34. Мышление и речь в дошкольном возрасте.
Мышление и восприятие связаны настолько тесно, что говорят о наглядно-образном мышлении, наиболее характерном для дошкольного возраста. Несмотря на такую своеобразную детскую логику, дошкольники могут правильно рассуждать и решать довольно сложные задачи. Верные ответы от них можно получить при определенных условиях. Прежде всего, ребенку нужно успеть запомнить саму задачу. Кроме того, условия задачи он должен представить себе, а для этого - понять их. Поэтому важно так сформулировать задачу, чтобы она была понятна детям. Лучший способ добиться правильного решения - так организовать действия ребенка, чтобы он сделал соответствующие выводы на основе собственного опыта. А.В. Запорожец расспрашивал дошкольников о малоизвестных им физических явлениях, в частности, почему одни предметы плавают, а другие тонут. Получив более или менее фантастические ответы, он предложил им бросать в воду разные вещи (маленький гвоздик, кажущийся легким, большой деревянный брусок и др.). Предварительно дети угадывали, поплывет предмет или не поплывет. После достаточно большого количества проб, проверив свои первоначальные предположения, дети начинали рассуждать последовательно и логично. У них появилась способность к простейшим формам индукции и дедукции.
4) Речь. В дошкольном детстве в основном завершается долгой и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык для ребенка становится действительно родным. Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Интенсивно растет словарный состав речи. Как и на предыдущем возрастном этапе, здесь велики индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других - меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые. Приведем средние данные по В. Штерну. В 1,5 года ребенок активно использует примерно 100 слов, в 3 года - 1000-1100, в 6 лет - 2500-3000 слов. Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы). Ребенок 3-5 лет верно улавливает значения "взрослых" слов, хотя и применяет их иногда неправильно. Слова, создаваемые самим ребенком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и непременно - оригинальны. Эту детскую способность к самостоятельному словообразованию часто называют словотворчеством. К.И. Чуковский в своей замечательной книге "От двух до пяти" собрал много примеров детского словотворчества (От мятных лепешек во рту - сквознячок; У лысого голова - босиком; Смотри, как налужил дождь; Уж лучше я непокушанный пойду гулять; Мама сердится, но быстро удобряется; ползук - червяк; мазелин - вазелин; мокрес - компрес).
- Историческое происхождение детства, историческое развитие детства (д.Б. Эльконин).
- 2. Стратегии и методы исследования в психологии развития и возрастной психологии.
- 3. Основные этапы становления возрастной психологии.
- 4. Предмет психологии развития и возрастной психологии:
- Теоретические и практические задачи возрастной психологии.
- Значение возрастной психологии для образовательной системы и социальной работы.
- Специфика психического развития человека.
- Учение Пиаже об эгоцентрической позиции ребенка.
- Операциональная концепция интеллекта, разработанная ж. Пиаже. Механизмы и стадии интеллектуального развития.
- 10. Стадии психосоциального развития в эпигенетической концепции э. Эриксона (задачи возраста). Ключевые понятия.
- Основные понятия, проблемы и экспериментальные исследования в американских теориях социального научения.
- Понятие высшей психической функции. Структура впф (по л.С. Выготскому).
- Закон культурного развития высших психических функций. Принцип интериоризации.
- Экспериментально-генетический метод исследования психического развития. Законы психического развития ребенка (л.С. Выготский).
- Параметры психического развития ребенка в культурно-исторической психологии: источник развития, условия развития, направление и форма развития, движущие силы.
- Понятие «психологический возраст».
- Понятие «социальная ситуации развития».
- Понятие «кризис» в психическом развитии.
- Понятие «ведущая деятельность»
- Закон д.Б. Эльконина о периодичности в психическом развитии ребенка.
- Социальная ситуация психического развития в младенческом возрасте.
- Непосредственно-эмоциональное общение как ведущая деятельность; объект, содержание, средства. Развитие ведущей деятельности.
- Познавательное развитие младенца.
- Психологические новообразования младенческого периода.
- Кризис первого года жизни. Развитие самосознания в младенчестве.
- Госпитализм как психологическое явление: формы проявления, причины, способы преодоления и предупреждения.
- Орудийно-предметная деятельность - ведущий тип деятельности в раннем детстве.
- Динамика совместной деятельности ребенка и взрослого по поводу предметов в раннем детстве.
- 30. Речевое развитие в раннем возрасте.
- 31. Характеристика кризиса трех лет. Симптоматика, роль в психическом развитии.
- 32. Игра - ведущая деятельность периода дошкольного детства.
- 33. Социально-историческое происхождение, структура и функции детской игры.
- 34. Мышление и речь в дошкольном возрасте.
- 35. Эмоциональное развитие дошкольника. Эмоциональное неблагополучие ребенка.
- 36. Развитие общения дошкольника со взрослыми.
- 37. Развитие общения дошкольника со сверстниками.
- 38. Основные психологические новообразования дошкольного детства.
- 39. Психологическая готовность к обучению в школе.
- 40. Типичные трудности начального школьного периода.
- 41. Учебная деятельность как ведущая деятельность младшего школьника.
- 42. Структура учебной деятельности.
- 43. Развитие личности младшего школьника.
- 44. Развитие мотивации учения на протяжении школьного возраста.
- 45. Основные новообразования младшего школьного возраста.
- 46. Проблема перехода от младшего школьного к подростковому возрасту.
- 47. Кризисный характер подростничества.
- 48. Интимно-личностное общение со сверстниками как ведущая деятельность подросткового возраста (д.Б.Эльконин).
- 49. Представления о ведущей деятельности в подростковом периоде.
- 50. Психогенная школьная дезадаптация, причины и способы предупреждения и коррекции.
- 51. Психологические новообразования подросткового возраста.
- 52. Патологические нарушения поведения в подростковом периоде.
- 53. Особенности общения подростка со взрослыми.
- 54. Задачи развития в юношеском возрасте.
- 55. Психологические особенности юношеского периода.
- 56. Психологические новообразования юношеского возраста.
- 57. Учебно-профессиональная деятельность, ее значение в юношеском возрасте.
- 58. Психологическая готовность самоопределения. Построение жизненных планов и выбор профессии. Этапы становления профессионального самоопределения
- 59. Проблема девиантного поведения у молодежи: причины, способы предупреждения и коррекции.
- I. Неправильное воспитание
- 60. Предмет психологии среднего возраста.
- 61. Основные виды деятельности взрослого человека.
- 62. Когнитивное развитие в период взрослости.
- 63. Понятие нормативного кризиса зрелости. Продуктивные и непродуктивные пути преодоления возрастных кризисов.
- 64. Проблема периодизации зрелого возраста. Основные задачи фаз зрелости.
- 65. Психологическая готовность к уходу на пенсию. Особенности деятельности в пожилом возрасте.
- 66. Биологические и социальные критерии и факторы старения.
- 67. Психологические изменения в старости и роль личностного фактора в процессе старения.
- 68. Особенности познавательной сферы в период старости и старения.