logo
352225

49. Представления о ведущей деятельности в подростковом периоде.

Среди других точек зрения по поводу характера ведущей деятельности подросткового периода нам больше всего импонируют идеи Д.И. Фельдштейна. По его мнению, главное значение в психическом развитии подростков имеет общественно полезная, социально признаваемая и одобряемая, неоплачиваемая деятельность [3]. Просоциальная деятельность может быть представлена как учебно-познавательная, производственно-трудовая, организационно-общественная, художественная или спортивная, но главное — это ощущение подростком реальной значимости этой деятельности . Содержание деятельности — дело, полезное для людей, для общества; структура задается целями взаимоотношений подростков . Мотив общественно полезной деятельности подростка — быть лично ответственным, самостоятельным.

Д.И. Фельдштейн утверждает, что социально значимую деятельность как ведущий тип деятельности в подростковый период необходимо целенаправленно формировать. Специальная организация, специальное построение общественно полезной деятельности предполагает выход на новый уровень мотивации, реализацию установки подростка на систему «я и общество», развертывание многообразных форм общения, и в том числе высшей формы общения со взрослыми на основе морального сотрудничества. Выделение ведущей деятельности подросткового периода развития представляет большие трудности». Тем не менее «...есть основание полагать, что ведущей деятельностью в этот период развития является деятельность общения, заключающаяся в построении отношений с товарищами на основе определенных морально - этических норм, которые опосредствуют поступки подростков» (Д.Б. Эльконин, 1971, с. 17). В этом отношении следует заметить, что в современном мире подростков общение иногда налажено и без участия каких бы то ни было нравственных норм (асоциальные неформальные объединения).

А.В. Петровский (1982) справедливо утверждает, что в группах разного уровня и различного состава ведущий характер могут принимать различные виды деятельности, опосредуя и формируя межличностные отношения. Мы не склонны опровергать эту версию, хотя такое предположение ставит под сомнение теорию о «ведущей деятельности» вообще.

Наиболее важное место в развитии человека занимает деятельность по усвоению норм человеческих взаимоотношений, она незаметно вплетается во все виды деятельностей любого возрасного периода