logo
352225

4. Предмет психологии развития и возрастной психологии:

a) Условия и движущие причины онтогенеза человеческой психики

б) Развитие психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых)

в) Развитие различных видов деятельности (активности)

г) Формирование качеств личности

д) Возрастные и индивидуальные психологические особенности

Возрастная психология рассматривает изменения в темпе, содержании, доминирующих

факторах, влияющих на развитие психики в течение всей жизни, большое значение придается

сравнению закономерностей развития в разные периоды онтогенеза. Возрастная психология изучает

также механизмы, помогающие как в приобретении нового, в развитии, сохранении приобретенных

знаний и умений в период снижения темпа развития инволюции, в старости. Сопоставление этих

механизмов, выявление факторов, влияющих на интеллектуальный и личностный рост, помогает

раскрыть закономерности и соотношение биологического и социального, природного и

приобретенного в психике человека.

В соответствии с этим выделяются детская, подростковая, юношеская психология,

психология взрослого человека, а также геронтопсихология. Каждый возрастной этап

характеризуется совокупностью специфических закономерностей развития – основными

достижениями, сопутствующими образованиями, определяющими особенности конкретной ступени

психического развития, в том числе особенности развития самосознания.

Психология развития и возрастная психология изучает закономерности формирования пси-

хики, исследуя механизмы и движущие силы этого процесса, анализируя различные подходы к

пониманию природы, функций и генезиса психики, различные стороны становления психики — ее

изменение в процессе деятельности, при общении, познании. Она рассматривает также влияние

различных видов общения, обучения, разных культур и социальных условий на динамику

формирования психики в разном возрасте и на разных уровнях психического развития.