logo
Выриант подробный

Вопрос 19. Н.Макиавелли. Управление политическим конфликтом

Одну из первых попыток в Средние века систематического анализа социальных конфликтов предпринял флорентийский теоретик и государственный деятель Николо Макиавелли (1469-1527 гг.). Ценность его концепции заключается в отходе от господствовавших тогда божественных взглядов на источники общественного развития. Великий теоретик средневековья считал конфликт универсальным и непрерывающимся состоянием общества ввиду корыстной природы человека, стремления различных групп постоянному и неограниченному обогащению. Н.Макиавелли одним из источников конфликта считал знать, сосредотачивающую в своих руках всю полноту государственной власти. Он отрицательно относился к дворянству. Тем не менее, Макиавелли видел в конфликтах не только разрушительную, но и созидательную функцию, которая заключалась в том, что для того, чтобы уменьшить негативную роль конфликта, нужно правильно воздействовать на него. Выполнять эту миссию призвано государство, считал мыслитель.

Законы общества, по Макиавелли:

  1. человеческими действиями руководят мотивы корысти, приобретения и удержания власти.

  2. умный правитель не должен выполнять все обещания.

Если выполняет обещания – становится зависимым от своих подданых. На пути к власти нужно казаться милым и завоевать доверие. А когда придет к власти, то надо править, основываясь на страхе подчиненных.

  1. творить зло надо сразу, а добро постепенно.

Макиавелли большое внимание уделял частной собственности, считая, что во имя этого человек живет.

Никакая форма правления не вечна, в каждой уже заложено некое гнилое начало. Фигура монарха может на время остановить процесс гниения государства. С точки зрения Макиавелли это – идеальный правитель.

Макиавелли отделил этику от политики. «вы можете совершать любые действия, не задумываясь об этике, если это в конце приведет к успеху».

Итальянский политический мыслитель Никколо Макиавел­ли (1469— 1527) выступал против политической раздробленности, за сильную государственную власть, базирующуюся на частнособ­ственнических буржуазных отношениях. Он вошел в историю ми­ровой политической науки как автор книги "Государь". Главным в политических воззрениях Маки­авелли является выдвинутый им принцип политического реализ­ма, который предполагает учет в политике подлинных условий действительности, подчинение политических действий практичес­ким интересам.

Высшее правило политики и главная ее проблема — опре­делить такую форму действий, которая соответствует характеру времени и специфическим обстоятельствам в момент принятия решения. В чрезвычайных обстоятельствах, когда "народ раз­вращен", нужны и чрезвычайные меры. Ради упрочения госу­дарства допустимо использование любых средств, во имя госу­дарства можно нарушить и религию, и мораль. "Если безопас­ность государства зависит от предстоящего решения, не следует учитывать, справедливо оно или нет, гуманно или жестоко, бла­городно или постыдно. Отодвинув все в сторону, нужно спра­шивать лишь одно — спасет ли оно жизнь и свободу государ­ства".

Сердцевина политической теории Макиавелли — концепция исторического процесса, в основе которой лежит представление о социальной борьбе как движущей силе общественных и поли­тических изменений. Макиавелли первый сформулировал чрез­вычайно важную для позднейшей политической науки идею фун­кциональности политического конфликта. Соответственно сме­ну форм правления он связывал не с божественной волей или человеческой природой, а с закономерными повторениями опре­деленных ситуаций и соотношений борющихся сил, которые обус­ловливают приход к власти то монарха, то аристократии, то на­рода.

Макиавелли утверждает, что в начале времён, когда обитателей земли было мало, они жили рассеявшись по свету, наподобие зверей; когда же население стало увеличиваться, люди стали стихийно объединятся для общего блага, возникло политическое общение, появилась социальная группа. Для наилучшей защиты и взаимодействия люди стали выбирать себе лидеров из себе подобных, тех, кто был сильнее и храбрее, и подчинялись им. С этого времени у людей появилось чувство различия между делами хорошими и пристойными, с одной стороны, и делами вредными и преступными с другой. Когда кто либо из членов группы наносил ущерб своему благодетелю, у членов группы появлялись ненависть и сострадание, ненависть к нанёсшему обиду, почтение к проявившему признательность. Полагая, что подобная обида будет нанесена и им, люди во избежание подобного зла пришли к установлению законов и наказанию для нарушителей, откуда и явилось понятие справедливости. Конфликт являлся средством борьбы за справедливую, лучшую жизнь и возвращению государства на изначально положенные в нём направления развития-стремление к лучшей жизни, нежелание мирится с несправедливостью, или произвол, отступление от изначальных целей государства, разрушение его первичного устройства. Причины же конфликта являлись притеснение со стороны власть имущих, и вызываемая ими ненависть, а также стремление к более благому общественному устройству, общей пользе, презрение к нынешнему устройству, политическому классу(знать, народ) или государю, то есть стремление к конфликту понуждаемое обстоятельствами, или страхом. Второй причиной начало конфликта, он видит в честолюбивых устремлениях людей, желании возвысится. «люди действую либо по необходимости, либо по свободному выбору» Когда люди не удовольствуются тем, что имеют, и делают, что хотят, там проявляются дурные наклонности людей, ясно просматривается и в его стадиях политических преобразований, на примере установки тирании, олигархии и охлократии. Он же развивает эту тему в своём сочинении государь, где указывает государю, как лучше избегать ненависти и призрения, для сохранение власти, и избежание потрясений- социальных конфликтов. Но, поскольку люди склонны действовать не только из-за нужды, но из-за честолюбивых побуждений, говорит о том, что Государю, лучше внушать народу страх, нежили любовь, но страх можно внушать, не навлекая на себя ненависти, в достаточном уровне для уважения. Для этого, государю следует воздержаться от преступлений в отношении имущества и женщин подвластных, покушение на это вызывает у людей наибольшее желание отмстить, всё остальное переносится менее тяжко. Макиавелли считает конфликт благом, если в государстве есть благая цель, в достижение общей пользы. Тогда в конфликте государство может прейти к более мудрому законодательству, сохраняющее гражданскую свободу. Как мы видим, конфликт является естественным проявлением природы человека, его желанию жить в лучшей социальной среде. Лучшая жизнь и безопасность может быть достигнута, если цель конфликта- это общее благо всего социума, тогда никому нечего боятся, что в отношении него будет творится зло, а социум будет трудится на лучшую жизнь для всех, а следовательно, и на жизнь каждого человека.