logo
352225

48. Интимно-личностное общение со сверстниками как ведущая деятельность подросткового возраста (д.Б.Эльконин).

Главная тенденция в развитии подростка - переориен-

тация общения с родителей и учителей на сверстников.

Общение со своими сверстниками - ведущий тип дея-

тельности в подростковом возрасте.

1. Общение является для подростков очень важным ин-

формационным каналом.

2. Общение - специфический вид межличностных от-

ношений, он формирует у подростка навыки социального

взаимодействия, умение подчиняться и в то же время от-

стаивать свои права.

3. Общение - специфический вид эмоционального кон-

такта. Дает чувство солидарности, эмоционального бла-

гополучия, самоуважения.

Психологи считают, что общение включает две проти-

воречивые потребности: потребность в принадлежности

к группе и в обособленности (появляется свой внутрен-

ний мир, подросток испытывает потребность остаться на-

едине с собой). Подросток, считая себя уникальной лич-

ностью, в то же время стремится внешне ничем не

отличаться от сверстников. Типичной чертой подростко-

вых групп является конформность - склонность человека

к усвоению определенных групповых норм, привычек и

ценностей, подражательность. В отношениях исходного

возрастного равенства подростки отрабатывают способы

взаимоотношений, проходят особую школу социальных

отношений, взаимодействуя друг с другом, подростки

учатся рефлексии на себя и сверстника. Взаимная заин-

тересованность, совместное постижение окружающего

мира и друг друга становятся самоценными. Общение

оказывается настолько притягательным, что дети забыва-

ют об уроках и домашних обязанностях. Связи с родите-

лями, столь эмоциональные в детские годы, становятся

не столь непосредственными. Свои дела, планы, тайны

подросток доверяет уже не родителям, а обретенному

другу. При этом в категорической форме отстаивает пра-

во на дружбу со своим сверстником, не терпит никаких

обсуждений и комментариев по поводу не только недо-

статков, но и достоинств друга.

В отношениях со сверстниками подросток стремится

реализовать свою личность, определить свои возможно-

сти в общении. Чтобы осуществлять эти стремления, ему

нужны личная свобода и личная ответственность. И он от-

стаивает эту личную свободу как право на взрослость.

Деятельность общения чрезвычайно важна для фор-

мирования личности в полном смысле этого слова. В этой

деятельности формируется самосознание - основное но-

вообразование этого возраста - социальное сознание,

перенесенное внутрь.