63. Понятие нормативного кризиса зрелости. Продуктивные и непродуктивные пути преодоления возрастных кризисов.
Кризис середины жизни - это психологический фено-
мен, переживаемый людьми, достигшими возраста 40-
45 лет, и заключающийся в критической оценке и пе-
реоценке того, что было достигнуто в жизни к этому
времени. К сожалению, очень часто эта переоценка при-
водит к пониманию того, что «жизнь прошла бессмыслен-
но и время уже потеряно». В результате депрессивные
состояния становятся доминирующими в общем фоне на-
строений.
В конце юности и начале взрослости многие считают,
что лучшие годы уже позади, а в предстоящее время жиз-
ни представляется им в виде некой гигантской «черной
дыры», в которой предстоит провести по меньшей мере
лет двадцать своей жизни. Эти люди считают, что рост и
развитие человека прекращаются, когда он достигнет
средней взрослости. Рональд Кесслер, американский
психолог, считает такое мнение ошибочным: «Все гово-
рит о том, что средний возраст - это лучшее время жиз-
ни. Вас еще не беспокоят болезни и недомогания пожи-
лого возраста, и вы уже не мучитесь тревогами молодых
людей: полюбит ли кто-нибудь меня? Смогу ли я когда-
нибудь добиться успеха в своей работе?»
Исследователи, разделяющие точку зрения Кесслера,
считают, что кризис середины жизни - это скорее исклю-
чение, чем правило. У подавляющего большинства людей
переход в средний возраст происходит незаметно и плав-
но. Они считают, что средний возраст - это переходный
период, связанный с переопределением целей. Подобная
переориентация прежде всего предполагает сравнение
себя с людьми, которые ставят перед собой аналогичные
цели и добиваются результатов в аналогичной профес
сиональной деятельности. Кэрол Рифф, ученый из Аме-
рики, говорит: «Чем лучше ваше психическое здоровье,
тем реже вы сравниваете себя с людьми, которые застав-
ляют вас почувствовать себя неполноценным».
Возраст 40-45 лет для многих является кризисным, так
как происходит рост противоречий между целостностью
мировоззрения и однолинейностыо развития. Человек
теряет смысл жизни. Для выхода из кризиса необходимо
обрести новый смысл - в общечеловеческих ценностях,
в развитии интереса к будущему, к новым поколениям.
Если же человек продолжает сосредоточивать силы на
себе, своих потребностях, то это приведет к уходу в бо-
лезнь, к новым кризисам.
Кризис середины жизни чаще всего и в первую очередь
грозит тем, кто склонен избегать самоанализа.
Способы борьбы с кризисом. Переход на инновационный уровень выполнения деятельности (творчество, изобретательство, новаторство). Заметим, что к этому времени работник еще полон сил, у него накопился определенный опыт, а его отношения с коллегами и начальством нередко позволяют ему "экспериментировать" и "рисковать" без сильного ущерба для дела
Сверхнормативная социально-профессиональная деятельность, переход на новую должность или работу. Если в этом возрасте (наиболее плодотворном для многих профессий) работник не осмелится реализовать свои основные замыслы, то всю последующую жизнь он будет сожалеть об этом…
Смена профессиональной позиции, сексуальное увлечение, создание новой семьи. Как ни парадоксально, но иногда старая семья, уже привыкшая к тому, что работник является надежным "кормильцем", может сопротивляться выходу такого "кормильца" на уровень творчества и риска. Семья может начать опасаться, что творчество отразится на зарплате и отношениях с начальством. При этом семья часто не учитывает стремления своего "кормильца" к самореализации в труде. И тогда на стороне может найтись человек (или другая семья), которые с большим пониманием отнесутся к таким стремлениям. Мы считаем, что в данном возрасте - это серьезная причина многих разводов
- Историческое происхождение детства, историческое развитие детства (д.Б. Эльконин).
- 2. Стратегии и методы исследования в психологии развития и возрастной психологии.
- 3. Основные этапы становления возрастной психологии.
- 4. Предмет психологии развития и возрастной психологии:
- Теоретические и практические задачи возрастной психологии.
- Значение возрастной психологии для образовательной системы и социальной работы.
- Специфика психического развития человека.
- Учение Пиаже об эгоцентрической позиции ребенка.
- Операциональная концепция интеллекта, разработанная ж. Пиаже. Механизмы и стадии интеллектуального развития.
- 10. Стадии психосоциального развития в эпигенетической концепции э. Эриксона (задачи возраста). Ключевые понятия.
- Основные понятия, проблемы и экспериментальные исследования в американских теориях социального научения.
- Понятие высшей психической функции. Структура впф (по л.С. Выготскому).
- Закон культурного развития высших психических функций. Принцип интериоризации.
- Экспериментально-генетический метод исследования психического развития. Законы психического развития ребенка (л.С. Выготский).
- Параметры психического развития ребенка в культурно-исторической психологии: источник развития, условия развития, направление и форма развития, движущие силы.
- Понятие «психологический возраст».
- Понятие «социальная ситуации развития».
- Понятие «кризис» в психическом развитии.
- Понятие «ведущая деятельность»
- Закон д.Б. Эльконина о периодичности в психическом развитии ребенка.
- Социальная ситуация психического развития в младенческом возрасте.
- Непосредственно-эмоциональное общение как ведущая деятельность; объект, содержание, средства. Развитие ведущей деятельности.
- Познавательное развитие младенца.
- Психологические новообразования младенческого периода.
- Кризис первого года жизни. Развитие самосознания в младенчестве.
- Госпитализм как психологическое явление: формы проявления, причины, способы преодоления и предупреждения.
- Орудийно-предметная деятельность - ведущий тип деятельности в раннем детстве.
- Динамика совместной деятельности ребенка и взрослого по поводу предметов в раннем детстве.
- 30. Речевое развитие в раннем возрасте.
- 31. Характеристика кризиса трех лет. Симптоматика, роль в психическом развитии.
- 32. Игра - ведущая деятельность периода дошкольного детства.
- 33. Социально-историческое происхождение, структура и функции детской игры.
- 34. Мышление и речь в дошкольном возрасте.
- 35. Эмоциональное развитие дошкольника. Эмоциональное неблагополучие ребенка.
- 36. Развитие общения дошкольника со взрослыми.
- 37. Развитие общения дошкольника со сверстниками.
- 38. Основные психологические новообразования дошкольного детства.
- 39. Психологическая готовность к обучению в школе.
- 40. Типичные трудности начального школьного периода.
- 41. Учебная деятельность как ведущая деятельность младшего школьника.
- 42. Структура учебной деятельности.
- 43. Развитие личности младшего школьника.
- 44. Развитие мотивации учения на протяжении школьного возраста.
- 45. Основные новообразования младшего школьного возраста.
- 46. Проблема перехода от младшего школьного к подростковому возрасту.
- 47. Кризисный характер подростничества.
- 48. Интимно-личностное общение со сверстниками как ведущая деятельность подросткового возраста (д.Б.Эльконин).
- 49. Представления о ведущей деятельности в подростковом периоде.
- 50. Психогенная школьная дезадаптация, причины и способы предупреждения и коррекции.
- 51. Психологические новообразования подросткового возраста.
- 52. Патологические нарушения поведения в подростковом периоде.
- 53. Особенности общения подростка со взрослыми.
- 54. Задачи развития в юношеском возрасте.
- 55. Психологические особенности юношеского периода.
- 56. Психологические новообразования юношеского возраста.
- 57. Учебно-профессиональная деятельность, ее значение в юношеском возрасте.
- 58. Психологическая готовность самоопределения. Построение жизненных планов и выбор профессии. Этапы становления профессионального самоопределения
- 59. Проблема девиантного поведения у молодежи: причины, способы предупреждения и коррекции.
- I. Неправильное воспитание
- 60. Предмет психологии среднего возраста.
- 61. Основные виды деятельности взрослого человека.
- 62. Когнитивное развитие в период взрослости.
- 63. Понятие нормативного кризиса зрелости. Продуктивные и непродуктивные пути преодоления возрастных кризисов.
- 64. Проблема периодизации зрелого возраста. Основные задачи фаз зрелости.
- 65. Психологическая готовность к уходу на пенсию. Особенности деятельности в пожилом возрасте.
- 66. Биологические и социальные критерии и факторы старения.
- 67. Психологические изменения в старости и роль личностного фактора в процессе старения.
- 68. Особенности познавательной сферы в период старости и старения.