерантность и конфликт (г.Маркузе «Репрессивная толерантность», с.Жижек «о насилии»)