24. Джон Локк.
Из лекции (обрывки мыслей, может, кому поможет)
Во многом исправил «модель государства», которую предлагал Гоббс.
Нельзя передавать все права государству: право на жизнь, свободу и собственность.
Нужно различать государство и гражданское общество
Четкое разделение исполнительной и законодательельной власти, каждый занят своим делом.
У Локка государство состоит из морально совершенных индивидов
Утверждал, что рабство имеет место быть, если рабы – пленные, захваченные в справедливой войне.
Непосредственно ответ:
Общество в естественном состоянии у Локка выглядит как социум, организованный на основе принципов равенства, справедливости, независимости людей друг от друга. В этом обществе отношения между индивидами регулируются нормами морали и религии, но не права, о котором люди, пребывающие в естественном состоянии, ничего не знают. Но, по мере накопления собственности у отдельных членов общества, у них возникает желание подчинить себе подобных, которые, естественно, противятся этому. Второй предпосылкой разлада в обществе и разрушения гармонии отношений становится быстрое увеличение населения. При нехватке земли каждый видит в другом не товарища, а врага, мечтающего завладеть долей собственности, ему не принадлежащей. Так возникает состояние «войны всех против всех», которое длится до тех пор, пока люди не осознают ненормальности сложившегося положения вещей. В процессе поиска выхода из создавшейся ситуации они, в конечном счете, приходят к мысли о необходимости учреждения государства, которому делегируются полномочия силой устанавливать мир, защищать собственность и жизнь собственников. Это согласие и есть «общественный договор», на который опирается вся пирамида властных, экономических и правовых отношений современного общества.
Состояние свободы для Локка не есть состояние произвола. Хотя человек в этом состоянии «…имеет неконтролируемую свободу делать с собой и со своим имуществом все, что угодно, он, однако, не имеет свободы погубить себя самого или какое-либо существо». Ограничивает свободу человека естественный закон, который гласит, что «никто не имеет права ограничивать другого в его жизни, здоровье, свободе либо имуществе». Свобода человека, таким образом, не абсолютна. Поэтому и власть правителя, полученная им на основе «договора» путем отречения подданных от «естественных прав», не может быть абсолютной. Всегда, по крайней мере, она ограничена именно тем, что является содержанием естественного закона.
Естественный закон Локка выражает основные интересы и потребности класса, от имени которого он выступал, - прогрессивной в то время буржуазии: равенство, личную свободу и свободу предпринимательства. Значительной составной частью рассуждений Локка об упорядочении общества являются идеи о разделении власти. Они изложены, в частности, в его работе «Два трактата об управлении государством», где он различает власть «законодательную», «исполнительную» и «федеративную».
Если Гоббс отказывает подданным в праве обсуждать действия «суверена», то Локк считает наоборот. «Договор» возникает на основе уважения естественного закона, естественного права. Поэтому, если суверен (правитель) нарушит эти права, его подданные вправе отказаться от договора. Более того, он предполагал, что каждое поколение должно подписывать общественный договор заново, т.е. согласие отца не означает автоматическое согласие сына.
По Локку, гражданское общество — люди, добровольно объединенные в различные группы и самоуправляющиеся институты, отставающие индивидуальные и коллективные интересы (в т.ч. контроль за деятельностью государства) и огражденные законом от прямого вмешательства государства. Если гражданское общество обеспечивает права человека (права на жизнь, свободу, стремление к счастью и т. д.), то государство — права гражданина (политические права, т. е. права на участие в управлении обществом).
Локк переосмыслил понятие «идеал человека». Конечной целью воспитания, «окулътуренности» индивида, с его точки зрения, должна быть не всесторонне и гармонически развитая личность, а человек, обладающий безупречными манерами, практичный по складу характера, умеющий властвовать над своими страстями и эмоциями. Говоря другими словами, человеческий идеал - это английский джентльмен со всеми присущими ему личностными характеристиками.
- Вопрос 1. Понятие конфликта – логико-философский анализ. Классификация конфликтов
- 2. Анализ понятий (противоречие, антагонизм, синергизм). Виды взаимосвязей в конфликте.
- 3. Онтология конфликта – сущность конфликта. Конфликт в бытии и сознании. Необходимость (неизбежность), действительность и возможность конфликта.
- 4. Философия Платона. Справедливость как основа конфликторазрешения.
- 5. Философия Платона. Конфликтогенность типов государственного устройства.
- 6. Философия Платона. Античное искусство и социально-политические интересы платоновского государства. Сущность возможного конфликта между ними.
- 9. Цицерон – конфликт пользы и нравственности в человеческом поведении (трактат «Об обязанностях»).
- 10. Философия стоиков. Сенека – контроль разума над чувствами в условиях неизбежности конфликта.
- 11. Философия стоиков. Эпиктет – обеспечение свободы духа в конфликте с окружающим миром. Марк Аврелий – служение долгу как мотив поведения и смысл существования.
- 12. Тема конфликта в библейских текстах.
- Вопрос. Манихеи и катары: Конфликт противоположных начал в бытии. Социальная природа религиозного движения.
- 14. Манихеи и катары: Конфликт противоположных начал в бытии. Социальная природа религиозного движения. (вариант номер 2)
- 15. Боэций – «внутренний гений» и фортуна, их скрытый конфликт и судьба человека.
- 16.Августин. Теодицея: бог и зло. Проблема свободы воли
- 17. Христианская догматика и внутриконфессиональные конфликты. Ереси и борьба с ними.
- 18. Жан Буридан – буриданов осел и проблем оснований человеческого выбора.
- Вопрос 19. Н.Макиавелли. Управление политическим конфликтом
- Вопрос 20. Реформация и контрреформация как внутриконфессиональный и межконфессиональный конфликты
- Вопрос 21. М.Монтень. Философский скептицизм как антиконфликтная стратегия
- Политика и педагогика
- Развивающее обучение
- Вопрос 22. Н.Коперник, Дж.Бруно, г.Галилей – конфликт науки и религии
- 24. Джон Локк.
- 25 Вопрос. Б. Спиноза – геометрическая этика как способ формального анализа конфликта
- Вопрос 27. Тема «оправдания культуры» как социально-культурный конфликт в русской философии 2 пол. 19 века
- 28. Философия марксизма. Классовый конфликт в обществе.
- Вопрос 28. Философия марксизма. Классовый конфликт в обществе
- Вопрос 30. Идеологическая борьба и процесс глобализации в обществе
- Идея противоречивости мира ( Гераклит)
- Жертвоприношение как архаический механизм профилактики конфликтов ( р.Жирар «Насилие и священное»)
- 34. Диалектика Единого и Иного в диалоге Платона «Парменид»
- I. Полагание единого.
- II. Отрицание единого.
- 35. Добродетель, счастье и конфликт (Аристотель «Никомахова этика»).
- Понятие «антагонизм» и его приложение к истории человечества в произведении и. Канта «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане»
- 37. Конфликтологический потенциал трактата и. Канта «к вечному миру»
- Вопрос 38. Диалектика человеческого существования (Гегель «Феноменологии духа» раздел «Самостоятельность и несамостоятельность самосознания. Господство и рабство», а.Кожев Введение в чтение Гегеля).
- 39. Понятие отчуждение как основа для понимания конфликтов в марксизме
- 40.Учение о классовой борьбе и анализ противоречий в марксизме (к.Маркс «Манифесту кп», Ленин в.И. «Государство и революция»).
- Фрейдовское понимание агрессии и деструктивности (э. Фромм «Анатомия человеческой деструктивности», Приложение)
- 2 Представления о природе агрессивности.
- 43. Виды агрессии и деструктивности (э. Фромм «Анатомия человеческой деструктивности», 3ч гл 9-13) Часть третья. Различные типы агрессии и деструктивности и их предпосылки
- IX. Доброкачественная агрессия
- 1.Непреднамеренная агрессия
- X. Злокачественная агрессия
- XI. Злокачественная агрессия: жестокость и деструктивность
- 44. Теория агрессии к. Лоренца и ее критика (э.Фромм «Анатомия человеческой деструктивности» ч.2 5-8 гл. )
- Теория агрессии к. Лоренца
- Вопрос 45. Толерантность и конфликт (г.Маркузе «Репрессивная толерантность», с.Жижек «о насилии»)