logo search
352225

40. Типичные трудности начального школьного периода.

Ребенок, только что начавший школьное обучение, невольно сталкивается с целым рядом проблем, вне зависимости от уровня его интеллектуальных способностей. Основныетрудности в процессе начального обучения вызывает процесс овладения навыками чте­ния, счета и письма. Начало школьного периода привносит в жизнь ребенка два, на первый взгляд, абсолютно противоположных фактора. С одной стороны, он получает гораздо больше свобо­ды, больше независимости, несколько меняется отношение родителей - они меньше, стесняют ребенка запретами и ограничениями. С другой стороны, дети попадают в та­кие условия, которые подчиняют их жизненному ре­жиму и требуют совершенно новых видов деятельности. Если раньше основным занятием ребенка была игра, которую диктовали его собственные мотивы и потребности, то теперь маленький человечек должен сам регули­ровать свое поведение в соответствии с требованиями щ:кольной дисциплины. Живущий пока только в основ­ном эмоциями, а не сознанием, ребенок в школе вынужден подавлять свою активность; подавлять в себе посто­янно возникающие желания. «Новая атмосфера школы с её непривычным для ре­бёнка укладом в физическом и духовном отношении про­изводит неизбежный перелом всей жизни, даже вполне здорового нормального ребенка!», - писал известный рус­ский ученый В.П. Ращенко. Вдвойне труден этот перелом для детей со слабой нервной системой, для детей, :кото­рые ещё в дощкольном возрасте перенесли нервное забо­левание. Часто родители пускают движение этого переходного периода на самотёк, чем очень травмируют психику ребёнка. В самом начале школьного обучения родителям необходимо вместе с ребенком выработать удобный для него режим дня, таким образом, чтобы у него было доста­точно времени и на игру, и на учебу. Программа началь­ных классов предусматривает определенное количество часов, отведенных тому или иному предмету, эти часы, рассчитаны в соответствии со школьной психогигиеной так, чтобы малыш не слишком уставал, но и не расслаблялся. Все проблемы, связанные со сложностями в обучении чтению, счету и письму, в большинстве случаев носят пси­хический характер. Бывает так, что способный ребенок, прошедший квалифицированную дошкольную подготов­ку, под давлением школьной программы не может справ­ляться с возникающими трудностями, в результате чего он с большим трудом усваивает материал школьной про­граммы, который другие дети усваивают с легкостью. Постоянные упреки родителей, учителей, насмешки одноклассников не только не помогают, как считают мно­гие учителя, подхлестнуть детское самолюбие, они, на­оборот, делают ребенка более раздражительным и рассе­янным, лишь усиливая отставание. Второй причиной сложностей в овладении навыками чтения, счета и письма может быть несвоевременная пе­рестройка дошкольника на школьное обучение. Он по-­прежнему много времени уделяет игре, считая школу оче­редной игрой, и родители потакают ему, стараясь каждый раз преподносить невеселые школьные обязанности как очередную игру, веселое занятие, за успешное выполне­ние которого малыш может получить новую игрушку или какую-нибудь сладость. Подобное поведение родителей тормозит развитие самостоятельности, не позволяет ре­бенку выработать определенные навыки и умения.