logo
352225

58. Психологическая готовность самоопределения. Построение жизненных планов и выбор профессии. Этапы становления профессионального самоопределения

Первый этап - детская игра, в ходе которой ребенок

проигрывает разные профессиональные роли.

Второй этап - подростковая фантазия, когда подросток

видит себя в мечтах представителем привлекательной

профессии.

Третий этап - предварительный выбор профессии

(подросток и юноша), виды деятельности сортируются и

оцениваются с точки зрения интереса, а затем с точки

зрения ценностей.

Четвертый этап - практическое принятие решения,

собственно выбор профессии - включает два главных

компонента: определение уровня квалификации будуще

го труда, объема и длительности необходимой подготов-

ки к нему, т. е. выбор конкретной специальности. Однако

ориентация на поступление в вуз формируется раньше,

чем созревает выбор конкретной специальности.

Важную роль в принятии решения играет оценка своих

объективных возможностей - материальных условий семьи,

уровня учебной подготовки, состояния здоровья и т. п.

Важнейшими психологическими предпосылками ус-

пешного профессионального самоопределения являются

сформированный интеллектуальный потенциал, адекват-

ная самооценка, эмоциональная зрелость и саморегуля-

ция личности.

Характерное приобретение ранней юности - форми-

рование жизненных планов. Жизненный план как со-

вокупность намерений постепенно становится жизненной

программой, когда предметом размышлений оказывает-

ся не только конечный результат, но и способы его дости-

жения. Главное противоречие жизненной перспективы

юношей и девушек - недостаточная самостоятельность и

готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих

жизненных целей.