logo
352225

64. Проблема периодизации зрелого возраста. Основные задачи фаз зрелости.

Отечественный психолог, специалист в области разработки к реализации проблем человекознания Б.Г. Ананьев писал: «Жизненный путь человека - это история формирования и развития личности в определённом обществе, современника определённой эпохи и сверстника определённого поколения. Вместе с тем фазы жизненного пути датируются историческими событиями, сменой способов воспитания, изменениями образа жизни и системы отношений, суммой ценностей и жизненной программой - целями и смыслом жизни, которыми данная личность владеет. Фазы жизненного пути накладываются на возрастные стадии онтогенеза, причём в такой степени, что в настоящее время некоторые возрастные стадии обозначаются именно как фазы жизненного пути,…» (2).

И, наконец, ещё одна из специфических проблем - это определение объективных критериев зрелости человека. Гетерохронность зрелости - это существенная характеристика в индивидуальном развитии человека: не совпадают во времени физическая зрелость, умственная, гражданская и др. Эти трудности привели к тому, что в современной психологической литературе довольно часто понятие «зрелость» заменяется понятием «взрослость», что позволяет избежать многих сложностей и, как правило, выделяют 3 стадии:

Ранняя взрослость от 20 до 40

Средняя взрослость от 40 до 60

Поздняя взрослость от 60 и старше

Каждый из вышеперечисленных возрастных периодов обладает своими особенностями и характеристиками. Возраст - этап развития человека, характеризуемый специфическими для него закономерностями формирования организма и личности и относительно устойчивыми морфофизиологическими и психологическими особенностями. Данное определение не рассматривает изменений социального статуса личности и её ролей, связанных с изменением количества прожитых лет и накопленным социальным опытом.

Характеристика реальный, биологический или физиологический возраст указывает на степень изношенности или, наоборот, сохранности организма человека по отношению к средней ожидаемой в данном возрасте или периоде жизни в конкретных культурно-исторических условиях. Причём в значительном количестве случаев реальный возраст может не совпадать с календарным возрастом, что объясняется как медико-биологическими, так и психологическими и социальными причинами.

Психологический возраст индивида связан с уровнем развития личности и также варьируется в зависимости от конкретных исторических условий, уровня развития общества, принадлежности к социальной группе, а также индивидуальных условий развития личности. Однако можно рассматривать эту категорию и с другой точки зрения, связав возраст индивида с его индивидуальными ощущениями своего возраста.

Социальный возраст оценивается по степени соответствия положения человека существующим в данной культуре нормам, с ожиданиями и требованиями общества по отношению к социальной роли индивида, его статусу в данном возрастном периоде.

Вывод.

1. Не существует жёстких границ начала и завершения каждой стадии развития индивида.

2. Для процессов созревания и инволюции характерны неравномерность и гетерохронность.

3. С учётом влияния внешних и внутренних по отношению к индивиду причин скорость и качество развития его организма, процессы развития и старения, а значит и их итоги, к определённому периоду времени будут сугубо индивидуальными.

Задача развития в зрелости - активное освоение внутреннего мира, нахождение своего пути в нем и через духовную активность - установление контакта с внешним миром. Освоение внутреннего мира начинается в детстве и активно продолжается в подростковом возрасте и юности, но в зрелости оно должно стать преобладающим над освоением физического мира. Человек получает интенсивный доступ к своим духовным силам и возможностям, они начинают компенсировать постепенное убывание физических сил и возможностей во второй половине зрелости. Близкую позицию в отношении задач зрелости отстаивал К. Юнг. Он считал, что в этот период человек должен осуществить переход от экстенсивной к интенсивной позиции, от стремления к расширению и завоеванию жизненного пространства к концентрации внимания на своей "самости". И тогда вторая половина жизни послужит для достижения мудрости, кульминации творчества, а не невроза и отчаяния. Хочется особо подчеркнуть мысль психолога о том, что душа человека второй половины жизни глубинно, удивительно изменяется [55]. Но, к сожалению, большинство умных и образованных людей живут, не подозревая о возможности этих изменений, и вступают неподготовленными во вторую половину жизни.

Таким образом, постепенное накопление духовности - необходимое условие развития человека в зрелости, особенно во второй ее

половине. Однако понятие "духовность" по-разному наполняется в разных религиях, философских течениях, обыденном сознании. В психологии оно часто заменяется другими понятиями, сходными своим содержанием.